Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения С.Васильев " Белая береза"

Урок литературного чтения С.Васильев " Белая береза"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Материалы к уроку.docx

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения С.Васильев " Белая береза""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ открытый урок по чтению.docx

Открытый урок по литературному чтению для учителей начальных  классов в рамках проведения семинара « Организация патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания младших школьников в рамках ФГОС.

 

                                                                                                                             28.03 2013 г. МБОУСОШ №2.

 Тема урока: С.Васильев « Белая береза».

Цель урока: воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию средствами выразительного чтения

Ход урока

1.       Актуализация темы.

Сегодня  мы с вами будем читать произведение С.Васильева « Белая береза» и размечать его для выразительного чтения. Сделайте прогноз о чем может пойти речь в произведении?

Показ фотографий времен Великой Отечественной войны под  аудиозапись С.Левитана

« Граждане и гражданки Советского Союза…» от 22 июня 1941 г. Как вы думаете , почему запись плохо звучит, имеет звуковые дефекты?

 Как вы думаете, какое это отношение имеет к нашей теме урока?

 

2.       Первочтение.

Читает учитель. Показ презентации о раненой березе. Ребята, отметьте непонятные слова. Прочтите по словарю С. Ожегова вслух.

 

3.   Самостоятельное чтение.

Прочитайте  текст самостоятельно. Определите тему. Чтение происходит под минусовку песни « Священная война». Происходит обсуждение темы. Учитель открывает запись  на доске « Случай с березой во время Великой Отечественной войны»

 

4.       Чтение одним ребенком вслух.

Определите идею. Выразите ее словами автора. Обсуждение идеи. Учитель открывает запись на доске. « Родную, русскую березу в обиду больше не дадим». При записи идеи я намеренно допустила ошибку, найдите какую и объясните, почему эта ошибка может считаться грубой.  ( Пропущен восклицательный знак в конце предложения)

О каком времени идет речь в тексте? Когда произошла Великая Отечественная война? Какой это был век? Далее один ребенок выступает с докладом об истории войн в России в 20 веке.

Сдержали ли русские воины слово, данное своему народу?

Кто или что является главным героем этого произведения? О каких других деревьях мог писать Васильев? Почему не написал об осине или о клене? Почему пишет о березе? Что смогли прочитать между строк.

Доклад ребенка о символе России.

« Береза –символ России, русской чистой души, стойких и красивых русских женщин. Защищая березу солдаты защищали Русь с ее традициями , православной верой, русским народом. Многие из них приняли мученическую смерь. « Нет больше той любви, кто душу положит за други своя» Однажды, когда  война уже подходила к концу, на подступах к Берлину , русский солдат увидел березу. Подойдя к ней, он начал ее ругать, называть предательницей и другими плохими словами. Его друзья-солдаты удивились его поведению. А он сказал, что символ России на вражеской земле, на земле убийц русского народа- это знак предательства.

 Береза олицетворение чувств, душевного состояния русского народа. На Соловках, где тысячи людей приняли мученическую смерть, березы растут в виде креста»

5.     Чтение по смысловым отрывкам. Определение жанра и формы произведения. Доказательства.

 

Это стихотворение в форме монолога. Здесь есть рифмы. Приводят примеры, ритм, приводят примеры. Рассказ идет от имени одного героя.

 

  6.Фронтальная работа. Языковой анализ текста.

 

Прочитайте первые две строки. Найдите контекстуальные антонимы ( береза-бомба).  Объясните их значение.

В третьей строке найдите контекстуальные синонимы. Объясните их значение. По какому признаку эти слова являются синонимами? ( цвет, состояние, боль).

 Читаем последнюю строку в первом четверостишии. Как выглядела кора? Замените синонимами. Какую картину представили?

В двух следующих строчках сосчитайте количество согласных звонких и глухих. Каких больше и почему?

В следующей строке найдите глагол. Уберите в нем приставку. Что изменилось?. Как уместнее использовать слово с приставкой или без? Объясните лексическое изменение в слове.

 Читаем последнюю строчку этого четверостишия. Что хотел сказать автор?

 Читаем следующую строку и находим однокоренные слова. Можно ли сказать, что это неоправданный повтор?

Читаем следующую строчку. Отметим последнее слово. Упустим его. Как изменилось значение предложения?

 Прочтите следующие две строчки. Что этим хотел сказать автор?. В последнем предложении упустим третье слово. Что нарушилось в предложении?

 Найдите в стихах три основные даты войны, основываясь лишь на словах автора(  « Я помню ранило березу осколком бомбы на заре»- 22 июня 1941г,  « Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой»- 5 декабря 1941 г., « И рано-раненько весною»-9 мая 1945 г.)

7.Разметка текста для выразительного чтения.

Чтение по смысловым абзацам. Определение настроения, разметка пауз, логических ударений, составление партитуры текста ( Как выделим логические ударения: повышением, понижением голоса, по слогам, большими паузами с двух сторон и др.)

 

8.Выразительное чтение на оценку.

 

Чтение одним ребенком под аудиозапись С. Левитана « От Советского информбюро» от 8 мая 1945г.

 

9. Итог урока.

 

Как вы думаете, ребята, какую цену пришлось заплатить русским солдатам для того, чтобы сдержать свое слово? Что должны чувствовать наши друзья и наши враги, когда мы будем читать это стихотворение? Под музыку из кинофильма « Офицеры» все дети выходят к доске, держа в руках рисунки о войне, фотографии родственников- участников Великой Отечественной войны, медали, фронтовые реликвии.

Минута молчания. Скажите идею стихотворения хором. Что вы поняли за сегодняшний урок?

 

10. Домашнее задание.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения С.Васильев " Белая береза""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературного чтения по темаическому планированию относится в раздел 4 четверти 3 класса. Может быть проведен в мае, приурочив его к празднованию Дня Победы. Для проведения урока была подготовлена не только презентация, фрагменты аудиозаписей, рисунки. Учащиеся совместно с родителями полготовили для его проведения сесмейные реликвии-фотографии родственников-участников Великой Отечественной войны, боевые медали, ордена и др. Продуктом урока должно стать выразительное чтение стихотворения. В подготовке урока использована технология Н.А.Пленкина, ИКТ-технологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2156
    • RAR 11.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Башук Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Башук Татьяна Ивановна
    Башук Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7892
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек