- 01.10.2020
- 3332
- 203
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Красота природы в стихотворении С. Есенина «Береза».
Закрепление знаний о корне слова.
Цели урока:
ХОД УРОКА:
Звучит музыка. ЧАЙКОВСКОГО
В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму
Белые снежинки в класс я принесу.
- Ребята, на ваши парты упали снежинки. Прикоснитесь к ним кончиками пальцев. Эти кристаллики льда обжигающе холодные и от этого по вашему телу распространяется тепло. Мы полюбовались красотой снежинок, мысленно взяли их в ладошки и решили отпустить их. Наберите воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой руки, затем с левой и с обеих ладошек.
На уроке литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять своим дыханием. И мы только что учились это делать.
Урок у нас сегодня необычный – интегрированный. По русскому языку мы закрепим знания о корне слова, по литературному чтению нас ожидает знакомство с поэтом, а каким, вы узнаете чуть позже. (оценивание-самооценка)
Речевая разминка.
- Зима – волшебница. Она может устраивать чудеса. Вот и на уроке появилось чудесное предложение, необычное. Посмотрите на него внимательно. Что нужно сделать, чтобы прочитать его?
Слайд 1. ИКНИЖЕНС ИЛАДАП С СЕБЕН
Снежинки падали с небес.
- Прочитать каждое слово справа налево.
- Какое предложение получилось? Запишите это предложение с комментированием.
Повторение.
-Разберите его по членам предложения.
- Какие слова в русском языке называются родственными?
- Давайте попробуем собрать родственные слова к слову зима (устно подбирают слова) Слайд (слова поочередно появляются на доске)
Тест.
1. Выбери верное утверждение. Раскрась голубым цветом выбранную рамку.
У родственных слов есть
А) одинаковое значение
Б) общая часть и общее значение
В) общая часть
2.Соедини линией начало и конец фразы
- главная часть предложения
Корень - главная часть слова, в которой заключено
общее значение всех однокоренных слов
- общая часть родственных слов
3. Выбели корень в словах: шуба, шубка, полушубок.
Слайд 2. Проверка на интерактивной доске
Актуализация знаний.
- Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня говорим о зиме? (ответы детей)
- Сегодня мы продолжим эту работу. Мы познакомимся с творчеством русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы,
убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным и обладать «открытым » сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. Попробуйте услышать в стихотворении фамилию поэта, о котором пойдет речь на уроке.
В этом имени - слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь – рассвет.
Н.Браун
- Как фамилия автора? ( Есенин)
- Как зовут этого поэта? (ответы детей)
Давайте проверим, правы ли вы.
- Выполните задание в парах, и вы узнаете имя и отчество поэта. Что нужно сделать? (вычеркнуть английские буквы)
С Q Е R Р G Г N Е LI Й
А F Л V Е S К G С Z А J Н Y Д J Р F О V В W И R Ч(Слайд 3)
На доске Сергей Александрович Есенин, портрет
Всмотритесь в его лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Есенин?
(Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Глаза устремлены вдаль.
Видео ролик о творчестве поэта.
- Что вы знаете о поэте?
- Уточним свои знания с помощью приема «Бегущая строка»
Постарайтесь успеть прочитать предложение на экране и понять его смысл.
Слайд 4. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
- Когда родился поэт? Где он родился?
Слайд 5. С 2 лет мальчик воспитывался в семье деда. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
- Кто занимался воспитанием мальчика?
Слайд 6. В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, ее грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
- В каком возрасте сочинил первые стихи?
Учитель: Так пролетело мое детство,- пишет Есенин. – Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью этого не случилось.
Ученик: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.
Слайд 7. Первое напечатанное стихотворение С.Есенина «Береза» появилось в журнале «Мирок», когда ему было 19 лет.
- Как называлось первое стихотворение поэта, напечатанное в журнале? Слайд (На доске рисунок березы)
Работа в тетрадях.
Запишите это слово в тетради, выделив орфограмму.
- Как можно назвать это дерево ласково? (березка)
- Как назовут рощу, где растут эти деревья? (березовая) Слайд со словами.
- Удивительная судьба белой березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну – воин – спаситель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время береза имеет огромное значение для человека. Вспомните, что из березы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи, почки березы используют в медицине)
- Давайте, ребята, охранять, защищать белоствольную красавицу. Нельзя ломать ветки, пить сок надо аккуратно, ранку потом надо закрыть, чтоб не высохло дерево и не вытек сок.
-Являются ли эти слова родственными?
- Почему?
Какой корень в этих словах.
Физ.минутка. (музыка)
Корень березки сидит глубоко (садятся)
Ветки растут высоко-высоко (встают)
Корня березки нам не видать (садятся)
Веток березки нам не достать (встают)
Подготовка к восприятию.
Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Родина и образ белоствольной березки неразрывно связаны.
Многие поэты и писатели обращались к образу березы, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок.
Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.
Слушание стихотворения (по видео ролику)
- Какой предстала перед вами береза?
- В какое время года описано деревце?
Повторное чтение стихотворения (самостоятельно)
-В какое время суток поэт увидел березу? (подтвердите ответ строчками из стихотворения).
(Слайд 8) Словарная работа.
Кисти – пучок нитей, употребляется для украшения.
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей или кистей.
Чтение по куплету.
1 строфа. (слайд «Зимняя береза») - хором
«Принакрылась снегом
Точно серебром…»
Как вы думаете, почему береза «принакрылась», а не накрылась? Обратите внимание и на то, что береза не «прикрыта», а «принакрылась» снегом.
- Какой образ у вас возникает при чтении этих строк?
( Образ девушки, которая набросила на плечи платок)
- Какие художественные приемы помогают поэту «превратить» березку в девушку? (олицетворение)
(Слайд олицетворение)
Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу)
- Значит слово «принакрылась» употреблено в переносном значении. А строку «Принакрылась снегом, точно серебром…» можно понять, как принарядилась, приукрасилась, словно девушка.
Что является главным предметом повествования? (береза)
- Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете? (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, в золотом огне)
- Какое изобразительно-выразительное средство используется в этих строках?
(Слайд. Сравнение)
- С чем сравнивается снег и почему? (снег сравнивается с серебром, потому что он блестит)
- Красива ли береза в снежном наряде? (Она стала еще более красивой в белом одеянии)
Чтение и анализ 2 строфы.
Во 2-й строфе автор выделяет самое прекрасное в образе березы – ее пушистые, заснеженные ветви.
Прочитайте только глазами. Обратите внимание на то, как поэт рисует снежное убранство дерева (высказывания).
Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
Слайд. (Эпитет) – пушистые ветки
(Метафора) – снежная кайма, распустила кисти белой бахромой.
Слайд (на доске ответы на вопрос)
На картах. Выберите и спишите ответ на вопрос: как чувствует себя зимой береза Есенина?
Красива вопреки зимней погоде..
Дружна с зимой.
Зимушка закрывает прелести березы.
Зима прибавляет ей красоты.
Чтение 3 строфы. (один ученик)
- Почему С.Есенин назвал тишину «сонной»? (Очень тихо, как будто все спят)
Как вы понимаете слова «горят снежинки»? (переливаются на солнце)
- О каком золотом огне говорится в стихотворении? (о солнце)
Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
Слайд. (Олицетворение) – сонная тишина, стоит береза
(Метафора) – горят снежинки.
Чтение 4 строфы. (шепотом)
- Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
Слайд.(Олицетворение) – заря обходя, заря обсыпает. (Метафора) – новым серебром.
- Что такое заря? (Яркое освещение перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом)
- Как вы понимаете слова «заря лениво обходя кругом..»? (от утренней зари до вечерней. Сначала заря на востоке, потом на западе)
- Почему называют зарю ленивой? (зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться встать пораньше. И горит не так как летом, будто ей лень.)
- На что становится похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)
- Делаем вывод: В стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.
В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь похож на серебро
-Почему? (Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня)
- Какое слово употреблено автором три раза? (белый)
- Как вы думаете, почему он это сделал? (чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде)
- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?
( Любовь к природе, а значит, и любовь к Родине).
Работа над выразительностью.
- Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда)
- Когда у вас возникает похожее настроение? (перед новым годом)
Возможно, что автор тоже описывает утро нового года.
-А сейчас, ребята, давайте с вами подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Составим ритмический рисунок стихотворения, подчеркнем слова, которые необходимо выделить при чтении голосом (береза, кисти, снежинки, ветки)
- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный? (Темп чтения должен быть неторопливым, читать стихотворение надо певуче. Это подсказывают нам строки «сонная тишина», «заря лениво, обходя кругом»)
А теперь прочитайте стихотворение в парах и приготовьтесь к выразительному чтению. Не забудьте в конце предложений и после запятых сделать паузы.
Выразительное чтение.
Назовите то чувство, с которым пишет поэт о березе?
( чувство восхищения, он любуется березой)
Давайте это чувство передадим при чтении.
Работа в парах. (читают друг другу )
( читают 1-2 ученика вслух)
Оцените, удалось ли передать чувства?
Дополнительное чтение. Слайд (картинки к выученным стихам)
- Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил сборник стихотворений «Зарянка». Поэт признался, чтобы «писать для детей надо
особый дар иметь». Однако, благодаря тому, что поэт в своих произведениях воспевает любовь к Отечеству, к родной природе, некоторые его стихи вошли в круг детского чтения (чтение выученных стихов).
Выставка книг.
Я надеюсь, что вас не оставило равнодушным творчество С.Есенина, и вы обязательно прочитаете его стихи, которые я хочу вам подарить. А эти книги вы найдете в библиотеке.
Итог урока.
- С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились?
- Какая часть слов называется корнем?
Работа в картах.
1.Задание. По вариантам: подберите родственные слова к слову снег, мороз.
* Какие зимние забавы детей вы знаете?
2. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить «горку» из родственных слов.
Рефлексия.
Сергей Есенин – это поющее сердце народа, поэт народной души. На его стихи положены романсы, песни. Сейчас мы послушаем некоторые из них (на фоне песни)
- В течение урока вы получали «снежинки» - жетоны за ответы. Сколько набрали? Посчитайте.
Молодцы! Я предлагаю этими снежинками украсить березу.
На ветки березы нужно закрепить снежинки так, чтобы показать – насколько сложно вам было на уроке. (дети крепят снежинки на разной высоте дерева, показывая насколько доступным был урок)
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать берез
6 663 973 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чура Екатерина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.