Тема
урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Тип урока:
1.
урок,
обучающий читательской деятельности,
2.
проблемно-диалогический.
Цель: обеспечить
в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы,
закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни,
мораль, воспринимать переносное значение смысла басни,
художественность речи;
Ход
урока
1.Орг.момент.
2.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни
«Лебедь, Рак и щука».
3.Актуализация
знаний.
Знакомство
с темой урока.
Кто автор
басни, которую вы учили наизусть?( Слайд1)
Что такое басня? (Слайд2)
-Басня -
это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери,
птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне
обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её
часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
-Вы уже
догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой из них, вы узнаете на речевой разминке.
4.Речевая
разминка.(слайд3)
Без работы
хоть убей,
Жить не
может муравей.
|
|
Над лугом,
где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
-Герои
разминки пришли к нам сегодня в гости.
(Появляются
костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе).
СТРЕКОЗА.
Мы,
стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие
солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и
все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите
наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных
видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна
забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После
бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и
богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов,
переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не
восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в
муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев.
Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу,
кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника,
открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на
солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас
может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
5.Создание
проблемной ситуации и формулирование проблемы.
-Почему
сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и
муравей»)
Первичное
восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
Формулирование
проблемы.
-Во всем ли
совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы
видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза
выглядит жалко).
-Значит, мы с
вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии
автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
-Давайте
попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
ВОПРОС
УРОКА: Какова
мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». (Слайд4)
Чтобы найти
смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану,
указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети
находят памятки в своих справочниках):
Памятка
к работе над басней (слайд5)
1.Как
называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие
незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто
является главными героями в басне?
4.Какими
показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что
осуждается в басне?
6.Прочитайте,
как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к
действующим лицам?
7.Что должен
понять из этой басни читатель?
8.Какое
выражение басни стало крылатым?
(образное,
меткое выражение, изречение, вошедшие в употребление в речи)
Исследование
будем проводить, работая в группах.
6.Открытие
нового знания.
1 часть
работы: Деление детей на группы повторение правил групповой работы.
Вспомним правила
работы в группе: (Слайд6)
1.
Работай
дружно.
2.
Спокойно
высказывай своё мнение.
3.
Уважай
мнение другого.
4.
Терпеливо
выслушивай мысли других.
5.
Вместе
находи правильное решение.
6.
Капитан
определяет выступающего.
2 часть
работы: самостоятельная работа в группах.
По пунктам
плана памятки по работе с басней.
Применение
нового знания.
-Итогом
нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах..
Отвечать команды будут по очереди.
А)
Беседа – анализ текста
-В стихах
или прозе написана басня?
- Какие
незнакомые слова и выражения встретились в басне?
-Соедините
стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):
Зима катит
в глаза.
В мягких
муравах у нас.
Голову
вскружило.
Оглянуться
не успела.
В ум пойдет.
Помертвело
чисто поле.
Злой тоской
удручена.
|
Забыла обо
всем.
Не хочется
думать.
Неожиданно
наступила зима.
Быстро
прошло.
В поле
стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой
траве у нас.
|
Как вы
понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения
учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)
Выражение
И.А.Крылова
|
Объяснение
значения
|
Вопросы
учителя по объяснению значений выражений
|
Зима катит
в глаза.
|
Неожиданно
наступила зима.
|
Как она
катит? (Надвигается неожиданно)
|
В мягких
муравах у нас.
|
В мягкой
траве у нас.
|
– Какое
из этих выражений вам больше нравится и почему?
|
Голову
вскружило.
|
Забыла обо
всем.
|
-Почему?
|
Оглянуться
не успела.
|
Быстро
прошло.
|
-Можно ли
назвать это высказывание эпитетом?
|
В ум
пойдет.
|
Не хочется
думать.
|
-Какое
выражение больше подходит к тексту?
|
Помертвело
чисто поле.
|
В поле
стоит мёртвая тишина.
|
- Что
значит?
- Почему
тишина?
|
Злой тоской
удручена.
|
Тоскует.
|
-Почему у
Стрекозы тоска, да ещё злая?
|
-Как
изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная.
Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
-Почему
Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о
жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
-Прочитайте,
как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
-Что
наступило с холодной зимой для Стрекозы?
-Как
изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый.
Мудрый.)
-Настали ли
нужда и голод для Муравья?
-Почему
Стрекоза пришла именно к Муравью?
-Почему он
отказал Стрекозе в помощи?
-Справедливо
поступил Муравей со Стрекозой?
-Можно ли его
назвать жадным?
-Почему автор
несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров?
(Под
насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни,
развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
-Как вы
относитесь к Стрекозе?
-А как вы
относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
-Почему же
Крылов именно таким показал Муравья?
-Мы знаем,
что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих
баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его
басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Чему
учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем
дне, легкомыслие, хвастливость)
-Найдите
слова, в которых заключается главная мысль произведения.
-Как вы их
понимаете?
-Бывает ли
так в жизни?
-Из пазлов,
собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни
представлен иллюстратором?
- Можно ли
считать эти слова моралью басни? Докажите.
Чтение по ролям:
Определите, сколько действующих лиц.
Найдите слова автора.
Прочитайте.
Найдите слова Стрекозы.
Прочитайте.
Найдите слова Муравья
.прочитайте.
Синквейн ( по группам)
5.
Итог
урока.
А) Вывод
по проблеме:
1.
Смогли мы
ответить на главный вопрос урока?
2.
Какие же
пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень,
легкомыслие)
3.
Полезным ли
для вас оказался урок? Чем?
4.
Нужно ли
изучать басни?
5.
Чему они
учат?
Б)
Оценивание работы на уроке.
По
количеству красных жетонов за работу в группе
|
По
количеству полученных пазлов
|
По
качеству чтения по
ролям
|
Итоговая
оценка
|
В)
Домашнее задание.
1.
Выразительное
чтение басни по ролям.
2.
Придумать
свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
…………………………………………………
|
|
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
…………………………………………………
|
|
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
…………………………………………………
|
|
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
…………………………………………………
|
|
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
…………………………………………………
|
|
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
|
Памятка
к работе над басней
1.Как
называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие
незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто
является главными героями в басне?
4.Какими показаны
герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что
осуждается в басне?
6.Прочитайте,
как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к
действующим лицам?
7.Что должен
понять из этой басни читатель?
8.Какое
выражение басни стало крылатым?
Памятка
к работе над басней
1.Как
называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие
незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто
является главными героями в басне?
4.Какими
показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что
осуждается в басне?
6.Прочитайте,
как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к
действующим лицам?
7.Что должен
понять из этой басни читатель?
8.Какое
выражение басни стало крылатым?
Зима катит
в глаза.
В мягких
муравах у нас.
Голову
вскружило.
Оглянуться
не успела.
В ум
пойдет.
Помертвело
чисто поле.
Злой тоской
удручена.
|
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
|
Зима катит
в глаза.
В мягких
муравах у нас.
Голову
вскружило.
Оглянуться
не успела.
В ум
пойдет.
Помертвело
чисто поле.
Злой тоской
удручена.
|
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
|
СТРЕКОЗА.
Мы,
стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие
солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и
все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите
наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных
видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна
забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После
бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и
богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов,
переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не
восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в
муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев.
Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу,
кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника,
открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на
солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас
может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.