1)-Я
предлагаю вам поработать парами с толковым словарём.
-На
какой вопрос мы сможем ответить, используя толковый словарь?
+
Что такое гимн.
(дети
работают в парах, выписывая в тетрадь значение слова, затем озвучивают)
+Гимн-
хвалебная песня.
+
Гимн- торжественная песня, принятая как символ государственного единства.
-
Итак, мы с вами выяснили, что же такое гимн. Над каким вопросом далее будем
работать?
+
Какие признаки гимна можно увидеть в стихотворении»Русь»
2)-
А сейчас, объединитесь в группы, в которых вы работали при подготовке к
уроку.
-
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обсудите в группах вопросы, которые
вам предложены. Запишите ответы на вопросы в тетрадь.
(дети
работают в группах несколько минут, затем каждая группа озвучивает свои
ответы на вопросы)
(вопросы
записаны на карточках и раздаются группам для работы)
-Что
напоминает стихотворение по характеру стихосложения?
+
Стихотворение напоминает народную песню.
Как
называется такая стихотворная форма?
+
Стихотворение написано былинным стихом.
-
Почему для своего стихотворения поэт выбрал именно такую форму стихосложения?
+Былинный
стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.
+
Былины воспевали русских богатырей, их подвиги. Поэт воспевает страну,
могучую, как богатыри, сильную, могучую.
-
Дополни предложение: Стихотворение Никитина «Русь» похоже на ….
+
Стихотворение «Русь» похоже на песню.
(на
доске открывается запись: Стихотворение «Русь» - песня).
3)-
Продолжим работу в группах.
Прочитайте
стихотворение ещё раз, разделите его на смысловые части, дайте название
каждой части
(группы
работают, озвучивают количество частей, название)
-
Сколько частей у вас получилось?
+Получилось
3 смысловые части.
А)-
Прочитаем 1 часть. (читает представитель одной из групп).
-
Все ли согласны, что именно здесь заканчивается 1 часть?
Чему
она посвящена?
+
Описывается природа Руси.
-
Стихотворение начинается описанием природы. Прочитаем вслух это описание
+(читает
представитель любой группы).
-
Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград
и кружащийся снег?
+
Одновременно это увидеть нельзя.
-
Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины. Какой образ
пытается создать автор для своих читателей?
+
Поэт стоит так описание природы для того, чтобы показать каоую огромную
территорию занимает Русь. Хочет создать образ необъятной Родины с красивой
природой.
-
найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатление от природы Руси.
+
Широка, ты Русь……
-
Какие чувства испытывал когда писал эти строки?
+
Любовь к родной русской природе, почитание, гордость.
-
Какие у вас возникли чувства при чтении этой части стихотворения?
+Радости
от ощущения прелести природы……..
-
Что же воспевает автор в этой части стихотворения?
+Воспевает
красоту русской природы.
(под
первой записью на доске открывается запись:
Стихотворение
«Русь» - воспевает красоту русской природы.
Б)-
Прочитаем вслух вторую часть.
+
Все
ли согласны, что здесь заканчивается 2 часть?
Чему
она посвящена?
+Эта
часть посвящена истории России.
-
Прочитаем первые четыре строфы этой части.
+
-Что
заметили необычного?
+
Эти строфы представляют собой вопросительные предложения
-
Как вы думаете, требуют ли эти вопросы ответа?
+
+Ответ
ясен из смысла стихотворения, из дальнейшего текста.
-
Ребята, такие вопросы, ответ на которые ясен и автору и читателю, называются
риторическими. Утверждение, в форме риторического вопроса, включенное в
текст, становится более весомым и значимым.
Прочитайте
эти строфы ещё раз, передавая голосом значимость и весомость утверждений.
-
Назовите, исторические события, о которых пишет ИС Никитин во 2 части
стихотворения.
+
Татаро – монгольское нашествие, борьба с литовскими захватчиками, война 1812
года.
-
Готовясь к уроку, вы работали в группах и подготовили исторические справки в
форме электронной презентации об исторических событиях, описанных в
стихотворении. Слово группам.
1
группа.
На
полях своих,
Под
курганами,
Положила
ты
Татар
полчища.
(
справка – презентация о Татаро – монгольском нашествии на Русь)
2
группа.
Ты
на жизнь и смерть
Вела
спор с Литвой
И
дала урок
Ляху
гордому
(справка
– презентация о борьбе с литовскими и польскими завоевателями).
3
группа.
И
давно ль было,
Когда
с запада
Облегла
тебя
Туча
тёмная.
(справка
– презентация об Отечественной войне 1812 года).
-
Из ваших презентаций мы увидели, что русский народ неоднократно поднимался на
защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
-
Какое ещё историческом событие 20 века мы можем увидеть за стоками
стихотворения?
+
Отечественную войну 1941 -1945 года.
-
Автор стихотворения не указывает точной даты, но пишет о том, что «… в глухих
степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки.
Этим
он выражает уверенность в том, что и впредь, если будет необходимо, русский
народ встанет на защиту своей Родины.
-
Что же воспевает автор в этой части стихотворения?
+
Он воспевает силу, стойкость русского народа, преданность своей Родине.
(
на доске открывается третья запись:
Стихотворение
«Русь» - воспевает силу, стойкость, мужество русского народа.
В)
Прочитаем 3 часть стихотворения.
+
-
Чему она посвящена? Что в ней воспевается.
+
В ней описывается богатство родной земли.
+
Гостеприимство русского народа.
+Открытость
страны для тех, кто придёт с добром.
+
Славится Русь.
(
на доске открывается запись:
Стихотворение
«Русь» - воспевает величие Руси.
-
Прочитайте две последние строфы стихотворения.
+
Что
значит, для поэта любить Русь?
+Любить
природу Руси
+Любить
русский народ.
+
Знать и помнить историю своей Родины.
-
Вот мы с вами и разобрали новое стихотворение ИС Никитина «Русь»
Какой
вопрос мы поставили для себя в начале урока?
+
Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?
-
Можете ли вы теперь ответить на поставленный вопрос.
+
Можем.
Г)-
Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей
земле потому что……..
(дети
работают в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, используя
запись на доске.)
+
стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле, потому что оно звучит
как величальная песня.
+
В нём прославляется природа Руси
+
Прославляется историческое прошлое Руси
+
Прославляется мужество и стойкость народа.
+
Воспевается величие Руси.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.