Урок литературного чтения по теме "Кукушка"
(ненецкая народная сказка). 2-й класс УМК «Перспектива».
Виктория Вениаминовна Палченкова, учитель
начальных классов
Цели и задачи урока:
- познакомить
учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как
о жанре;
- формировать
навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
- обогатить
словарный запас;
·
развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
·
формирование умения понять внутренние состояние персонажа,
обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических
условиях, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
·
воспитывать чувство патриотизма, дружбы, товарищества, любовь и
уважение к близким.
Оборудование: учебник Л.Ф.
Климанова “Литературное чтение” 2 класс I часть, аудиозаписи сказки, голос
кукушки, детская песня “Кукушка”, презентация.
Планируемые результаты образования:
предметные
|
личностные
|
метапредметные
|
- соотносят иллюстрации с содержанием произведения;
- выявляют общность нравственной позиции в произведениях
разных народов.
|
- проявляют положительное отношение к процессу познания:
- оценивают собственную учебную деятельность;
- выражают положительное отношение к процессу познания.
-умение применять правила здорового образа жизни
|
Регулятивные: самостоятельно оценивают
правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и
письменной форме; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание
произведения по его названию, ключевым словам: ориентируются в учебнике,
словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят
речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные
связи.
Коммуникативные: воспринимают текст
с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её
решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; умение
работать в паре, в группе, распределять роли.
|
ХОД УРОКА
1. Орг.момент (звучит мелодия «В гостях у сказки»)
(слайд 1)
– Здравствуйте, дорогие
ребята и уважаемые гости!
– Веселья Вам да радости!
– Давно мы Вас ждем поджидаем, новую сказку не открываем.
2. Актуализация
знаний
– А
знаете ребята, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И
сейчас, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам тепло и
уютно, хочется читать и рассказывать сказки.
- Поднимите руку те, кто любит сказки.
- Почему вы любите сказки?
- Конечно, в сказках столько разных чудес! Хотя некоторые чудеса
из сказок уже давно стали былью. Например, помните, яблочко, которое каталось
по тарелочке и показывало разные чудеса? Сегодня его заменяет телевизор, или
ковёр-самолёт, который в наше время заменяет настоящий воздушный транспорт.
Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но, тем не менее, даже взрослые
люди любят сказки, так как в них добро всегда побеждает зло.
- А кто является автором сказок? (Автором сказки может быть
один человек, тогда сказка является авторской, а может рассказываться всем
народом, передаваться из поколения в поколение, тогда эта сказка будет
называться народной.)
- На какие группы можно разделить все существующие сказки? (Выделяют
сказки волшебные, о животных и бытовые)
- Какие сказки называют волшебными? О животных? Бытовыми? (Волшебными
называют такие сказки, в которых есть доля волшебства, выдумки. Героям
волшебных сказок всегда помогают волшебные предметы: шапка-невидимка,
ковёр-самолёт и т.д. Бытовые сказки – это те сказки, главными героями
которых являются люди. Герои сказок о животных – животные.)
3. Постановка учебной задачи.
Работа в группах. Игра “Угадай”.
Ребята,
давайте вспомним прочитанные
ранее сказки и поиграем в игру ``Угадай", за каждый правильный ответ
группа получает житон.
По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой
народ сочинил эту сказку.
а) “- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, а козлёночек будет
жить с нами” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская
народная сказка.) (слайд 2)
б) “Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают,
плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.) (слайд
3)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.) (слайд
4)
г) “ Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го-го-го-го! Ах, какая я
красивая.” (“Айога” –нанайская народная сказка.) (слайд
5)
д) “Жили – были дед, бабка да внучка Алёнушка. И был у них огород, и
росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка ” (“Пых” –
белорусская сказка.) (слайд 6)
е) “Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку
упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку
схоронилась.” (“У страха глаза велики” – русская
народная сказка.) (слайд
7)
- Что общего у этих сказок,
что их объединяет? (они народные)
4. Открытие нового знания.
- Ребята, наша страна
большая, огромная, но у каждого человека есть свой родной уголок- это место,
где он родился и вырос. Скажите, пожалуйста, где мы живем? (В
России). А как называется наша малая родина? (Урал, Челябинская область
п. Бреды).
-
Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень
холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север нашей страны в заснеженную
тундру.
А
что такое тундра? (выступление подготовленного учащегося)
(слайд 8)
1-й ученик. Тундра
– это холодные
северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно,
дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
Коренные
жители Севера - это ханты, манси, ненцы, чукчи,
якуты. (слайд
9)
2-й ученик. Ненцы
– народ, составляющий основное население северных районов России.
Их основное занятие оленеводство, рыболовство.
Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это
животное, которое кормит и одевает коренное население Тундры.
-
Живут ненцы в чумах. А что такое чум? (чум – это палатка из оленьих шкур)
(слайд 10)
- Чем мы пользуемся, если не знаем значение слов? (словарями,
справочниками) Найдите и прочитайте,
что означает слово малица
(слайд
11)
(верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами). Пима
– обувь из оленьего меха.
- С какими новыми словами вы познакомились? (слайд
12)
– Название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, вы
узнает, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.) (слайд 13)
- Кто из вас видел кукушку?
Слышал? (Аудиозапись голоса птицы)
Ребята нам
приготовили сообщения о кукушке. (Сообщения
заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка
получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку!
Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше
кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у
французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик (слайд 14) Но
есть у неё и другая особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает
птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу
в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя
такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него своё
яйцо.
3-й ученик (слайд 15) За
лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы
высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша –
кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из
тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы
продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
4-й
ученик (слайд 16) Но
всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и
очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и
иволги не едят другие птицы. Когда в лесу появляется много каких-нибудь
гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают
этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие
участки леса от опасных вредителей.
Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка” (гиперссылка)
Зеленая
опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
(Слайд 17)
– Обратите внимание
на эти иллюстрации, что вы на них видите? (Проявление любви
человека, птицы и зверю к своему дитя)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим птенцам и детенышам?
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой ненецкого народа
“Кукушка”.
5. Целепологание. Прослушивание
сказки “ Кукушка” аудиозапись. Первичное восприятие текста.
- Сейчас мы послушаем
ненецкую народную сказку «Кукушка» (Слайд
18, 19, 20,21,22,23,24,25)
- Кто главные герои
этой сказки?
- Какие чувства вызвала у вас эта
сказка?
- Почему так названа эта сказка?
6. Первичное закрепление. Работа по содержанию с выборочным чтением.
- Как вы думаете, почему мать
превратилась в птицу и улетела
от своих детей? (Слайд 26) Обсудите в группах предложенные варианты, докажите
правильность или неточность утверждений:
- мать не
любила своих детей;
- мать хотела
птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут чёрствыми и равнодушными;
- Как вы думаете,
отчего заболела мама? Подтвердите словами из
текста.
- что сделали дети,
когда увидели, что мама стала кукушкой? Подтвердите
словами из текста.
- Какими были дети? (беззаботными,
безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми,
неблагодарными)
-
Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
(Сожаление, страх)
- Что
поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать,
не обижать маму, а если обидели -
извиниться.)
7. Обобщение.
- Как заканчивается эта сказка? (грустно)
- Чему учит вас сказка? (быть
добрее, внимательнее, всегда и во всем помогать маме, чаще предлагать ей свою
помощь.)
Групповая работа.
- А сейчас мы с вами поиграем. Игра
называется «Собери пословицу».
На партах у вас в конверте
слова. Достаньте их, разложите. Соберите пословицу из этих слов.
Пословица 1 группы: Нет на свете
лучше дружка, чем родная матушка.
Пословица 2 группы: При солнышке светло, при матери добро.
Пословица 3 группы: Сказка ложь, да в ней намёк добрым
молодцам урок. (Сказки
- это вымысел, но мы многому можем научиться, читая их.)
- Какие пословицы у вас получились?
- Объясните, как вы понимаете их смысл.
8. Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Мы познакомились со сказкой....
Она заставила нас задуматься о (об)....
Сказка нас научила…..
– Понравился ли вам
урок?
9. Самооценка.
10.
Домашнее задание. (Слайд
27)
Мальчикам подготовить
пересказ сказки от лица детей
( можно начать так:
Мы весело играли….. мама в это время…..)
Девочкам
пересказ от лица матери ( мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…..)
– Я
вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много
сказок, не прочитанных вами, с которыми нам предстоит познакомиться. (Слайд
28)
Урок
окончен, всем спасибо за работу!
Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?
- мать не любила
своих детей;
- мать хотела
птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут чёрствыми и равнодушными;
Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?
- мать не любила
своих детей;
- мать хотела
птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут чёрствыми и равнодушными;
Почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей?
- мать не любила
своих детей;
- мать хотела
птицею долететь до воды;
- матери было тяжело видеть, что ее дети растут чёрствыми и равнодушными;
Нет на свете
лучше
дружка, чем
родная
матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.