Урок
литературного чтения.
4класс.
Тема: Красна речь пословицей.
Форма проведения урока: устный журнал
Цель урока: Обобщить знания учащихся о
пословицах, как одно из видов устного народного творчества.
Задачи: 1.Развивать устную речь учащихся, память,
внимание;
2.Воспитать интерес к чтению, к
исследованию народного творчества, фольклора.
Оборудование: Презентация «Пословицы», «
Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится», Листы (на каждой парте)
с пословицами , без обозначения тематики.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Основная работа с
учащимися.
- В давние времена, когда не было
письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы, поговорки, где
выражали свои мысли, чувства и передавали их из уст в уста. Так появился
фольклор. Или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на
плакатах- в презентации) на ваш взгляд, главные ключевые слова.
- Это слово – пословицы. Пословица – это
жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое - то
поучение.
Пословица советует, поучает, наставляет,
предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в
своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Открываем первую
страницу нашего журнала.
«Чтение – лучшее учение»
-Найдите из предложенных пословиц те,
которые соответствуют теме страницы.
«Книга для ума – что теплый дождик для
всходов»
«Книга поможет в труде, выручит в беде»
«Кто много читает, тот много знает»
Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
- Книга рассказывает нам о многом: о нашей
Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре
народов. Книга является надежным помощником в труде.. Рабочий читает книги о
станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том как
успешнее собрать хороший урожай, врач – о том как помочь людям стать здоровыми,
учитель – о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше
понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не
пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
(Появляется Незнайка)
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Ребята, помогите ответить на вопросы.
Что означает слово «Библиотека»? Что
такое читательский формуляр?, На чем была написана первая книга?
2. Игра «Ромашка» ( на больших лепестках
написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить
лепесткт)
«Волшебник изумрудного города», А . Волков
«Золотой ключик или приключение Буратино»
А. Толстой
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон
«Конек – Горбунок» П .Ершов
- Так какие пословицы о чтении вы знаете?
Открываем вторую страницу журнала.
«Дерево сильно корнями, а человек –
трудом»
Найдите из предложенных пословиц те,
которые соответствуют теме страницы. « Без труда мечта мертва», «Без труда не
вынешь рыбку из пруда», «Землю красит солнце, а человека – труд»
Объясните значение той пословицы, которая
вам больше понравилась (учащиеся объясняют смысл пословиц)
Ученики: Стол, за которым ты сидишь.
Кровать, в которой ты уснешь.
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
И каждый гвоздь, и каждый дом.
И каждый ломтик хлеба –
Все создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час.
И мы трудиться будем.
- Сейчас, пока вы школьники, главный ваш
труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить
интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях (Слайды )
1. Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не легок и не прост.
Как космонавт, плывет он среди звезд.(
Водолаз)
2. Мастер, мастер помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. ( Сапожник)
3.Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи.
Ключ, напильник, ножовка.
А всего нужней – сноровка.( Слесарь)
- Открываем третью страницу журнала:
«Одна у человека Родина мать, одна у него
и Родина»
- Укажите из пословиц, те которые
соответствуют теме страницы.
(Ученики называют пословицы)
Родина – мать, умей за нее постоять.
На чужой сторонушке, рад любой воронушке.
Только тому почет будет, кто Родину не
словом, а делом любит.
Своя земля, и в горсти мила.
Учащиеся читают стихи.
1. Если
скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду
смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка –
скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно,
вспомнится
Свой родной московский
двор.
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней
фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков
красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная, но
у всех она одна!
(Незнайка проводит с
учащимися игры).Рефлексия.
1.Викторина пословиц.
Кто много читает …….(тот
много знает)
Поздно встанешь ….(мало
сделаешь)
Не красна изба углами , а
… ( красна пирогами) и т.д.
2.Игра «По двум словам, отгадай
пословицу»
Коса – камень (Нашла
коса на камень)
Дело – мастер (Дело
мастера боится)
Труд – лень (Труд
человека кормит, а лень портит)
Язык – дело (Не спеши
языком, торопись делом)
Лес – дрова (Чем дальше в
лес, тем больше дров)
3.Игра « Семь и одна»
- Назовите пословицы, в
которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут,
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро с ложкой, один
с сошкой» и т.д.
4.Сценка « Кончил дело –
гуляй смело»
ИТОГ урока.
О чем, мы сегодня говорили?
Сегодня мы с вами
говорили о пословицах
Для чего нужны пословицы
в нашей речи? Какие пословицы вы запомнили? Где бы вы употребили эти пословицы?
Попробуйте объяснить
значение тех пословиц, которые мы прочитали в начале урока. Что полезного мы
сегодня перенесем из урока в нашу повседневную жизнь?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.