Л.Н.Толстой - детям. Знакомство с былью Котёнок
Урок литературного
чтения по учебнику
Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого
«Литературное чтение»
УМК «Школы России»
В.В. Рибинская, учитель начальных классов
Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла
Цель:
продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым
произведением «Котёнок», учить работать с текстом.
Задачи: Создание условий для самостоятельной
постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать
текст и эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков
слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие умений
выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение
словарного запаса учащихся.
Оборудование: Текст на каждого ученика; выставка
произведений Л.Н.Толстого; презентация Power Point «Л.Н.Толстой «Котёнок»; конверты с
заданиями для групповой и парной работы; MP3 файлы «Чистоговорка», «Если нравиться тебе, то делай так»; слайд –
фильм Котёнок http://metodisty.ru
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока.
I.
Организационный момент
- Всем –
доброе утро.
Придумано кем-то
просто и мудро:
При встрече
здороваться
«Доброе утро!»
Доброе утро,
деревьям и птицам,
Доброе утро,
улыбчивым лицам,
И стало вокруг всё
добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро
длиться до вечера.
- Давайте так
проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.
II. Подготовка к изучению нового материала
Актуализация опорных знаний
а) Выставка книг Л.Н.Толстого
На перемене вы рассматривали книги.
-Что общего у этих книг? (Их написал Л.Н.Толстой) На
слайде портрет писателя.
- Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы,
сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)
- Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и
взрослых?)
- 625 произведений для детей написал
Л.Н.Толстой.
- Вспомните, с какими из них вы
встречались на страницах азбуки.
б) организация работы в парах
-Поиграем в игру «Найди лишнее»
- Возьмите конверт с цветными
полосками.
(На цветных полосках написаны названия
рассказов: «Два товарища», «Правда всего дороже»,«Господин учитель Жук», «Жучка»,
«Три калача и одна баранка»)
- Найдите среди пяти полосок лишнюю.
Пара, которая справилась с заданием,
возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ. Слайд с
изображением цветных полосок.
- Лишнее произведение - «Господин
учитель Жук», так как все остальные, кроме этого , написал Л.Н. Толстой.
- Отгадайте загадку и догадайтесь, с
каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.
Ученик загадывает загадку классу:
Что
за зверь со мной играет,
Не
мычит, не ржёт, не лает.
Нападает
на клубки,
Прячет
в лапки коготки?
(Котёнок)
Формулировка темы.
- Какую учебную задачу мы поставим на
урок? (Будем читать
рассказ Толстого «Котёнок»).
- А вот этот котёнок будет с нами
играть и во всём помогать. (Учитель показывает игрушку котёнка)
III. Освоение нового знания
Речевая разминка
- Начнём с речевой разминки. Для
чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить
звуки; выразительно читать)
-Один ученик поработает учителем. Он
поможет классу читать слоги. (На слайде записаны слоги , ученик
у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки. )
Ученики
повторяют за диктором чистоговорки:
ол – ил – ул
– ал
Белый кот
клубок катал.
ил –ул –ал
–ол
Он загнал его
под стол
ал – ол – ил
– ул
А затем
загнал под стул
ел – ил – ёл
– ял
долго кот
клубок катал
ил – ел – юл
- ул
Потянулся и
уснул
- Кот играл со своими любимыми
словами и рассыпал их на буквы.
Работа в парах
Составьте из букв слова. Чья пара
справиться с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с
буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у
учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)
На доске слова:
котёнок
котик
котенька
коток
котяра
котище
котёночек
котька
котишка
- Что общего у этих слов? – (У них
одинаковая часть –кот- ; одинаковое значение.)
- Как называются такие слова?
(Такие слова называются родственными.)
Спасибо, говорит вам котёнок. А как
ласково вы называете своего котёнка?
Работа с текстом.
Читают текст подготовленные ученики.
- Какое впечатление произвёл на вас
этот рассказ?
- Чей поступок понравился?
- За кого переживали?
- Какие трудные слова встретили в
тексте?
Работа над лексическим значением слов
Работа в парах по карточкам.
Учащиеся получают карточку.
Объясните значение слов из рассказа
«Котёнок».
Соедините линиями слово и его значение.
Амбар
травянистое дикорастущее с кислым вкусом.
Солома строение для хранения зерна,
муки.
Щавель
стебли пшеницы,
ржи после обмолота.
|
- Что требуется сделать?
(Надо
объяснить значение слов из
рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера. По
завершении работы сверяют свою работу с образцом на слайде.
- Пара, выполнившая задание, поднимает «общую
руку».
Проверка
выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.
- Объясните значение слов.
Амбар
-
строение для хранения зерна, муки.
Щавель - травянистое дикорастущее с кислым
вкусом.
Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.
Физминутка
Если
кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»,
Вот
поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»
Вот
поймает мышку киска,
Дай
за это ей сосиску.
Вот
поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу».
Если
любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»
Если
любят кошку люди, делай так: «цап-царап»
Если
любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если
любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».
IV. Первичное закрепление
Определение стиля художественного
произведения
- Котёнок расшалился и раскидал по классу
буквы.
(На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На
обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.)
- Найдите букву, которая стоит
второй по счёту в алфавите. (Это буква б).
Ученик читает вопрос на карточке с
буквой б.
- Как звали брата и сестру? (Их звали
Вася и Катя)
- На эту букву слова в русском языке
не начинаются. (Это буква ы.)
Вопрос классу на карточке с буквой ы:
- В какое время года у кошки родились котята?
( Котята родились весной)
- На эту букву начинаются слова:
лимон, лук, луна. (Это буква л.)
Вопрос классу: - Почему котёнок
остался один?
( Дети пошли собирать щавель и забыли
про котёнка.)
- Эта буква не обозначает звука. - (Это буква
ь)
Вопрос классу: - Кто спас котёнка? (Вася спас
котёнка)
На доске появляется слово: БЫЛЬ
- Какое слово мы составили? (Хором: быль.)
- Где
вы встречали это слово? (Оно записано в книге под названием «Котёнок»)
- На какое слово оно похоже? (На слово
«было».)
- Мог такой случай с котёнком произойти на
самом деле? –(Да, такой случай с котёнком произойти мог.)
- Тогда догадайтесь, что такое быль. Быль
– случай из жизни.
На
доске табличка
V. Обобщение усвоенного, связь сформированных
представлений с известными фактами
Работа с текстом
- 1 и 2 абзац – чтение хором
3 абзац – жужжащее чтение.
- Найдите в тексте ответ на вопрос «Как
выглядел котёнок?» и прочитайте его.
4, 5, 6 – выборочное чтение
Найдите ответы на вопросы в тексте:
- Как вёл себя котёнок при встрече с
собаками?
- Что сделала Катя?
- Как проявил себя Вася?
VI.
Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.
Составление диафильма из рисунков
Работа в группе.
- Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему
иллюстрации.
- Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои
рисунки и встаньте в той последовательности, как происходили события в были.
- Расскажите каждый, какой сюжет изображён
на вашем рисунке?
|
- Посмотрите слайд - фильм с
рисунками настоящего художника Л.Ходакова.
VII. Контроль за результатами обучения
-
Восстановите пословицу из
слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.
5 учеников перед классом из
карточек составляют из слов пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Получился
наш урок добрым?
- Вспомните, какую учебную задачу мы
ставили на урок?
- Какие задания понравились?
- Что было трудным?
|
«Спасибо за работу на уроке» -
говорит вам котёнок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.