Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс

Урок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс

Скачать материал

                                       Урок литературы в 3 классе

Учитель: Чура Е.Л.

Наименование учреждения : СОШ № 82

Тема: Жизнь и подвиг Маншук  Маметовой

Цель: Научить ребят разным видам работы с текстом

Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением «Маншук Маметова», продолжить обучение работы с текстом.

2. Развивать речь, пополнять словарный запас, внимательность, навыки самостоятельной работы с текстом, развивать навыки и умения анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать патриотическое чувство к Родине, к погибшим героям войны; на жизненных примерах воспитывать в себе смелость, решительность, чуткость, неравнодушие.

                                      Ход урока.

1.     Орг. Момент.

Звучит песня «Он не вернулся из боя»

 - Он не вернулся из боя…

Солдаты – герои войны.

- А кто такой герой, ребята?

- Назовите героев, которых вы знаете? (Алия Молдагулова, Нуркен Абдиров…)

- Это герои – казахстанцы. Мы знаем несколько имен, но их очень много. В эти дни, накануне праздника  Победы в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем их имена… Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступал в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким  и беспощадным врагом.

                        Родина!

                        Пламя ударило в небо –

                        Ты помнишь, Родина

                        Тихо сказала: «Вставай на помощь?»

                        Родина!

- Эти люди  обладали разными качествами. Они были смелыми, решительными. Несмотря на то, что они участвовали в боях, по своему характеру, они были добрыми людьми, т.к. защищали свою семью, свою землю, свою Родину. Подберите  смысловые  ассоциации к словам   Добро. Доброта

 

 

            любовь                             красота                душевность

 


            жизнь                                                                       смех

                                                       добро

                                                    доброта

            счастье                                                                    улыбка

 

                       ласка                                                 тепло

 

                                                отзывчивость       

- Давайте и мы будем внимательны друг к другу, будем учиться делать добро и быть добрыми , любить свою Родину.

2. Проверка домашнего задания.

   Чтение наизусть стихотворения Саги Жиенбаева «Алия»

3.Работа над новым материалом.

   - Знаете ли вы, что еще одна дочь казахских степей была участницей Великой Отечественной войны? Назовите ее имя.

   - Что вы о ней знаете?

   - Что хотели бы узнать? (Запись вопросов на доске)

4. Работа с текстом.

    - Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать  с текстом с карандашом, при помощи помет: то, что вам известно – отметить «+», а то, что неизвестно – «-».

 5. Самостоятельная работа.

    (частично-поисковая работа)

6.Беседа по прочитанному.

   - Что нового вы узнали о Маншук из прочитанного текста?

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске

7. Словарная работа.

Жалмазум

Артиллерия

- Объясните значение этих слов.

8.Физминутка. «Военный марш»

9. Работа над новым материалом.

а)  Определение темы и идеи рассказа.

- Как можно по-другому назвать рассказ?

(«Подвиг дочери Казахстана», «За Родину-мать», «Погибла подруга в неравном бою»)

- Какова идея произведения?

- Прекрасен подвиг во имя Родины. Жизнь и дела защитников Отчизны будут всегда для нас примером.

б) Выборочное чтение.

- Как раскрывается характер Маншук с детства?  (С детства  Маншук была смелой и отзывчивой)

- Что значит «отзывчивой»?

(Понимающей чужую беду, готовой помочь. Отзывчивость ярко проявляется в случаях с сиротой Колей, с маленьким Хан Пенном, где девочке помогла ее смелость. Справедливость – при обиде маленьких детей.)

в) Чтение по абзацам.

г) Чтение «цепочкой»

д)  - Мы говорили о жизни Маншук в детские годы, в юности, в военные годы. А какой подвиг она совершила? – Найдите в тексте и прочитайте.

е) Найдите эпитеты в тексте.

 Рваные облака, свинцовый ливень

Прочитайте момент  ранения Маншук в голову. Какая мысль посетила ее в последние  мгновения жизни? (Черты характера девушки из детства ярко проявились в бою).

Рассказ учителя.

    Маншук погибла в 1943 году 16 октября. В г.Караганда, в Сортировке, названа одна из улиц ее именем. В г.Алматы стоит памятник –обелиск двум девушкам.

  - Маншук навечно осталась  почетным жителем старинного города Невеля. Поэт Евгений  Иванов «Женщины» так описал ее подвиг:

(Звучит кюй Амангельды)

В зимнее утро, у подножья Кургана,

В боях за Невель, увлекая бойцов,

Родная дочь степей Казахстана

Беспощадно громила орды врагов.

В схватке жестокой, в великом сраженье

Сотни фашистов кося, как траву,

За Родину-мать, за жизнь поколенья

Погибла подруга в неравном бою.

  - Именем Маншук  названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук», о ней написаны повести , рассказы, ей посвящены стихи:

Я хочу быть твоей сестрой,

Ты, голубка моя, герой!

Ты была вся, как острый меч,

Дикий камень способный рассечь!

Над страною пройдут года,

Но ты будешь средь нас всегда

Драгоценным камнем гореть-

Не дано тебе умереть.

В песнях подвиг твой оживет,

К славе он живых приведет.

И любой из нас, словно друг,

Будет помнить тебя, Маншук.

10. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Дома – написать эссе «Чем мне близка Маншук»

 

               

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения "Жизнь и подвиг М.Маметовой" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Жизнь и подвиг Маншук  Маметовой

Цель: Научить ребят разным видам работы с текстом

Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением «Маншук Маметова», продолжить обучение работы с текстом.

2. Развивать речь, пополнять словарный запас, внимательность, навыки самостоятельной работы с текстом, развивать навыки и умения анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать патриотическое чувство к Родине, к погибшим героям войны; на жизненных примерах воспитывать в себе смелость, решительность, чуткость, неравнодушие.

                                      Ход урока.

  1. Орг. Момент.

    Звучит песня «Он не вернулся из боя»

     - Он не вернулся из боя…

    Солдаты – герои войны.

    - А кто такой герой, ребята?

    - Назовите героев, которых вы знаете? (Алия Молдагулова, Нуркен Абдиров…)

    - Это герои – казахстанцы. Мы знаем несколько имен, но их очень много. В эти дни, накануне праздника  Победы в Великой Отечественной войне, мы вспоминаем их имена… Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступал в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким  и беспощадным врагом.

                            Родина!

                            Пламя ударило в небо –

                            Ты помнишь, Родина

                            Тихо сказала: «Вставай на помощь?»

                            Родина!

    - Эти люди  обладали разными качествами. Они были смелыми, решительными. Несмотря на то, что они участвовали в боях, по своему характеру, они были добрыми людьми, т.к. защищали свою семью, свою землю, свою Родину. Подберите  смысловые  ассоциации к словам   Добро. Доброта

     

     

                любовь                             красота                душевность

     


            жизнь                                                                       смех

                                                       добро

                                                    доброта

            счастье                                                                    улыбка

 

                       ласка                                                 тепло

 

                                                отзывчивость       

- Давайте и мы будем внимательны друг к другу, будем учиться делать добро и быть добрыми , любить свою Родину.

2. Проверка домашнего задания.

   Чтение наизусть стихотворения Саги Жиенбаева «Алия»

3.Работа над новым материалом.

   - Знаете ли вы, что еще одна дочь казахских степей была участницей Великой Отечественной войны? Назовите ее имя.

   - Что вы о ней знаете?

   - Что хотели бы узнать? (Запись вопросов на доске)

4. Работа с текстом.

    - Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать  с текстом с карандашом, при помощи помет: то, что вам известно – отметить «+», а то, что неизвестно – «-».

 5. Самостоятельная работа.

    (частично-поисковая работа)

6.Беседа по прочитанному.

   - Что нового вы узнали о Маншук из прочитанного текста?

Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске

7. Словарная работа.

Жалмазум

Артиллерия

- Объясните значение этих слов.

8.Физминутка. «Военный марш»

9. Работа над новым материалом.

а)  Определение темы и идеи рассказа.

- Как можно по-другому назвать рассказ?

(«Подвиг дочери Казахстана», «За Родину-мать», «Погибла подруга в неравном бою»)

- Какова идея произведения?

- Прекрасен подвиг во имя Родины. Жизнь и дела защитников Отчизны будут всегда для нас примером.

б) Выборочное чтение.

- Как раскрывается характер Маншук с детства?  (С детства  Маншук была смелой и отзывчивой)

- Что значит «отзывчивой»?

(Понимающей чужую беду, готовой помочь. Отзывчивость ярко проявляется в случаях с сиротой Колей, с маленьким Хан Пенном, где девочке помогла ее смелость. Справедливость – при обиде маленьких детей.)

в) Чтение по абзацам.

г) Чтение «цепочкой»

д)  - Мы говорили о жизни Маншук в детские годы, в юности, в военные годы. А какой подвиг она совершила? – Найдите в тексте и прочитайте.

е) Найдите эпитеты в тексте.

 Рваные облака, свинцовый ливень

Прочитайте момент  ранения Маншук в голову. Какая мысль посетила ее в последние  мгновения жизни? (Черты характера девушки из детства ярко проявились в бою).

Рассказ учителя.

    Маншук погибла в 1943 году 16 октября. В г.Караганда, в Сортировке, названа одна из улиц ее именем. В г.Алматы стоит памятник –обелиск двум девушкам.

  - Маншук навечно осталась  почетным жителем старинного города Невеля. Поэт Евгений  Иванов «Женщины» так описал ее подвиг:

(Звучит кюй Амангельды)

В зимнее утро, у подножья Кургана,

В боях за Невель, увлекая бойцов,

Родная дочь степей Казахстана

Беспощадно громила орды врагов.

В схватке жестокой, в великом сраженье

Сотни фашистов кося, как траву,

За Родину-мать, за жизнь поколенья

Погибла подруга в неравном бою.

  - Именем Маншук  названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук», о ней написаны повести , рассказы, ей посвящены стихи:

Я хочу быть твоей сестрой,

Ты, голубка моя, герой!

Ты была вся, как острый меч,

Дикий камень способный рассечь!

Над страною пройдут года,

Но ты будешь средь нас всегда

Драгоценным камнем гореть-

Не дано тебе умереть.

В песнях подвиг твой оживет,

К славе он живых приведет.

И любой из нас, словно друг,

Будет помнить тебя, Маншук.

10. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Дома – написать эссе «Чем мне близка Маншук»

 

               

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 124 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 515
    • DOCX 19.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чура Екатерина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чура Екатерина Леонидовна
    Чура Екатерина Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2560
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 684 человека

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека