Урок литературного чтения в 1классе
(УМК
«Начальная школа 21 века»)
Л.
ТОЛСТОЙ «СОЛНЦЕ И ВЕТЕР»,
В. БИАНКИ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ».
Цель: создать
условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений
видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.
Планируемые результаты:
личностные: осознают
значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное,
высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель
деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых
рассуждений; познавательные –
выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения,
осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения; коммуникативные – различают виды
текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
предметные: научатся
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, читать по
ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность
научиться инсценировать отдельные эпизоды
произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге
(фамилия автора, жанр, тема).
Ход урока:
I.
Организационный момент. (слайд 1)
–
Живёт на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю,
потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья.
Любите
родную природу – (слайд 2)
Озёра,
леса и поля,
Ведь
это же наша с тобою
Навеки
родная земля.
На
ней мы с тобою родились,
Живём
мы с тобою на ней.
Так
будем же, люди, все вместе
Мы
к ней относиться добрей.
Знакомство с
разделом. (слайд 3,4,5)
− Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной
Поляне более шестидесяти лет.
−
Отгадайте загадки: (слайд 6)
•
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
• Есть в квартире молодец, математик
и мудрец.
Постоянно круглый год точный счёт он дням
ведёт.
(Календарь.)
II. Работа по теме урока.
1.
Слушание рассказа Л. Толстого «Солнце и ветер» (учитель читает, дети
следят по тексту).
Работа
по учебнику и в тетради. (слайд
7)
− Февраль – последний месяц зимы. В это
время воют вьюги, метут метели. Зима не хочет уходить, но весна уже спешит
вступить в свои права.
На
доске: (слайд
8)
Как февраль ни злися, как ты, март, ни
хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик – всё весною
пахнет.
А.
Майков
− Многие писатели и поэты посвятили
свои произведения этому прекрасному времени года: С. Есенин, А. Пушкин,
А. Плещеев и многие другие.
− А сейчас вас ждёт сюрприз –
радиоспектакль. (слайд 9)
− А вы, ребята, поняли, что такое
календарь? Назовите последовательно месяцы. Какой месяц – носик года, а какой –
его хвостик?
− Сегодня вы прочитаете отрывок из
произведения Виталия Бианки «Синичкин календарь». Поразмышляйте: почему оно так
называется?
2.
Работа с произведением В. Бианки «Синичкин календарь». (слайд 10)
Самостоятельная
работа: чтение, моделирование обложки. (слайд 11,12)
Над землёю воздух дышит,
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землёю
С каждым днём всё выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
И. Суриков
Коллективная
работа: чтение по частям; выполнение заданий в
учебнике и в тетради.
Упражнения для развития
выразительности чтения.
Чтение
слова с разными оттенками интонации.
−
Произнесите слово «весна» торжественно, ласково, уверенно, загадочно.
Упражнение
для дикции. Чтение по ролям.
−
Почему синичка Зинька решила, что начинается весна?
Чтение текста на доске.
(слайд 13)
«Наступила весна. Весело звенит капель.
Радуются звери и птицы. Люди любят весну. Взрослые и дети всегда с нетерпением
ждут её.
Поведай
нам, весна, чем богата, чем красна».
–
Знаете ли вы, ребята, какой голос у весны? (слайд 14)
− Что же вы увидели и услышали,
путешествуя с музыкой весны? С чего начинается весна? О каких приметах ранней
весны рассказывает В. Бианки?
– Первая победа солнца – это весна света.
Она начинается, когда на полях появляются первые проталины. Ещё не кончилась
весна света, а солнце уже повело новое наступление. Вторая победа солнца –
весна воды.
III. Итог урока.
− Как вы думаете, какая будет третья
решительная победа солнца? (Весна зелени.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.