Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин

Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин

Скачать материал

 

 

Урок литературного чтения

3 классс

 УМК Планета знаний

 

 

А. С. Пушкин.  « Зимнее утро»

 

 

 

 

 

 

 

Урок  разработала

Лобова  В. Ф.,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Бигильдино

 Данковского района Липецкой  области

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Цели урока:   Предметные

создать проблемную ситуацию для развития мыслительных операций наблюдения и анализа;

расширить словарный запас и кругозор учащихся, обогатить жизненный опыт;

способствовать формированию у учащихся читательского интереса;

способствовать развитию связной речи учащихся.

 Личностные

продолжить работу по воспитанию у учащихся доброжелательного   отношения друг к другу, уважения мнения других, умение слушать;

организовать деятельность рефлексии в процессе обучения,                 пробудить стремление к самореализации.

 Метапредметные

Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных  произведений о зиме.

Изучить творческую историю стихотворения как предмет    особого текстологического исследования.

Воспитывать  любовь к русской природе,  любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.

Оборудование:

Мультимедийный проектор,

Компьютер, интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие. Ребята ! у нас гости .   Пошлите мысленно самые добрые пожелания

        гостям  и самому себе. Какое у вас настроение?

 

- Какой раздел  литературы  мы изучаем?

                                    (« Зимы ждала, ждала природа»)

- Назовите произведения и авторов , с которыми мы встретились в этой главе.

- Что у них общего?           Они рассказывают  о красоте русской зимы.

 

2.Подготовка к восприятию нового знания

 

Прочитайте отрывки из знакомых стихотворений и назовите его автора.

(слайд №

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя   А. Пушкин

Слайд  

 В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе

Зимы ждала,  ждала природа  Снег выпал только в январе… ( А.Пушкин)

ü     Какова общая тема этих произведений?

  (слайд №

У нас наступила зима, но явного признака зимы нет – нет снега, а я предлагаю

             вам   совершить  увлекательную  зимнюю прогулку .

 

 -  Подберите синоним к слову « прогулка» променад, гуляние, пикник,

                                 вылазка, моцион

 

-  Какая  может быть прогулка? (интересная,  увлекательная, веселая,

          познавательная,  ознакомительная, успокаивающая,  романтическая…)

 

 ИТАК,   идем на прогулку

               ПРОСМОТР СЛАЙД –ШОУ « МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

- Будьте внимательны при просмотре.

    - Какое настроение у вас после прогулки?  

 - Почему?

           (красиво выглядят деревья, кусты, все бело кругом, иней на домах, траве)

- Что заметили в фильме?

 -  Только лишь  представлены  зимние  пейзажи  ?

                - Среди фотографий зимнего пейзажа были фотографии А. С. Пушкина

-Вы читали отрывки о зиме, посмотрели фильм на зимнюю тематику.

-  С чьим произведением мы сегодня познакомимся?

                            С произведением Александра Сергеевича Пушкина.

 - О чем  будет  это произведение?          ( О зиме)

(Познакомимся с новым стихотворением о  зимней природе . Будем продолжать учиться анализировать и исследовать поэтические произведения.)

3.Целеполагание . (слайд № )

ü Какие качества исследователя вам понадобятся на уроке?

(Умение внимательно читать и вчитываться ,умение слушать других ,

старание, трудолюбие, знания художественных средств языка, умение анализировать ,  сравнивать  и делать выводы, умение давать полные ответы, умение в обычном увидеть необычное)

4. Первичное восприятие. ( рассказывает заранее подготовленный ученик)

    Прежде . чем  начнем работать  над произведением, послушаем историю его   создания .       

 

 -А вот как передает свои чувства А. С. Пушкин -  « Зимнее утро»

 

3.Словарная работа (слайд  )

       -     Ребята, в этом  произведении  много слов, которые мы сейчас   не  употребляем . Для того, чтобы  было  все понятно в содержании, нам  необходимо    выяснить их значение.

Сомкнуты - закрыты

Негой – блаженство , приятное состояние , сон.

Аврора - древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда - древнеримская богиня любви и красоты : именно так Пушкин называет свою возлюбленную.

Вечор - вчера вечером

Нынче - сегодня

Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев. ( показ.  янтарь)

Лежанка - теплое место у печки

 

                  -ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЗАПИСИ

 

-Постарайтесь  УСЛЫШАТЬ  как поэт передает смену состояния в природе и как   меняется настроение лирического героя.

4 Беседа после прослушивания

        - К какому жанру литературы относится произведение?

                                                  (стихотворение: ритм рифма)

    -  Вам понравилось стихотворение?

   - Чем оно вам понравилась?   ( рассказывает о зиме  ярко, восторженно )

  - Что же поэт хотел показать в этом стихотворении?     Прелесть зимнего утра

ü Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

                                   (Бодрым,  радостным, веселым) задорным

ü От чьего лица ведется повествование? (от лица лирического героя)

5Анализ произведения

    Откройте учебник и скажите из скольких строф  состоит  стихотворение?   (5)

 

6.Самостоятельное чтение. « Жужжащее » чтение.

         С целью подготовки к анализу стихотворения

Работа по алгоритму

-   Работать над  строфами    будем  по алгоритму ( СЛАЙД      )

         Алгоритм  работы  по  каждой  строфе.

1.      Ччтение  строфы  и  выделение  непонятных  слов.

2.     Уточнение  непонятных  слов  с  помощью  товарищей,  учителя  или  словаря.

3.      Определение  настроения, цвет  карточки,

4.      Выделение пауз       (/) (//) (____). V ¦

5.     Проверка пауз, логических ударений в стихотворении

       Мы разделимся на 5 групп, каждая должна  будет выполнить свое задание.(Каждой группе даны отдельные листочки с вопросами по строфам)

Договоритесь между собой, над какой строфой  вы будете работать.

                     ДЕТИ РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ ПО АЛГОРИТМУ   

       Для тех детей, кто выполнил общее задание, даю дополнительное задание – озаглавить  все строфы ( Корнеев А. ФистикА.)

- сравнительная характеристика двух стихов Пушкина ( Алиса, Матвей, АртемК)

Вопросы для 1 группы   

-  Какая картина встает перед нами?

- К кому обращается поэт? Как он называет любимую?

- Какие средства художествен выразительности  языка помогают автору  создать картину яркого морозного утра?

Какое настроение  у поэта?

Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?       

Вопросы для 2 группы  

- Что рисует поэт во второй строфе стихотворения?  Каким настроением проникнута эта строфа?

-  Какой художественный прием использует здесь поэт?

- А какие еще приемы помогают автору так просто рассказать о ненастной погоде?

 Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?     

                      фиолетовый

Вопросы для 3 группы 

- Что представляем мы, когда читаем третью строфу?

- Какие краски использует А.С.Пушкин, чтобы описать это утро?

- Какие средства художественной выразительности языка помогают автору создать эту картину?

 Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?     красный

Вопросы для 4 группы  

- Что Пушкин передает здесь ?     Повторение каких звуков позволяет нам услышать потрескивание охваченных пламенем поленьев?  Какие средства художественной выразительности языка помогают автору создать картину тепла и домашнего уюта?

-Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?

                          Желтый  

Вопросы для 5 группы 

-Куда  лирический герой зовет нас?

- Как вы понимаете выражение «берег, милый для меня»? Подберите синонимы к слову милый.( родной, любимый)

- Каким настроением проникнуты строки этой строфы? Почему?

-Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы? 

      зеленый    

 

 

9. Представление работ

Анализ строфы ( ответы на вопросы)

      ( Дети после анализа строфы все кладут карточку  того цвета, которую

            указывает отвечающий)

 

 -Посмотрите на свою цветограмму . Какой вывод можно сделать?

     (-В итоге получается пять прямоугольников – цветограмма  настроения, по которым видно, как из общего радостно – бодрого выпадает настроение второй строфы – мрачное, печальное.

    Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. «А нынче» − радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это сменяется мечтой о том, что будет. Поэтому при чтении мы должны показать голосом смену настроения в стихотворении.

     -  Выразительное чтение стихотворения « Зимнее утро»

 

   10     Сравнить 2 стихотворения ( карточки) Артем. Матвей, Алиса

     

 11.   Я просила  некоторых учеников  подготовить  стихи Пушкина. Попросим их  почитать.

                       -  Чтение стихов, ранее приготовленных учениками

   А Матвей Шацкий свои стихи  о зиме нам почитает

                       - Чтение стихотворения Шацким Матвеем.

 12. Обобщение

 

Поэтический талант А.С.Пушкина заставляет его стихи гореть красками живописи…

ü Как вы понимаете эти слова?

        Поэтический талант А.С. Пушкина  помогает  ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы , но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

   - Сегодня мы любовались зимней природой, которую увидел Пушкин.  

13.Рефлексия. (слайд №26)

 

       А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как  живое воплощение гармонии.

  

- Какое настроение в конце урока?

 

 -  Кому из вас захотелось  покататься на санках, запряженных тройкой лошадей?

 

Закончим наш урок упражнением «Комплимент».

1-е упражнение  «Комплимент – похвала».

 

2-е упражнение «Комплимент деловым качествам»  (в этих упражнениях ученики   оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

 

   Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности признания личной значимости каждого)

 

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение

Выставление оценок. Толкование оценок

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета знаний А.С. Пушкин"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Урок является  четвертым   в разделе " Зимы ждала, ждала природа".К уроку дети  писали сочинения о красоте русской зимы. Два ученика  приготовили стихи собственного сочинения. Все эти  творческие работы представлены были  на уроке. 

  К уроку была подготовлена презентация по программе SMART Notebook

 

Конспект разработан мною  для районного семинара директоров школ.

Представлены приемы работы по ФГОС.  ( групповая работа, дифференцированная работа, задания с опережением- сочинения, стихи, стихи собственного сочинения)- метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство. В начале урока  дети  ставили перед собой задачу- определяли кому принадлежат эти строки

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 680 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 632
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобова Варвара Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лобова Варвара Федоровна
    Лобова Варвара Федоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15833
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 352 человека

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 240 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе