Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь».

Скачать материал

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь».

Коми народная сказка «Пера – богатырь».

 

Цели урока:

1.     Познакомить обучающихся с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого «Святогор – богатырь» и коми народной сказкой «Пера – богатырь».

2.     Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь обучающихся.

3.     Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

 

 

Задачи урока:

1.     Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.     Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

3.     Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.

4.     Развивать умение выразительно читать текст.

5.     Развивать умение работать в паре и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний.

Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

— Широко ты, Русь, по лицу Земли,

   В красе царственной развернулася.

   У тебя ли нет богатырских сил,

   Старины святой, громких подвигов?

   Уж и есть за что, Русь могучая,

   Полюбить тебя, назвать матерью,

   Стать за честь твою против недруга,

   За тебя в нужде сложить голову!

— Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

— Отгадайте загадку:

       Ладно скроен,

       Крепко сшит,

       За землю русскую стоит. (Богатырь)

— Ребята, вспомните значение слова «богатырь».

       Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя 

                              Родины.                                                         

                          2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

                              Человек.

— Подберите синонимы к слову «богатырь».

(Силач, воин, защитник, витязь).

— Вспомним русских богатырей и их подвиги.

1.     -Из того ли то из города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

- Кто я?    (Илья Муромец)

-Есть я старый казак  да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

- Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

    2.  – Ай же вы полоны. Да все русские!

            Выходите-ка из нор вы змеиных,

            И ступайте-ка да по своим домам.

         - Кто я?     (Добрыня Никитич)

         - Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

    3. – У моего у света батюшки,

           У попа у Леонтия Ростоцкого,

           Была старая собачища дворовая.

           По подстолью собака волочилася,

           Лебяжьей костью подавилася –

           Собаке Тугарину не миновать того:

           Лежать ему далече в чистом поле.

       -   Кто я?

       -   Меня зовут Алешей да Поповичем,

           Сын попа Леонтия Ростоцкого.

       -   Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

       -   Ребята, назовите имена других русских богатырей.

       -   Какими качествами обладали русские богатыри?

           (были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

           храбрые, отважные, смелые, справедливые).

       -   Во имя чего совершали подвиги богатыри?

           (Во имя Родины, во имя народа).

III.             Изучение нового материала.

1.     – Ребята, кто был первым русским богатырем?

(Святогор)

-  Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

2.     Знакомство с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Л. Н. Толстой пересказал народную былину о Святогоре.

- Что такое былина, ребята?

(Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

- Ребята, интересно ли было слушать былину?

- Все ли слова вам были понятны?

- В тексте произведения есть устаревшие слова.

  Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

- Прочитайте былину вполголоса, попробуйте читать нараспев.

Беседа по содержанию.   

- О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

- Прочитайте зачин былины.

- Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

- Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

- Автор былины, Л. Н. Толстой, использует повторы в тексте произведения. Найдите повторы, поработайте в парах.

- Для чего автор использует повторы?

- Найдите и прочитайте развязку былины.

- Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

- Какие преувеличения использует автор?

- Итак, мы познакомились с былиной Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь». Понравилось вам произведение?

Что понравилось?

IV.            Физминутка  

Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

V.               Знакомство с коми народной сказкой «Пера-богатырь».

-Мы с вами живем на Земле Коми.

- Каких богатырей Коми земли вы знаете?

На прошлом уроке мы прочитали народную сказку «Пера-богатырь».  Творчеству какого народа принадлежит сказка?

- Прочитайте зачин сказки.

- Кто главный герой сказки?

- Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

- Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

- Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

- Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

Прочитайте выразительно.

- Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

- В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

Работа в парах.

- В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

- Есть ли в сказке преувеличения?

- прочитайте концовку сказки.

VI. Закрепление.

- Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

- Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

- Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

-Поработаем в группах.

1группа: дать характеристику былине Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь».

2 группа: дать характеристику сказке «Пера-богатырь».

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

1.     Где жил Пера-богатырь?

2.     Основное занятие Перы.

3.     Какой подвиг совершил?

4.     Кого победил Пера-богатырь?

5.     Какими качествами обладал Пера-богатырь?

                Подведение итогов работы в группах.

                - Ребята, спасибо за работу на уроке.

                  Домашнее задание: читать сказки о Пере-богатыре.

 

 

 

                

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения 4 класс Тема: «Произведения о русских и коми богатырях. Л. Н. Толстой Былина «Святогор – богатырь». Коми народная сказка «Пера – богатырь»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.    На уроке литературного чтения  обучающиеся знакомятся  с произведениями о русских и коми богатырях: былиной Л. Н. Толстого "Святогор - богатырь" и коми народной сказкой "Пера - богатырь". 

       Цели урока:   

2.     - Расширить представление детей о былинных героях.

Р   -Развивать речь обучающихся.

 

3.      -Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа и народов России.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.02.2015 482
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Ольга Ивановна
    Давыдова Ольга Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21814
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2668 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 466 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек