Урок литературного чтения в 1 классе
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Н. НОСОВ «СТУПЕНЬКИ»
Цели:
·
ознакомить с содержанием произведения Н.
Н. Носова «Ступеньки»;
·
создать условия для развития умения давать
оценку поступкам героев, навыков правильного чтения;
·
упражнять в выборочном чтении;
·
способствовать воспитанию интереса к
детской литературе.
Планируемые
результаты образования:
Предметные: умеют
отвечать на вопросы по содержанию текста;
пересказывать небольшие по объёму тексты; оценивать литературного героя
произведения по его поступкам; называть авторов и заглавия произведений,
прочитанных в классе; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме; логические – выделение существенной информации из текста;
построение рассуждений.
Регулятивные:
анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять
этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Коммуникативные:
уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка; воспринимать текст с учётом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Личностные:
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь и др.; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого человека.
Оборудование:
портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; презентация.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
-
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе
утро, ребята! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».
Игра
«Доброе утро».
-
Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я
назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе
утро всем девочкам!
Доброе
утро всем мальчикам!
Доброе
утро всем, кто любит конфеты!
Доброе
утро всем, кто приехал в школу на автобусе!
Доброе
утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!
II.
Определение темы и цели урока.
- Посмотрите на выставку книг. Книги
какого писателя перед вами? (Н.НОСОВА)
- Как вы думаете,
о чём он пишет? (О детях, их поступках)
- Назовите жанр
этих произведений. (рассказ)
- Перед вами
зашифрованное словом, разгадайте его. Какое слово получилось?
(пенькисту)
- Как вы думаете,
с каким рассказом Н.Носова мы сегодня познакомимся? («Ступеньки»)
- Так называется
рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами
познакомимся.
- А что вы знаете
об том писателе?
Слово
об авторе.
- Николай
Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра.
В школьные годы
мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку.
Увлекался многим,
но в итоге окончил институт кинематографии.
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром.
Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
В годы Великой
отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для
Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.)
Как же он стал
писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё
новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
В 1938 году был
напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.
Вскоре рассказы Носова стали печататься в одном из самых известных в то время
журналов для детей – «Мурзилке».
III.
Открытие нового знания.
1. Первичное чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки» учителем.
- Понравился вам
рассказ? Какой он весёлый или грустный?
- О ком этот рассказ?
2. Повторное самостоятельное чтение текста.
- А теперь давайте прочитаем рассказ по цепочке и ответим на вопросы.
3. Беседа по
вопросам.
- Чем похвастался
Петя? Какое слово близкое по значению, вы можете назвать или
заменить?(хвалиться)
- До какого числа Петя научился хорошо считать?
- Что произошло на
лестнице?
- На какой
ступеньке застрял Петя?
- А какое число он
забыл? (6)
- Кто нашёл выход из трудной ситуации?
- Кто был старше
Петя или Валя?
- Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить,
если не получается?
- С кем бы из двух
героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?
- Сколько всего было ступенек?
IV.
Чтение рассказа по ролям.
V.
Работа с деформированным планом текста.
- Восстановите правильную последовательность событий в
тексте.
•
Ну, чего ты остановился? (2)
• А я уже считать умею! (1)
• Ну-ка, лучше снова начнём сначала. (3)
• Может быть двадцать пять? (4)
• Хорошо, что лестница кончилась… (6)
• А дальше шесть, - сказала мама. (5)
VI. Рефлексия деятельности.
1. Блицопрос.
− Как звали сестрёнку Пети?
− На какой ступеньке застрял Петя?
− Кто был старше: Петя или Валя?
− Сколько всего было ступенек?
− Что вам понравилось в характере Пети?
−
Можно ли научиться новому делу без настойчивости?
2. Выбор заглавия рассказа.
−
Выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова
«Ступеньки»:
«Терпенье
и труд всё перетрут»;
«Глаза
страшатся, а руки делают»;
«Умел
начать, умей и окончить».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.