Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»

Скачать материал

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»

Цель урока:

Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.

Задачи урока

Предметные:

Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.

Метапредметные

Личностные УУД:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

-  проговаривать последовательность действий на уроке,

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- пользоваться разными видами чтения

- осуществлять анализ и синтез

- строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать текст на слух

- умение отвечать на вопросы

- вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения,    умение организовать собственную деятельность.

Тип урока - обобщение.

Форма урока - урок-презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

 

I.                   Организационный момент

·         Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

·         У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

·         Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

II.  Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний

У. На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)

Мы закончили изучать этот раздел ,сегодня у нас обобщающий урок.

Определим для себя цель

( Повторить  литературоведческие понятия,  вспомнить русских баснописцев и их басни)

Слайд1

У. Что такое басня?

Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

У. Как возникли басни?

Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп,

Слайд1

 который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

У. Кого называют баснописцами?

Д. Баснописцами называют создателей басен.

У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?

Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

У. Что такое ирония?

Слайд2

Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

У. В баснях используется аллегория. Что это такое?

Слайд2

Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

Слайд2

Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

 

III. Работа по теме. Обобщение.

У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских баснописцев, сейчас проверим, как хорошо знаете их басни.

Слайд3

1.По фразе отгадайте басню, автора.

- Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела. ( Ив.Ив. Хемницер «Стрекоза»)
У. Назовите мораль.

Какие ещё басни этого автора знаете?

 

Слайд4

- Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»)

У. Чем отличаются басни Л. Н. Толстого?

 

Слайд5

- Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька

Внизу уж очутилась.  (Ал. Еф. Измайлов «Лестница»)

У. Назовите мораль.

Какие ещё басни этого автора знаете?

 

Слайд6

- А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (Ив. Ив.Дмитриев «Муха»)

У. Какие ещё басни этого автора знаете?

 

2. Работа в группах

У.  Кто великий русский баснописец?

Слайд7

- Сейчас мы попадём в  чудесную страну басен Крылова. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти, вспомним правила работы в группах:

 

-Работай дружно, по плану.

- Умей выслушать другого.

-Уважай мнение других.

- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

Слайд8

У.  Ребята, я  буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням И.А. Крылова. Заметьте, среди  иллюстраций есть и ваши работы.

Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит

- название басни,

- чему учит басня,

- мораль этой басни.

Осёл и соловей (пороки-глупость,  мораль-мастерство должны оценивать специалисты, а не любой невежда с улицы)

Квартет (пороки – глупость, бездарность, невежство, самоуверенность, мораль – если нет таланта, то нечего браться за дело)

 Мартышка и очки  (пороки – невежство, глупость, мораль – сам не знает, а говорит)

 

Физминутка

У. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо­вой.   Если басня принадлежит друим русским баснописцам - присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

1. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.         (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

 

2. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.             (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

 

3. Послушайте меня, я не совру,-

    Кукушка говорила птицам,

   Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов «Кукушка»)

 

4.Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья»)

 

5.     Мартышка тут с досады и с печали

    О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.        (Крылов «Мартышка и Очки»)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен  И.А. Крылова сейчас прозвучали.

( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки»)

3.

Слайд9

Внимание «Чёрный ящик»

1. Здесь находится предмет, с которым

«была плутовка такова» 

басня «Ворона и Лисица»

Слайд10

 

Внимание «Чёрный ящик»

1. В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала» Очки

 басня «Мартышка и Очки»

 

Слайд11

4. Творческая работа. Игра в театр.  Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и муравей»

У.   Но прежде чем  послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили  внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни.

-Кого напомнила стрекоза?

- Муравей?

- В чём смысл басни?

- Назовите крылатую фразу?

V. Контроль знаний

 

У. Ребята, мы с вами повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с понятиями басня, мораль, аллегория.

Проверим при помощи теста ваши знания.

 

Тест

  1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение;  Б) мораль;  В) наставление;   Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание;  Б) заклинание;   В) описание;   Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен;  Б) Эзоп;  В) Крылов;  Г) Ломоносов.

 

Слайд12

 

Взаимопроверка( проверка по слайду)

1) б, 2) б, 3) а, 4) б.

 

VII. Итог урока.

Достигли цели.

- Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня.

·         В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.

·         Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.

·         Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова русских баснописцев, которые помогут вам стать лучше.

Рефлексия

У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

Слайд13

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Басни. Русские баснописцы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе с использованием технологии создания проблемной ситуации на уроке. Цель урока: Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы. Урок сопровождается показом презентации. Форма работы: работа в группах. Учащиеся перечитывают текст и находят в нем нужные фрагменты, вглядываются в окружающую действительность, анализируют и делают выводы. Урок соответствует требования ФГОС НОО. Конспект полезен учителям, работающим по УМК «Начальная школа 21 века». Проверка знаний учащихся на уроке осуществляется с помощью теста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.08.2020 888
    • DOCX 28 кбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Людмила Николаевна
    Романова Людмила Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77564
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек