Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения С. Есенин

Урок литературного чтения С. Есенин

Скачать материал

Тема урока: Поэтические странички. С. Есенин «С добрым утром!»

Цель урока: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения       учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

Задачи урока:

  • формирование умения анализировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение;
  • формирование регулятивных универсальных действий, действий контроля и самоконтроля;

 

1.      Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

 

Деятельность учителя

 

Планируемая деятельность ученика

 

Урок начинается именно так: без вступле­ния, без предварительной беседы учи­тель читает ярко, выразительно, как ар­тист. Именно учительское  чтение должно определить успешность всего дальней­шего процесса.

— Какие чувства у вас вызвало это произведение?

- Мне понравилось, потому что ……

- Мне кажется ……..

Комментарий.   Хорошо, если на первом этапе  урока — на этапе первичного восприятия нового произведения учителю удастся уловить самому дать возможность услышать учащимися  разные мнения по поводу стихотворения. От обсуждения такого впечатления можно перейти к постановке учебной задачи.

  1. Постановка учебной задачи.

 

— А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно?

- Да, смогли бы.

- Нет. Мы еще не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно

— Как вы думаете, какое задание я хочу предложить вам на сегодняшнем уроке? Обсудите  это в паре.

— Мы думаем, что сегодня мы должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо снача­ла поработать над стихотворением.

— Действительно сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выра­зительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский смысл, сде­лать его понятым не только  для того, кто читает, но и для того, кто слушает. Для вас это важно?

  Конечно, важно! Выразительно читать — это трудно. Хочется, чтобы тебя слуша­ли, понимали то, о чем читаешь перед классом.

- Для меня выразительное чтение не­обходимо. Я хожу в ДДТ, выступаю на сцене.

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения?

  Хотелось бы сначала обсудить всем вместе настроение автора.

     А еще надо уточнить, вспомнить, как мы оценивали выразительное чтение, по каким критериям.

- Главное, надо попробовать самим почитать это стихотворение, послушать друг друга. Когда ты себя слушаешь, трудно понять свои недочеты. А вот когда другого слушаешь, понятнее, на что надо обратить внимание.

 

  1.   Решение 1-й частной задачи.

- Предлагаю вам перечитать стихотворения для себя, Всё ли понятно?

   Непонятные слова записываются на доске:

 

 

 

 

 

   а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

Дети  читают для себя.

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово-красным цветом

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

Брезжит свет – как это?

 

Каким настроением проникнуто стихотворение?

 

 

 

 

Какие чувства владели поэтом, когда он написал это произведение?

 

Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе.  Красотой пробуждения природы, раннего утра

 

 

 

Настроение у поэта было, наверное, спокойное, размеренное, .

 

- А почему вы так решили?

 

- Какова тема этого стихотворения?

-  С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

- Какова идея? Что хотел изобразить поэт?

 

-  С. Есенин любил родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном -необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

 

Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы?

- Я предлагаю вам сейчас по группам по работать над изобразительными средствами, использованными в стихотворении.

 

Задание 1 для групповой работы:

А какой приём помогает автору изобразить реальную красоту?

Ученики. Эпитеты: «заводи речные», «зелёные серёжки», «заросшая крапива», «с добрым утром».

Задание 2 для групповой работы:

Есенин олицетворяет природу:

Задремали звёзды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись сонные берёзки. Растрепали шёлковые косы. Крапива обрядилась ярким перламутром.

    Автор «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Учитель. Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской берёзке…

Задание 3  для групповой работы:

- Найдите метафоры – употребление слов в переносном значении, например:

Метафора –«звёзды золотые» (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск;

- «свет …румянит сетку небосклона» (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым);

-шёлковые косы» - (сравнение с шёлком);

-«…горят серебряные росы» (росы блестят от лучей солнца).

 

 

 

                         

Комментарий. На этом этапе урока важно дать возмож­ность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, вы­делять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать дет­ский поиск. Итог, вывод, к которому приходит коллективное об­суждение, необходимо зафиксировать. Лучше это сделать на доске:

 

НАСТРОЕНИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ……………………………………………

 

4. Решение 2-й частной задачи.

 

— Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать вырази­тельно?

      Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Мы еще не выделили ключевые слова. А от этого тоже зависит вырази­тельность.

— Раз вы решили, что надо еще пора­ботать, давайте вспомним, а что отли­чает стихотворный текст от прозаи­ческого?

      В стихотворении обязательно есть рифма.

Нет, бывают стихи без рифмы. А вот обязательным в стихах является ритм.

— Я согласна с вами: действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произ­ведении. И это мы сделаем в группах.

Задание 1 для групповой работы:

1)       Перечитайте стихотворение С. Есенина

2)       Выделите все рифмы в этом произ­ведении.

3)       Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются? Какие?

4)       На какие рифмы падает логическое ударение?

Задание 2 для групповой работы:

1)       Перечитайте стихотворение С.Есенина

2)       Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?

3)       Подумайте, почему автор так постро­ил текст? Как это помогает читать?

4)       Вспомните, каким может быть ритм? Определите ритм этого стихотворения.

 Задание 3 для групповой работы:

1)       Перечитайте стихотворение С.Есенина

2)       Подумайте, на какие части можно разделить это произведение?

3)       Понаблюдайте, как меняется высота голоса от одной части к другой.

4)       Чем отличается последняя строфа от других строф?

5)       Какой темп надо вы­брать для чтения последней строфы?

 

Ответ по заданию 1: Мы выделили следующие рифмы в этом произведении:

Золотые-речные, затона-небосклона, березки-сережки, косы-росы, крапива-шаловливо, перламутром- утром

Ответ по заданию 2:

Ответ по заданию 3: (Читать надо спокойно, не торопясь. А в конце нужно читать громче, так как всё просыпается.)

 

— Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения. (Хорошо бы и эти выводы зафиксиро­вать на доске.)

 

 

5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чте­ния стихотворения.

 

 

— Учитель раздает заготовки оценоч­ных таблиц и предлагает учащимся дополнить эти таблицы так, чтобы они были пригодны для оценивания выра­зительного чтения именно стихотворе­ния С. Есенина «С добрым утром!»

-Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Одному или двоим ребятам можно пред­ложить это сделать за компьютером и спроецировать выполненную работу на экране или интерактивной доске. Это же можно сделать и на доске и на большом листе бумаги


 


                   Заготовка оценочной таблицы.

 

Критерии выразительного чтения стихотворения

Само­оценка

Оценка   учителя

1) Представлены………………………………………..   

 

 

2) Точное знание ……………………………………….

 

 

3) Выделены ключевые слова (………………………..)

Расставлены …………………………………………….  

 

 

4) Тон..........................................................

 Темп.........................................................

 Ритм.........................................................

 

 

5) Настроение          

 

 

 

 

 

— Через 2-3 мин  организую проверку. Она состоит в сравнении выполненной учащимися работы, об­суждении и принятии эталонного варианта.

 

 

 

 

 

- Учащиеся представляют результаты ра­боты с таблицами: рассказывают о том, как они дополнили ее, аргументируют свое мнение. Затем таблица появляется на интерактивной доске или просто на листе бумаге. Все принимают общий ва­риант оценочной таблицы и начинают чи­тать стихотворение

 

Эталонная оценочная таблица.

 

 

Критерии выразительного чтения стихотворения

Само­оценка

Оценка   учителя

1) Представлены автор и название произведение         

 

 

2) Точное знание текста

 

 

3) Выделены ключевые слова (рифмы)

Расставлены  паузы, соответствуют концу строк, особые паузы на месте тире        

 

 

4) Тон меняется

 Темп не быстрый

 Ритм четкий

 

 

5) Настроение  лирическое

 

 

 

Шкала перевода баллов в оценку.

 

Критерии выразительного чтения стихотворения

Баллы

1) Представлены автор и название произведение         

1

2) Точное знание текста:

за каждую ошибку снимается балл.

5

3) Выделены ключевые слова (рифмы) - 1 балл

Расставлены  паузы, соответствуют концу строк- 1 балл

 особые паузы на месте тире – 1 балл    

3

4) Тон меняется 1 балл

 Темп не быстрый – 1 балл

 Ритм четкий – 1 балл

3

5) Настроение  лирическое

3

ИТОГО:

15

 

       «5» - 14-15 баллов

       «4» - 11-13 баллов

       «3» - 9-10 баллов

       «2» - менее 8 баллов        

 

  6. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения.

После того  как учащиеся договорились, по каким критериям они будут оценивать чтение, предлагается прочитать стихотворение выразительно  и оценить исполнение. Каждый ученик сначала имеет право на самооценку, а затем  уже на оценку работу одноклассниками.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения С. Есенин"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения       учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

 

  • формирование умения анализировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение;
  • формирование регулятивных универсальных действий, действий контроля и самоконтроля;

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 611 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 357
    • DOCX 27.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миллер Ирина Адольфовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миллер Ирина Адольфовна
    Миллер Ирина Адольфовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5979
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции