Тема
урока: Звуки [ д ] , [д’] и
буква Д д
Цель урока:познакомить
со звуками [ д ] , [д’] и буквой, которая их обозначает.
Задачи урока:
1)
учить отличать звуки
[ д ] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
2)
учить читать слоги и слова
с новой буквой;
3)
расширять кругозор
учащихся, знакомя их с новыми видами животного мира и новой профессией;
4)
развивать логику и умение
выделять признаки в предметах, вычленяя общие признаки в нескольких словах;
5)
воспитывать интерес к
миру профессий.
Ход урока .
I.
Мобилизующий этап.
II.
Формулирование
учащимися темы и цели урока.
У. Начнем наш урок со следующего задания. Замените
произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с
каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Произношу сочетание слов : короткая
ночь
Д. Словосочетание короткая ночь противоположно
сочетанию длинный день . Первое слова в нем начинается со звука [
д ], второе -[д’]. значит тема сегодняшнего урока звуки [ д ] , [д’] и
буква, которая их обозначает.
У. Отталкиваясь от темы,
сформулируйте цели нашего урока.
Д . цель урока- познакомиться со звуками [ д
] , [д’] и буква, которая их обозначает; учиться отличать звуки [ д
] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться
читать слоги и слова с новой буквой.
III.
Знакомство с новыми
звуками.
Учитель показывает детям две картинки- собака
породы водолаз, и рабочий – водолаз.
У. Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, можно ли назвать
эти предметы одним словом? Если можно, то каким?
Д. На первой картинке нарисована собака. Это порода собак, которая хорошо
плавает. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз.
Д. На второй картинке изображен водолаз. Это человек, который работает в
специальном костюме под водой.
Д. Оба предмета назван одним словом- водолаз.
У. Произнесите слово « водолаз» и определите, сколько в нем слогов.
Произнесите второй слог, выделяя первый звук. Назовите выделенный звук.
Определите, как проходит воздух через горлышко
при его произнесении, каков характер его звучания и сделайте выводы.
Д. При произнесении звука [ д ] воздух проходит через горлышко,
встречая преграду. Значит, он согласный. При произнесении слышится голос и шум.
Значит он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит звук [ д ]-
согласный, твёрдый, звонкий.
У. Профессия водолаза интересна, но трудная и опасная. В воде его могут
подстерегать разные опасности. Например , в водах одной из жарких стран нашему
водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и
восемь звуков, из них два одинаковых согласных звуков. Какое это животное?
Д. Это крокодил.
Дальше идёт работа по выявлению в третьем
слоге первого звука. Звука [д’].
Вывод : Звуки [ д ] , [д’] обозначается буквой Д.
IV.
Физкультминутка .
Сейчас мы с вами будем повторять погружения
водолаза в воду и выход на поверхность. Если в произнесенном слове есть звук [
д ] , [д’] ,то вы поднимаетесь или опускаетесь в воду как водолаз. Если в
слове нет новых звуков. То вы делаете движения головой вправо-влево, изображая
разминку водолаза на берегу.
Спуск, медленно, вода, водоём, дно, рыбы,
рачки, подплыл, поднял, подъём.
V.
Чтение слогов,
слов и текста с новой буквой.
А
О
Д И
У
Е
А
О
Д И М
Р
У
Е
У. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть этого
прекрасного мира отражена в этой записи.
Д. Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.
Получилось Медуза Бельдюга Дюгонь Мидия
У. Молодцы, ребята. В правильно прочитали эти слова. Скажите, что в них
есть общего?
Д. -все эти слова обозначают названия животных, которые живут в море или
океане.
- во всех словах есть буква Д
У. Найдите признаки , по которым три слова из данных четырёх можно
объединить, а одно исключить.
Д.
·
Слова бельдюга, мидия и
дюгонь буква д обозначает мягкий звук [д’], а в слове медуза
твёрдый.
·
Слова бельдюга, мидия,
медуза имеют по три слога, а дюгонь- два.
·
В словах бельдюга, медуза
и дюгонь ударение падает на на второй слог, а в слове мидия- на
первый.
У. На
какие две группы можно разделить эти слова?
Д. бельдюга и дюгонь -это рыбы, а мидия, медуза-нет.
У. Посмотрите
внимательно на текст. Что с ним нужно сделать?
?
Водолаз- ма.тер на все .уки. под .одой приходится быть
и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры.ником, и элетро.варщиком.
строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод- без водолаза не
о.ойтись. водолаз заде.ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна
за.онувший .рабль.
Д. Надо
прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его.
У. Озаглавьте
этот текст, используя предложение из текста.
У. Можно
текст назвать « Мастер на все руки».
У. Как
вы понимаете выражение» мастер на все руки?»
Д. Так
говорят про человека, который умеет делать многое сам и делает эту работу очень
хорошо.
VI.
Итог урока .
Вопросы учителя: - что нового узнали на уроке?
-с каким
звуком и буквой познакомились?
Охарактеризуйте эти звуки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.