Урок литературного чтения в 4 классе. УМК
«Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»
Цель урока:
Обобщить знания детей о басне и
русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
Понимание ключевых
проблем произведения, умение анализировать литературное произведение
формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование
собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
Метапредметные
Личностные УУД:
- ориентация на
понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль
результата.
Регулятивные УУД:
- определять и
формулировать цель урока,
- проговаривать
последовательность действий на уроке,
- учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными
видами чтения
- осуществлять анализ и
синтез
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
- умение воспринимать текст на слух
- умение отвечать на
вопросы
- вести диалог, умение
подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения, умение
организовать собственную деятельность.
Тип
урока - обобщение.
Форма
урока - урок-презентация.
Оборудование: компьютер,
проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты
баснописцев.
I.
Организационный
момент
·
Прозвенел
звонок
Начинается урок.
Нам надо многое
понять,
Чтоб читателями стать.
·
У нас на уроке присутствуют гости,
поприветствуем их.
·
Повернитесь
лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте
хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю
успехов на уроке.
II.
Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний
У. На протяжении нескольких уроков
мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)
Мы
закончили изучать этот раздел ,сегодня у нас обобщающий урок.
Определим
для себя цель
( Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских
баснописцев и их басни)
Слайд1
У. Что такое
басня?
Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или
прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни
вызывают смех, жалость, возмущение.
У. Как возникли
басни?
Д..
Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались
из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий
баснописец Эзоп,
Слайд1
который жил в VI веке до н.э. Легенда
рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их
пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
У. Кого
называют баснописцами?
Д. Баснописцами называют создателей басен.
У. Что осуждают
и высмеивают баснописцы?
Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность,
хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с
легким юмором или иронией.
У. Что такое
ирония?
Слайд2
Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
У. В баснях используется
аллегория. Что это такое?
Слайд2
Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках
хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и
жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и
старательность – образе Муравья.
У. Всякая басня
содержит мораль. Что это такое?
Слайд2
Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.
III.
Работа по теме. Обобщение.
У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми
произведениями русских баснописцев, сейчас проверим, как хорошо знаете их
басни.
Слайд3
1.По фразе
отгадайте басню, автора.
- Все лето стрекоза в то только
и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела. ( Ив.Ив. Хемницер «Стрекоза»)
У.
Назовите мораль.
Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд4
- Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»)
У. Чем
отличаются басни Л. Н. Толстого?
Слайд5
- Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька
Внизу уж очутилась. (Ал. Еф. Измайлов «Лестница»)
У. Назовите
мораль.
Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд6
- А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (Ив. Ив.Дмитриев
«Муха»)
У. Какие ещё
басни этого автора знаете?
2. Работа в
группах
У. Кто
великий русский баснописец?
Слайд7
- Сейчас мы попадём в чудесную
страну басен Крылова. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников,
исследователей.
Прежде чем туда войти,
вспомним правила работы в группах:
-Работай дружно, по плану.
- Умей выслушать другого.
-Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – доказывай
свою точку зрения.
Слайд8
У. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням
И.А. Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы.
Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит
- название басни,
- чему учит басня,
- мораль этой басни.
Осёл и соловей
(пороки-глупость, мораль-мастерство должны оценивать специалисты, а не любой
невежда с улицы)
Квартет (пороки – глупость, бездарность, невежство,
самоуверенность, мораль – если нет таланта, то нечего браться за дело)
Мартышка и очки (пороки –
невежство, глупость, мораль – сам не знает, а говорит)
Физминутка
У. Встали. Если вы
услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит друим русским баснописцам -
присядьте. Условия
понятны? Будьте внимательны!
1. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
2. Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов
«Стрекоза и Муравей»)
3. Послушайте меня, я не
совру,-
Кукушка говорила птицам,
Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов
«Кукушка»)
4.Друг друга братом всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья»)
5. Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали. (Крылов
«Мартышка и Очки»)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным,
тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.
( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки»)
3.
Слайд9
Внимание
«Чёрный ящик»
1. Здесь находится
предмет, с которым
«была плутовка такова»
басня «Ворона и Лисица»
Слайд10
Внимание
«Чёрный ящик»
1. В нём находится
предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала» Очки
басня «Мартышка и Очки»
Слайд11
4. Творческая
работа. Игра в театр.
Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и муравей»
У. Но
прежде чем послушать наших актёров, хочу,
чтобы вы обратили внимание на выразительность,
на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни.
-Кого напомнила стрекоза?
- Муравей?
- В чём смысл басни?
- Назовите крылатую фразу?
V. Контроль знаний
У. Ребята, мы с вами
повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с понятиями
басня, мораль, аллегория.
Проверим при помощи
теста ваши знания.
Тест
- Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии,
случае;
Б) короткое нравоучительное произведение,
в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной
форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2. Вывод
в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В)
наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма,
характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В)
описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов;
Г) Ломоносов.
Слайд12
Взаимопроверка(
проверка по слайду)
1) б, 2) б, 3) а, 4) б.
VII. Итог урока.
Достигли цели.
- Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми,
честными, справедливыми, учит нравам.
- Согласитесь ли вы с тем, что
басни И.А. Крылова устарели?
- Басни Крылова давно уже называют
копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми
выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк,
Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых
выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без
недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с
глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с
трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни
легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.
Басня актуальна и сегодня.
·
В нашей библиотеке есть много книг , кого
заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
·
Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова,
представленную в классе.
·
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся
слова русских баснописцев, которые помогут вам стать лучше.
Рефлексия
У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с
урока.
Слайд13
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.