Урок литературного чтения в 4 классе
По рассказу В.П.Астафьева
«Стрижонок Скрип»
Разработка
открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева
«Стрижонок Скрип»
Цели:
1.
долговременную память, логическое мышление и кругозор учебная: формировать
духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль
произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать
устную речь обучающихся;
2.
общедидактическая: развивать творческие
способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки
выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в
нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с
поставленной задачей и условиями её реализации;
3.
воспитательная: воспитывать любовь и интерес
к чтению.
Планируемые
результаты
личностные
(воспитательные) результаты:
- воспитывать
любовь к живой природе;
- бережное
отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
метапредметные
(развивающие) результаты:
- развивать
речь, мышление, память, воображение; расширять учащихся.
предметные
(образовательные) результаты:
- познакомить
учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
- Формировать
навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
- учить
анализировать поступки героев.
Оборудование: презентация
к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах (инсер
Ход
урока сост. Л.Ф.Климанова и др.».
Организационный
т), учебник «Литературное чтение. 4 класс, момент.
Ну-ка,
юный мой дружок,
Ты готов
начать урок?
Все в
порядке на столе?
Есть
порядок в голове?
Чтобы
иметь знания,
Понадобятся терпенье и старанье.
- Эмоциональное
введение в тему.
Слайд
1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы
-
Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и
чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат
неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту
страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце,
чтобы все понять!
- «Где
же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Путешествуя сегодня
по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и
познавательную историю.
- Актуализация
знаний. Стадия
вызова.
- Прием
ассоциаций
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово
«природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
После ответов учащихся на
экране кластер «Природа» (Слайд 2)
- Игра
«Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами
уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название
произведения и автора. (Слайд 3)
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Выскочка»
А.И.Куприн
«Кабан»
В.П.Астафьев
«Приёмыш»
Е.И.Чарушин
«Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин
«Барбос и Жулька»
- «Узнай
по описанию»
Слайды 4-8 (за
правильный ответ можно даватьцветочек или чтщ-нибудь, легче будет выставлять
оценки)
- Он серого цвета. Баловства
не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь,
пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! (Это серый журавль. Из
рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
- Она была маленькая,
тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на
груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
- Он как человек тосковал.
Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно
кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).
- Весёлая она была,
всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
(Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).
- Летом он постоянно с
головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти
на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в
сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
- Подготовка
к восприятию нового.
Тема нашего урока
зашифрована в загадке:
Угадайте,
что за птичка-
Тёмненькая
невеличка,
Беленькая
с живота
Хвост
раздвинут в два хвоста,
Всех
быстрей она летает,
Мошек
на лету хватает,
Если к
нам летит она,
Значит,
началась весна.
Отгадка:
ласточка. (Слайд 9)
-Какие
особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?
-
Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?
- Как
называют таких ласточек? (стрижи)
Тема
нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
- Стадия
осмысления. Чтение с остановками
1) Беседа
об авторе. (Слайд 10)
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для
взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной
травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать,
солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих,
потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как
дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
2) Речевая
разминка
Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 11)
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
(А. Фет)
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте, разделяя на
слоги.
- Прочитайте с ускорением.
4.
Чтение текста. Прием «Инсерт»
Читая текст, учащиеся помечают
соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на
экране (Слайд 12)
V «галочкой»
помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус»
помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс»
помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак»
ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
- Начало дети слушают из
аудиокниги (рождение Скрипа)
- Как вы думаете где
мама?
- Дальше продолжается чтение
учащиеся-учитель-учащиеся.
5.
Первичное восприятие
Обмен впечатлениями.
-
Понравился ли рассказ?
-Что
особенно запомнилось?
- Какие
чувства пробудила эта история?
- Когда
было страшно за стрижонка?
- А в
какие моменты тревожно?
- Физминутка
(релаксация)
Например:
Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.
Подумайте
о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?
Мамин
голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним
другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин
голос, мамины глаза, мамины руки.
Берегите
своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.
Слайд 13
6.
Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
Мерцало -
слабо светилось колеблющимся светом.
Мол,
дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 14
Чтение
1 части.
- Где
и как родился стрижонок?
- Как
повел себя стрижонок?
-
Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и
успокоился)?
- Как
вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?
- Что
принесла мама птенцам?
На
какие микрочасти мы можем поделить эту часть?
1.Рождение
Скрипа.
2.
Стрижата одни.
3.Возвращение
мамы-стрижихи.
Чтение
2 части.
О чем
говорится в этой части?
1.Кормление
птенцов.
2.Скрип
обижен.
3.Жизнь
семьи.
Чтение
3 части.
Как вы
думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О
каком качестве характера это говорит?
-Почему
мама-стрижиха била за это Скрипа?
- Чего
она боялась?
- Знал
ли об этом стрижоно?
- На
какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?
1.Любопытство
стрижонка.
2.Страх
матери.
3.Враги
стрижей.
Чтение
4 части.
-Какие
чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?
-Как
коршуну удалось победить мать - стрижиху(он ее перехитрил)?
-О
каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,
храбрость
самоотверженность)?
-Как
стрижи помогли бедным стрижатам?
-О
каком качестве стрижей это говорит?
На
какие микрочасти мы поделим 4 часть?
1.
Гибель мамы
2.
Беда стрижей.
3.
Дружные стрижи
7.
Составление синквейна
Составление
синквейна на тему «Стрижиха» (работа в тетрадях)
Слайд
14
Правила
составления синквейна:
1. В
первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2.
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
4.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные
части речи)
5.
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Проверка
( на доске):
1.
Стрижиха
2.
Строгая, заботливая
3.
Кормит, воспитывает, оберегает
4. С
ней очень хорошо
5.
Мать.
VI. Закрепление
изученного.
У
каждого ученика карточка, где он ставит + или - .
- Стрижонок
вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
- Мама
принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
- Понял
стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
- Таких
норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
- Скрип
был любопытный стрижонок.
- Однажды
мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
- Стрижи
– очень дружный народ.
- Скрип
сразу сделал себе глубокую норку.
- Стрижи
улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
–
Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на
слайде)
1.
ошибка – 5.
2
ошибки – 4.
3 ошибки – 3.
VII. Рефлексия. Итог
урока.
Прочитайте
пословицы:
«При
солнышке тепло, при матери добро»
«Друзья
познаются в беде»
«На
друга надейся, а сам не плошай!»
Выберите
пословицу, которая определяет главную мысль нашего произведения.
Звучит
музыка (звуки леса).
-
Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и
я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою –
Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим
пернатым.
Будем
птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
Выберите
из конверта кружок такого цвета, каким бы вы оценили работу группы; свою работу
на уроке.
Жёлтый –
отлично, у меня всё получилось
Зелёный -
хорошо, в некоторых вопросах я сомневался
Красный –
надо ещё постараться, мне оказывали помощь товарищи.
Цели: обобщить знания учащихся
по теме «Природа и мы»; проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко
поняли произведения из данного раздела.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся
читают выписанные ими дома эпитеты, использованные для описания лебедей и
стрижей, из произведений «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип»
В. П. Астафьева.
– Нравятся ли вам эти птицы? Чем?
–
Интересно ли было вновь перечитать произведения?
Физкультминутка
III.
Обобщение знаний учащихся.
Данный
этап урока учитель может провести по-разному: в форме викторины,
конкурса на лучшее знание произведений и их авторов, в форме проверочной
работы, теста, в форме диалога между учащимися (когда ученики
сами задают друг другу вопросы по
прочитанным произведениям).
ТЕСТ
1. Как
назвал свой рассказ М. М. Пришвин?
а)
«Попрошайка»;
б)
«Выскочка»;
в)
«Зазнайка».
2. Кто главный герой рассказа М. М.
Пришвина?
а)
Собака;
б)
сорока;
в) ворона.
3. Кем ещё был писатель Е. И. Чарушин?
а)
Художником;
б)
музыкантом;
в)
врачом.
4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал
ходу» из зоопарка?
а)
Кабанов;
б)
медведей;
в)
оленей.
5. Стрижонок Скрип был:
а)
храбрым;
б)
трудолюбивым;
в)
жадным.
Проверка ответов
учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга).
Ответы:
1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б.
IV. Итог урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.