Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.
|
Сегодня мы приступаем к работе над
другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы
кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Кроссворд
на доске или индивидуально у каждого на листке.
Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому,
относится это произведение. (Сказка).
1.
Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).
3.
Имя царя (Салтан).
4.
Имя молодого князя (Гвидон).
5.
Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).
-
Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем
работать (Басня).
А что, же такое басня?
Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный
характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и
недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются
животные и растения.
-
Назовите признаки басни.
·
Небольшой размер
·
Иносказательность
·
Высмеиваются недостатки
·
Поучительность
- Чьё имя вы
вспоминаете, услышав слово, басня?
-А хотите узнать, кто этот человек
и почему его произведения мы продолжаем изучать?
- Послушайте стихотворение Вяземского.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек
и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?
Напомним биографию баснописца И. А.
Крылова.
Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.
И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768
г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто
вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не
имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и
образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно
занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми
обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные
способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо
заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько
копеек.
После смерти отца Иван в 10 лет начал служить
переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.
Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы
скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он
непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из
образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги,
оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с
усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем
литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё
произведение – комическую оперу “Кофейница”.
Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему
великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные
европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское:
русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил
русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое
чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник.
Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в
креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных
действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его
басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей
России.
|
К.: формулировать собственное мнение и
позицию;
П.: осуществлять анализ объектов; строить
речевое высказывание в устной форме.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу;
|
Изучение новой темы. Работа до чтения.
|
Посмотрите на доску и постарайтесь
прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня
на уроке:
МААРТЫШИК И
ИОЧК.
-
Поднимите руку, кто видел мартышку?
-
Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать,
подвижная)
-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте
уточним значение некоторых слов.
Словарная работа:
Мартышка-маленькая обезьяна.
Дюжина -12.
Полдюжины -6.
Нанижет –оденет
подряд на нитку, проволоку.
Невежда
–необразованный, несведущий человек.
К худу клонит- к плохому клонит.
Познатней – знать, буржуазия, богачи.
Невежда -грубый, невоспитанный человек.
Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.
-Постарайтесь
увидеть картины, которые рисует автор.
|
Р.: принимать и сохранять учебную задачу.
П.: находить нужную информацию в тексте.
К.: формулировать собственное мнение и
позицию.
|
Работа после чтения. Работа на понимание.
|
Работа
над языком басни.
-
Сейчас поработаем над языком басни.
-
Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
-
Зло не так большой руки.
-
Что это означает?
-
Не так уж большое горе.
-
Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”
-
Купить, достать, приобрести.
-
Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности
встретились?
-
Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.
-
Очки не действуют никак – не помогают.
-
Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.
-
Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
-
Проку на волос нет – очень мало пользы.
-
Подберите синонимы к словам: прок – польза
·
враки - неправда, обман,
ложь
·
налгали – обманули
-
Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.
-
Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить
друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила
очки о камень.
-
Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки,
похожие на капли воды.
-
Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
-
Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
-
К худу клонит – говорит плохо о ней.
-
То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом,
вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
-
Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.
5) Выделение главной мысли
произведения.
-
Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
-
Тему.
-
В каких строчках заключена идея басни?
-
В морали.
-
Прочитайте.
|
Р.: определяют, о чем идет речь в басне.
П.: строить речевое высказывание в устной
форме, находить нужную информацию в тексте.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.