Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №1 с.Александровское»
Урок литературного чтения с применением
технологии РКМЧП
(УМК «Перспективная начальная школа»)
2 класс
Выполнила: Козленко Любовь Николаевна
Тема: О любви. И. Тургенев. Воробей.
Тип урока: модельный урок по технологии РКМЧП (Развитие
критического мышления через чтение и письмо).
Вид урока: работа с художественным текстом.
Технология: РКМЧП (приём «Чтение с остановками или
чтение-размышление под руководством учителя».
Цель: развитие критического мышления.
Задачи:
Образовательные: совершенствование навыка чтения, расширение круга знаний
учащихся о классиках русской литературы – об И. С. Тургеневе.
Развивающие: продолжить работу над развитием речи учащихся,
умением выстраивать своё высказывание, выдвигать предположения, анализировать и
систематизировать полученные знания.
Воспитательные: воспитывать терпимое отношение друг к другу в процессе
работы над текстом, отношения поддержки и взаимопомощи.
Компетентностные: формировать умение общаться, слушать и слышать других
участников процесса обсуждения, строить и высказывать собственное мнение о
прочитанном.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, учебник «Литературное
чтение» 1 часть, раздаточный материал – распечатка текста И. С. Тургенева
«Воробей» для каждого учащегося, карточки со словами «благоговеть», «благоговея».
Ход урока.
1.
Проверка домашнего
задания.
(с.144, задание Гостеприимного Барсука)
- Гостеприимный Барсук знает главный секрет: что такое
настоящее богатство. Кому из вас удалось раскрыть этот секрет?
- В чём заключается настоящее богатство?
2.
Вступительное слово
учителя.
- Сегодня мы будем читать текст Ивана Сергеевича
Тургенева. Тургенев – классик русской литературы. Родился он в 1818 году в г.
Орле, умер в 1883 году. Он воспитывался в достаточно обеспеченной семье. Его
отец был отставным кавалерийским офицером, из богатого дворянского рода. Мать –
из семьи помещиков. Первое образование Иван Тургенев получил в семье, а учил
его секретарь матери. Когда Ивану было 9 лет, семья переехала в Москву, где он
учился в частных школах. К 14 годам Иван Тургенев свободно разговаривал на трёх
иностранных языках и хорошо знал лучшие произведения русской и европейской
литературы. Очень любил Тургенев читать. В 15 лет он поступил в университет и,
будучи ещё студентом, стал пробовать писать первые свои произведения. В основном,
он писал произведения для взрослых и детей старшего возраста. Но не обошёл он и
маленьких детей.
3. Работа с художественным текстом.
А). Стадия «Вызова».
- Текст, который мы будем сегодня читать, называется «Воробей».
Давайте выскажем предположения, о чём может быть этот текст. Все ваши мысли я
буду фиксировать на доске.
(составление кластера, каждый ученик должен быть
услышан; время до 5 минут)
Б). Стадия «Осмысление»
1. Правила работы с текстом.
- Сегодня мы будем читать особым образом – с
остановками. Каждый из вас получит текст на отдельном листе. Текст поделён на
три части. После каждой части надпись: первая остановка, вторая и т. д. Читать
можно только ту часть, которую я назову, дальше читать нельзя. Очень важно
суметь сдержать своё желание читать дальше.
2. Работа с художественным текстом.
Чтение 1-ой части (дети читают самостоятельно
3 минуты).
Обсуждение прочитанного:
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Откуда возвращался автор?
- Какая у него была собака?
- Каким вы представляете себе воробья?
- Какой признак называет автор, который точно
указывает на молодость воробья? Зачитай эти слова.
- Такого воробья ещё можно назвать желторотым, т. е.
очень маленьким. Умел ли он летать? Докажи словами текста.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Чтение 2-ой части (3 минуты).
Обсуждение прочитанного.
- Как повела себя собака?
- Что произошло дальше? Расскажи.
- Кем был этот воробей молодому воробью?
- Как он спасал своего ребёнка? Прочти.
- Прочти ещё раз последнее предложение. О какой силе
говорит автор?
- Предположите, что будет дальше.
Чтение 3-й части (3 минуты).
- Прежде, чем читать последнюю часть, найдите в
Толковом словаре значение слова «благоговеть», постарайтесь запомнить его
толкование. В тексте вам встретится форма этого слова «благоговея», при чтении
вы можете повторно обратиться к словарю, чтобы лучше понять смысл прочитанного.
(на доске слова: благоговеть, благоговея)
Обсуждение прочитанного.
- Как повёл себя пёс?
- Как поступил автор?
-Благоговеть – значит гордиться? Восхищаться? Уважать?
Преклоняться?
- Кто же испытывает это чувство?
- Что же за сила заставила воробья броситься на помощь
своему ребёнку?
- В чём сила родительской любви?
В). Стадия «Рефлексия».
- Вернёмся к нашему кластеру. Смогли ли мы в начале
урока определить, о чём будем читать текст, его тему?
- Давайте определим её.
- Этот текст дали прочитать Маше и Мише Ёжик и
Медвежонок – герои сказок Андрея Усачёва (с. 145 – учебник).
- В их библиотеке очень много книг о животных, о
людях, … о любви. Любовь – это чувство, которое толкает человека на совершение
благородного поступка. Где у человека находится хранилище этого чувства?
- О какой любви поведал нам Иван Тургенев?
- В чём же заключается родительская любовь?
Д). Распаковка.
- Вспомните свои ощущения, когда вы узнали, что читать
мы будем сегодня особым образом.
- Какие чувства вы испытывали, читая текст и
продвигаясь от части к части?
- Какие чувства вы испытали, когда прочли текст до
конца?
- Легко ли вам было удержаться, чтобы не прочесть
дальше?
3.
Домашнее задание.
- Напишите письмо Воробью. Вспомните правила написания
писем. Важно, чтобы вы в своём письме высказали своё отношение к поступку
Воробья. Успехов Вам.
Иван Тургенев
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака
бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как
бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал
берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие
крылышки.
Первая остановка.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,
сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед
самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком
прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но
всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал,
он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была казаться ему
собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … Сила,
сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Вторая остановка.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал
эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился,
благоговея. Да. Не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической
птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти. Только любовью
держится жизнь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.