Урок
литературного чтения "Поучительный мир басен"
Цели:
- Ознакомить учащихся с басней как одним из
старейших жанров в литературе.
- Развить навыки выразительного чтения,
инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; умение
находить в басне мораль-поучение, интеллект учащихся, умение анализировать
и делать выводы, понимание юмора и иронию басни.
- Воспитать умение делать выводы для себя,
наблюдая за поступками других.
Оборудование: лес,
иллюстрации, выставка книг, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова,
проектор, экран, костюмы вороны, лисицы, кукушки, воробья, петуха).
Оформление доски: картины леса, иллюстрации басен, выставка книг с баснями И. А. Крылова,
выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова.
Ход урока
I. Вступительное слова.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься на уроке? (изучать басни И.А.Крылова)
- А что такое басня? (Дети высказывают свои
предположения, затем читаем определение на экране – файлы 1,2)
- А людей, которые пишут басни, как называют?
(баснописцами)
- Сегодня на уроке мы будем говорить, о каком
баснописце? (И.А. Крылове, портрет И.А.Крылова на экране). Сегодня у нас
состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем
Крыловым, с произведениями которого мы знакомились в прошлом году.
- На уроке мы прочитаем три басни, увидим их в
исполнении наших ребят, научимся находить мораль, будем работать над
выразительным чтением.
- Дома вы читали басни И.А. Крылова и принесли
книги. В чьей книге есть портрет Крылова?
- Содержится ли в какой-нибудь из книг
предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
- Читали ли вы его?
- Что интересного узнали?
II. Сообщения учащихся об авторе.
- Так каким же человеком вы представляете И.А.
Крылова? (мудрым, талантливым…)
III. Инсценировка басни “Ворона и лисица”.
- Какие вы басни прочитали?
- Понравились ли они вам?
- Из скольких частей состоит басня? (2)
- Из каких частей? (рассказ, мораль;
определение морали – файл3, 4).
- Сейчас вашему вниманию предлагается
посмотреть и послушать басню “Ворона и Лисица в исполнении наших ребят.
- Понравилось ли вам исполнение ролей басни?
- Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса
в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку,
хочет показаться, что она действительно царь-птица)
- Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец,
не впрок?
- Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
- Льстец – льстивый человек.
- Не впрок не на пользу.
- Рассмотрите иллюстрации к басне и сравните
её с образом лисицы и вороны в басне (файл5)
- Найдите вывод в басне. А по-другому как
можно его назвать? (мораль)
- Где стоит мораль? (в начале)
- Чему учит нас басня? (не поддаваться на
уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)
IV. Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и
послушать басню “Кукушка и Петух” в исполнении следующей группы ребят.
(Аналогично проводится анализ басни).
– А сейчас наши ребята еще одну басню покажут. С ней вы
знакомились дома, вы ее уже знаете. (Аналогично проводится анализ басни, РАБОТА
С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ – ФАЙЛ 6)
- Где стоит мораль в этой басне? – прочитайте.
- Что осуждает Крылов? (лесть)
- Чему она нас учит?
V. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова
“Стрекоза и Муравей”.
1. Чтение басни учителем наизусть
- Сейчас я вам прочитаю басню, а вы послушайте
и скажите, сколько участников в этой басне. (Чтец, Муравей и Стрекоза)
2. Словарная работа
- В этой басне есть непонятные слова,
устаревшие. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать и
какими современными словами из русского языка можно их заменить: (слова
показаны на экране через проектор, файл 7)
а) катит – наступает;
б) мурава – трава;
в) удручена – сильно огорчена, угнетена;
г) вешних дней – весенних дней;
д) поди – иди;
е) боле – больше;
ж) помертвело – опустело;
з) без души – обо всем забыв;
и) кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери
(С.И. Ожегов);
к) нужда – потребность
3. Жужжащее чтение басни вслух (т.к. басня написана в
стихотворной форме, поэтому те нормы, которые присущи чтению стихов , мы должны
соблюдать)
- А какие это нормы? (паузы, логические
ударения, чтобы рифма не нарушилась)
4. Чтение по ролям по рядам.
- Назовите действующих лиц басни (1 ряд –
чтец, 2 ряд – Стрекоза, 3 ряд – Муравей)
- Каким вы представляете Муравья? Нарисуйте
словесно. (трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей судьбе) На экране
появляется рисунок Муравья. Сравните словесный портрет с рисунком.
- Какой вы представляете Стрекозу? (ленивая,
беззаботная, легкомысленная) На экране появляется рисунок Стрекозы.
Сравните словесный портрет с рисунком. (Файл 8)
- Кому можно адресовать пословицу: “Делу –
время, потехе – час”.
5. Обсуждение прочитанного.
- Как вы понимаете ответ Муравья? Откликнулся
ли он на просьбу Стрекозы? Почему?
- Какие слова из басни раскрывают характер
Стрекозы?
- С помощью каких слов и выражений И.А.Крылов
изображает Муравья, Стрекозу?
- Какими вы представляете себе Стрекозу,
Муравья?
- Какой же был Муравей?
- Характер Муравья и Стрекозы мы знаем, а
теперь это надо передать в чтении.
- В каких строках басни содержится мораль?
Зачитайте
- Когда и о ком так говорят? (о людях
беспечных, ленивых)
- Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе?
(он трудился, а она порхала, ничего на делала, а только пела)
- Прав ли он?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Не жестоко ли это?
- Что теперь станет со Стрекозой?
- Не жалко ли вам ее?
- Кто вам более симпатичен? Чем?
- Кого и за что вы осуждаете
6. Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.
Ребята, а вы сейчас посмотрите инсценировку и отгадайте, кому
из героев симпатизируют наши артисты.
VI. Итог урока.
- Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе,
чтобы с ней не случалось больше такого?
- Вывод:
мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и
Муравьев, а для кого? (файл 9)
- От какого недостатка предостерегает детей
басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)
- Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем
дне) (файл 10)
– А сейчас я хочу прочитать вам еще одну басню, которая
называется тоже “Стрекоза и Муравьи”, а написал ее Л.Н. Толстой
- Какие мысли возникли у вас при чтении?
- Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем
различаются ? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма,
звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана
без рифмы, в прозе.)
VII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
VIII. Отметки за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.