2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности
|
Проверка домашнего задания.
- С каким литературным жанром мы работали на
протяжении последних уроков?
-Что же такое басня?
-Чем она похожа и чем отличается от других
литературных жанров?
- На самом деле речь идёт о животных? (Нет,
о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо
человеческое качество.
- Как называется такое иносказание в литературе? (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра.
Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ………
(заканчивают дети).
-Что обязательно месть в басне?
- Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, найдем значение
слова “мораль”. (Ищут учащиеся). Это многозначное
слово. Нам подходит следующее значение: логический, поучительный вывод из
чего-нибудь, например, из повествовательной части басни.
-Давайте вспомним прочитанные нами басни и
их героев.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|
Применение ранее полученных знаний .
Отвечают на вопросы учителя.
Индивидуальная работа со словарем.
Отгадывают героев, авторов басен,
названия по отрывкам.
|
Личностные
Смыслообразование
Коммуникативные
Сотрудничество с учителем и одноклассниками,
владение диалогической и монологической речью
Познавательные
Поиск и выделение информации.
|
3.Постановка учебной задачи.
|
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с
одним произведением этого жанра: басней «Друзья», которую написал Иван
Иванович Хемницер.
Знакомство с автором (презентация)
Среди русских баснописцев
Хемницеру принадлежит почётное и видное место. Он является непосредственным
предшественником Крылова, и его басни
пользовались широкой популярностью с конца 18 до середины 19 века.
Иван Иванович
Хемницер родился в 1745 году в Астраханской губернии, в семье
малосостоятельного штаб-лекаря. Когда ему исполнилось 11 лет, отец с семьёй
переселился в Петербург, где мальчик стал готовиться к медицинской карьере.
Однако в 1757 году он вздумал искать счастья в военной службе и поступил в
солдаты в пехотный полк. Во время Семилетней войны юноша принял участие в
походе в Германию. Хемницер пробыл на военной службе 12 лет. Уже будучи
поручиком Копорского полка, он вышел в отставку и поступил в горное
ведомство. Там Хемницер сблизился с М. Ф. Соймоновым, своим начальником, и
вместе с ним в 1776 году совершил длительное путешествие за границу (в
Германию, Голландию и Францию). По возвращении из путешествия по Европе,
Хемницер вновь продолжает свою работу в области минералогии, опубликовав ряд
специальных трудов. Наряду с этим он пишет басни, издав анонимно в 1779 году
небольшой сборник под заглавием «Басни и сказки NN», доставивший ему
литературную известность. В 1782 году Хемницер, видимо под давлением личных
обстоятельств, уехал из России, получив место русского консула в Смирне. В Смирне
Хемницер энергично защищает интересы русских. Материальной
обеспеченности новая должность Хемницеру не принесла, так как он с присущей
ему честностью не пользовался незаконными доходами, — в противоположность
другим консулам.
Около полутора лет пробыл
он в далёком азиатском городе, всё время болея, тяжело переживая своё
одиночество и мечтая об отставке и пенсии.
20 марта 1784 года
Хемницер умер. В первом посмертном издании его басен (1799 г.) изображен надгробный памятник, и под рисунком читается эпитафия, написанная Хемницером
самому себе:
Жил честно, целый
век трудился,
И умер гол, как гол родился.
- В своих баснях Иван иванович высмеивал
жадность. Глупость, тупость , лесть, ложь. Какой порок оказался в центре
внимания этой басни?
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
|
Смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают на карточках и в тетрадях.
|
Регулятивная
Постановка учебной задачи
Коммуникативные
Владение диалоговой речью
Познавательные
Выделение познавательной цели
|
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
-В какой форме написана басня?
-Кто главные герои?
-Что произошло с одним из них?
-Откройте учебник и прочитайте басню еще раз
про себя, отметьте карандашом слова. Значение которых вам непонятно.
РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ.
-Прочитайте какое несчастье случилось
однажды с мужиком.
-Как вы думаете, зачем ему надо было
проезжать по льду?
- - Что стал делать мужик,
когда почувствовал, что лед под ним провалился? Найдем и прочитаем как пишет
об этом автор. С каким чувством надо читать эти строки? Кто попробует
прочитать? Удалось ли передать испуг мужика?
- Как отреагировали мужики. Докажите текстом. Прочитайте эти строки,
передавая отношения мужиков к происходящему? Кто попробует?
- Что поясняет нам автор? Что значит слыли?
-Объясните значение следующих выражений (Рабочая тетрадь с.25)
-Что значит поменяться крестами ? Что пообещали мужики друг другу?
Прочитайте.
-С какой интонацией надо читать эту часть?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте подходящую к ней
часть. Почему именно так изобразил художник героев?
|
Дети дают ответы.
Делают вывод.
|
Коммуникативные
Сотрудничество в поиске информации
Познавательные
Синтез, анализ, построение логических цепей
рассуждений, выдвижение гипотез и их доказательство.
Личностные
Нравственно-этическая ориентация.
|
5.Первичное закрепление
|
- Итак, можно ли считать мужиков друзьями? Какая же была главная
задумка автора? Что он нам хотел показать?
-Какие слова являются моралью?
-Какой порок высмеивает баснописец?
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ (Рабочая тетрадь с.26)
Деление басни на части и подготовка к выразительному чтению.
- Прочитайте басню про себя и подумайте из скольких частей она состоит?
-Чему учит эта басня?
-Почему она актуальна до сих пор?
-Есть ли аллегория в басне?
Какие слова надо читать с иронией?
|
Делают вывод.
Объясняют значение пословиц, выбирают
подходящую к басне по смыслу.
Рассуждают.
|
Познавательные
Умение работать с полученной информацией,
анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений.
Личностные
Нравственно- этическая ориентация
Коммуникативные
Сотрудничество в сборе информации, владение
монологической и диалогической речью.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
|
Самостоятельная работа (Рабочая тетрадь с.25
№1. №3)
-Итак, мы обсудили с каким чувством мы будем
читать каждую часть. А теперь попробуем прочитать выразитьельнол всю басню.
|
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Выразительное чтение. Взаимооценка.
|
Регулятивные:
Контроль, соотнесение с эталоном, коррекция.
Оценка.
Личностные
Самоопределение
|
7. Рефлексия деятельности.
|
- С каким литературным жанром мы работали на
уроке?
-С каким баснописцем и его произведением
познакомились?
-Что особенно понравилось в этой басне?
-Чему нас учит автор?
- Используя «словарь настроений» скажите, с
каким настроением вы уходите с урока?
- Какими
чувствами вы хотите поделиться друг с другом, со мной?
- Как бы вы
оценили свою работу на уроке, покажите карточку.
- работал в полную силу (+++)
- работал хорошо (++)
- мог бы работать ещё лучше(+)
- Активно
работали, были необыкновенными актёрами …
Красиво и правильно выражали свою мысль …
Внимательно слушали одноклассников …
Благодарю за урок.
|
Анализируют свою деятельность
|
Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли
Личностные
Смыслообразование
Регулятивные
Самооценка
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.