Урок литературного
чтения
3 классс
УМК Планета знаний
А. С. Пушкин. « Зимнее
утро»
Урок разработала
Лобова В. Ф.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Бигильдино
Данковского района Липецкой области
Цели урока: Предметные
создать проблемную
ситуацию для развития мыслительных операций наблюдения и анализа;
расширить
словарный запас и кругозор учащихся, обогатить жизненный опыт;
способствовать
формированию у учащихся читательского интереса;
способствовать
развитию связной речи учащихся.
Личностные
продолжить работу
по воспитанию у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения
мнения других, умение слушать;
организовать
деятельность рефлексии в процессе обучения, пробудить
стремление к самореализации.
Метапредметные
Показать
стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.
Изучить
творческую историю стихотворения как предмет особого текстологического
исследования.
Воспитывать
любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.
Оборудование:
Мультимедийный
проектор,
Компьютер,
интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие.
Ребята ! у нас гости . Пошлите мысленно самые добрые пожелания
гостям и самому себе. Какое у вас настроение?
- Какой
раздел литературы мы изучаем?
(« Зимы ждала, ждала
природа»)
- Назовите
произведения и авторов , с которыми мы встретились в этой главе.
- Что у них
общего? Они
рассказывают о красоте русской зимы.
2.Подготовка к
восприятию нового знания
Прочитайте
отрывки из знакомых стихотворений и назовите его автора.
(слайд №
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя А. Пушкин
Слайд
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе
Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе… (
А.Пушкин)
ü Какова общая тема этих
произведений?
(слайд №
- У
нас наступила зима, но явного признака зимы нет – нет снега, а я предлагаю
вам совершить увлекательную зимнюю прогулку .
- Подберите
синоним к слову « прогулка» променад, гуляние, пикник,
вылазка, моцион
- Какая
может быть прогулка? (интересная, увлекательная, веселая,
познавательная, ознакомительная, успокаивающая, романтическая…)
ИТАК,
идем на прогулку
ПРОСМОТР СЛАЙД –ШОУ « МОРОЗ И СОЛНЦЕ»
-
Будьте внимательны при просмотре.
- Какое
настроение у вас после прогулки?
- Почему?
(красиво выглядят деревья, кусты, все бело кругом, иней на домах, траве)
- Что
заметили в фильме?
- Только
лишь представлены зимние пейзажи ?
- Среди фотографий зимнего пейзажа были фотографии А. С. Пушкина
-Вы читали отрывки о зиме, посмотрели фильм
на зимнюю тематику.
-
С чьим произведением мы сегодня познакомимся?
С произведением Александра Сергеевича
Пушкина.
- О чем будет это произведение? (
О зиме)
(Познакомимся с новым стихотворением о зимней природе .
Будем продолжать учиться анализировать и исследовать поэтические произведения.)
3.Целеполагание . (слайд № )
ü Какие качества исследователя вам
понадобятся на уроке?
(Умение внимательно читать и вчитываться ,умение
слушать других ,
старание, трудолюбие, знания художественных
средств языка, умение анализировать , сравнивать и делать выводы, умение
давать полные ответы, умение в обычном увидеть необычное)
4. Первичное восприятие.
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Прежде . чем
начнем работать над произведением, послушаем историю его создания .
-А вот как
передает свои чувства А. С. Пушкин - « Зимнее утро»
3.Словарная работа (слайд )
-
Ребята, в этом произведении много слов, которые мы сейчас не употребляем .
Для того, чтобы было все понятно в содержании, нам необходимо выяснить их
значение.
Сомкнуты - закрыты
Негой – блаженство , приятное состояние , сон.
Аврора - древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду
наступление утра на севере.
Северная звезда - древнеримская богиня любви и
красоты : именно так Пушкин называет свою возлюбленную.
Вечор - вчера вечером
Нынче - сегодня
Янтарь - застывшая смола хвойных деревьев. ( показ. янтарь)
Лежанка - теплое место у печки
-ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЗАПИСИ
-Постарайтесь УСЛЫШАТЬ как поэт передает смену состояния в природе
и как меняется настроение лирического героя.
4 Беседа после
прослушивания
- К какому жанру литературы
относится произведение?
(стихотворение: ритм рифма)
- Вам понравилось стихотворение?
- Чем оно вам понравилась? ( рассказывает о зиме ярко, восторженно )
- Что же поэт хотел показать в этом
стихотворении? Прелесть зимнего утра
ü Каким настроением проникнуты
строки стихотворения?
(Бодрым, радостным, веселым) задорным
ü От чьего лица ведется
повествование? (от лица лирического героя)
5Анализ
произведения
Откройте
учебник
и скажите из скольких строф состоит стихотворение? (5)
6.Самостоятельное чтение. « Жужжащее » чтение.
С целью
подготовки к анализу стихотворения
7 Работа по
алгоритму
- Работать над строфами
будем по алгоритму ( СЛАЙД )
Алгоритм работы по каждой строфе.
1. Ччтение
строфы и выделение непонятных слов.
2. Уточнение
непонятных слов с помощью товарищей, учителя или словаря.
3. Определение
настроения, цвет карточки,
4. Выделение
пауз (/) (//) (____). V ¦
5. Проверка
пауз, логических ударений в стихотворении
Мы разделимся на 5 групп,
каждая должна будет выполнить свое задание.(Каждой группе даны отдельные листочки
с вопросами по строфам)
Договоритесь между собой, над
какой строфой вы будете работать.
ДЕТИ
РАБОТАЮТ С ТЕКСТОМ ПО АЛГОРИТМУ
Для тех детей, кто
выполнил общее задание, даю дополнительное задание – озаглавить все строфы (
Корнеев А. ФистикА.)
- сравнительная характеристика двух
стихов Пушкина ( Алиса, Матвей, АртемК)
Вопросы для 1
группы
- Какая картина
встает перед нами?
- К кому
обращается поэт? Как он называет любимую?
- Какие средства
художествен выразительности языка помогают автору создать картину яркого
морозного утра?
Какое
настроение у поэта?
Какие
краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?
|
Вопросы для 2
группы
- Что рисует
поэт во второй строфе стихотворения? Каким настроением проникнута эта
строфа?
- Какой
художественный прием использует здесь поэт?
- А какие еще
приемы помогают автору так просто рассказать о ненастной погоде?
Какие краски ты взял бы для передачи радостного настроения зимней
природы?
фиолетовый
|
Вопросы для 3 группы
- Что
представляем мы, когда читаем третью строфу?
- Какие краски
использует А.С.Пушкин, чтобы описать это утро?
- Какие средства
художественной выразительности языка помогают автору создать эту картину?
Какие краски ты
взял бы для передачи радостного настроения зимней природы? красный
|
Вопросы для 4 группы
- Что Пушкин
передает здесь ? Повторение каких звуков позволяет нам услышать
потрескивание охваченных пламенем поленьев? Какие средства художественной
выразительности языка помогают автору создать картину тепла и домашнего уюта?
-Какие краски ты
взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?
Желтый
|
Вопросы
для 5 группы
-Куда
лирический герой
зовет нас?
- Как вы
понимаете выражение «берег, милый для меня»? Подберите синонимы к слову
милый.( родной, любимый)
- Каким
настроением проникнуты строки этой строфы? Почему?
-Какие краски ты
взял бы для передачи радостного настроения зимней природы?
зеленый
|
9.
Представление работ
Анализ строфы ( ответы на вопросы)
( Дети после анализа строфы все
кладут карточку того цвета, которую
указывает отвечающий)
-Посмотрите на
свою цветограмму . Какой вывод можно сделать?
(-В итоге
получается пять прямоугольников – цветограмма настроения, по которым видно,
как из общего радостно – бодрого выпадает настроение второй строфы – мрачное,
печальное.
Настроение на
протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно
– солнечное. Потом − печальное и тоскливое. «А нынче» − радостное любование
великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это
сменяется мечтой о том, что будет. Поэтому при чтении мы должны показать
голосом смену настроения в стихотворении.
-
Выразительное чтение стихотворения « Зимнее утро»
10 Сравнить 2 стихотворения ( карточки) Артем. Матвей, Алиса
11. Я
просила некоторых учеников подготовить стихи Пушкина. Попросим их почитать.
- Чтение стихов, ранее приготовленных учениками
А Матвей
Шацкий свои стихи о зиме нам почитает
- Чтение стихотворения Шацким Матвеем.
12. Обобщение.
Поэтический талант А.С.Пушкина заставляет его стихи
гореть красками живописи…
ü Как вы понимаете эти слова?
Поэтический талант
А.С. Пушкина помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные
слова и рифмы , но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть
красками живописи.
- Сегодня мы любовались зимней
природой, которую увидел Пушкин.
13.Рефлексия. (слайд №26)
А.С. Пушкин
− мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет
русскую зимнюю природу как живое воплощение гармонии.
- Какое
настроение в конце урока?
- Кому из
вас захотелось покататься на санках, запряженных тройкой лошадей?
Закончим наш урок
упражнением «Комплимент».
1-е упражнение
«Комплимент – похвала».
2-е упражнение
«Комплимент деловым качествам» (в этих упражнениях ученики оценивают вклад
друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант
окончания урока дает возможность удовлетворения потребности признания личной
значимости каждого)
Домашнее задание: выучить наизусть
стихотворение
Выставление
оценок.
Толкование оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.