В рамках года окружающей среды был
разработан конспект урока «Экологические проблемы Ямала на страницах газеты
«Рабочий Надыма»». Урок был проведен в 7 классе на культуре народов Ямала. На
уроке обучающиеся попытались практически подойти к решению экологической
проблемы своего поселка. Используя дополнительные источники информации,
организуя самостоятельную деятельность обучающихся, учитель добивается
понимания поставленной проблемы, воспитывает чувство любви и уважения к родному
краю.
Урок
культуры народов Ямала в 7 классе
«Экологические
проблемы Ямала на страницах газеты «Рабочий Надыма»»
Цель:
1. Познакомить обучающихся с экологическими проблемами Надымского района и
Ямала в целом;
2. формировать навыки «прочтения» газетной статьи, учить формулировать проблему
статьи, находить пути решения обозначенной проблемы;
3. развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, автоматизированное
рабочее место учителя, газетные статьи, презентации
Формы
работы: презентация, беседа, работа в парах с
газетной статьёй, представление отчёта, творческая работа.
Ход
урока:
1.Информационная
пятиминутка - 5 мин. (Двое ребят из класса
знакомят обучающихся с последними новостями в г.Надыме и Надымском районе,
используя материалы газеты «Рабочий Надыма и передачи «Вестник Надыма»)
2.Вступительное слово
учителя (мотивация к процессу учебной деятельности):
2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Случайно ли это?
Проблемы
экологии актуальны сейчас во всём мире. Как складывается ситуация на Ямале? Об
этом мы узнаем из презентации к научно-исследовательской работе «Экологические
проблемы Ямала на страницах СМИ», выполненной ученицей 11 класса Кутузовой
Дарьей.
3.
Презентацию представляет подготовленный ученик: (6 мин.)
Содержание
1 слайда
Всем чинам, на службе
состоящим, а также мануфактур собственникам и прочим важных ремесловых
заведений персонам помнить надлежит: все проекты зело исправны быть должны,
дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить
Петр Великий
Содержание
2 слайда
Основные
проблемы антропогенного воздействия на природу Крайнего Севера:
Уничтожение
растительного покрова.
Загрязнение
почвенно-грунтового слоя.
Изменение
механического состава грунтов, температурного режима и влажных подстилающих
грунтов.
Загрязнение
природных вод.
Пожары
природного и техногенного
происхождения.
Загрязнение
атмосферного воздуха.
Поступление
искусственных радионуклидов.
Нарушение
состояния многолетнемерзлых
пород.
Ухудшение здоровья населения
Содержание 3 слайда
Цель исследования:
определение значения СМИ,
в частности газеты «Рабочий Надыма» и журнала «Ямальский меридиан» в решении
экологических проблем района и округа в целом.
Содержание 4 слайда
Задачи:
Дать
количественную характеристику статей и публикаций, затрагивающих проблемы
экологии;
Установить
проблемы и пути их решения каждой из статей на заданную тематику;
Охарактеризовать
авторов публикаций;
Определить
актуальность и злободневность публикаций.
Содержание 5 слайда
Результаты работы:
Всего просмотрено газет –
528, журналов – 24.
Обработано статей – 35.
Основные проблемы,
обозначенные в статьях,
это:
¢ Устранение
пожаров в пожароопасный сезон, меры предосторожности при обращении с огнем.
¢ Загрязнение
воздуха, почвы и прибрежных вод на территории ЯНАО.
¢ Сохранение
первоначальной чистоты природы на месторождениях.
Содержание 6 слайда
В 5 статьях
предлагаются меры порешению экологических проблем.
В 30 статьях
экологические проблемы только озвучиваются и представляют констатацию факта.
Содержание 7 слайда
Выводы:
Газета
«Рабочий Надыма» редко освещает проблемы экологии на своих страницах;
Статьи
носят констатирующий характер, зачастую отсутствуют пути решения поставленных
проблем. Только в одной статье названы конкретные виновные и принятые
прокурором санкции;
Отсутствует
материал о работе по данному направлению в общеобразовательных учреждениях.
4.
Организация самостоятельной работы в парах. (7 мин.)
Учитель: А
сейчас мы с вами превратимся в исследователей и попробуем проанализировать
статьи по проблемам экологии, напечатанные на страницах газет «Рабочий Надыма».
№п/п
|
Название статьи
|
Газета «Рабочий Надыма»
|
1
|
В борьбе с браконьерами
|
28.07.2012 № 92
|
2
|
Обязали ликвидировать
свалку
|
05.03.2013 № 30
|
3
|
За шкуру белого медведя
|
26.07.2012 № 91
|
4
|
Вместо очередной свалки
- контейнер
|
24.07.2012 № 90
|
5
|
Мы объявляем вам войну
|
24.07.2012 № 90
|
6
|
Я – за чистый посёлок
|
07.07.2012 № 83
|
7
|
Не губите природу,
мужики!
|
05.07.2012 № 82
|
8
|
Чтоб кедр рос
|
05.06.2012 № 70
|
(Сканированные
статьи представлены в приложении 1).
Обучающиеся получают ксерокопию статьи из газеты «Рабочий Надыма» по
экологической проблеме и карточку с алгоритмом работы.
Карточка
Алгоритм работы по газетной статье
1. Внимательно
прочитайте статью.
2. Перескажите
её партнеру.
3. Сформулируйте
экологическую проблему, обозначенную в статье, и запишите её в тетрадь.
4. Найдите
пути решения обозначенной проблемы. Если таковых нет, попробуйте предложить
свои шаги.
5. Распределитесь,
кто какой материал будет представлять: один из вас представляет краткое
содержание статьи, другой называет проблему и пути её решения.
6. Сверьте
правильность выполнения задания со слайдом, оцените себя.
5. Отчёт групп по анализу
статьи, самооценивание. (16 мин.) После каждого
выступления показывается слайд для самооценки обучающихся.
1 слайд
|
2 слайд
|
|
|
3 слайд
|
4 слайд
|
|
|
5 слайд
|
6 слайд
|
|
|
7 слайд
|
8 слайд
|
|
|
7.Творческая
работа. (6 мин.) Задание: Ребята, в нашем посёлке на
сегодняшний день остро стоит проблема сохранения чистоты . Ежедневно мы с вами
видим мусор на детских площадках, тротуарах, в лесных насаждениях;
недобросовестные жители посёлка оставляют пакеты с мусором возле эстакад,
выбрасывают в лес. Предложите меры (пути решения) данной проблемы.
Предложения ребят оформляются на слайде и письмом отправлены Главе
Администрации п.Приозёрный Гавриленко Н.А.
План
мероприятий по решению проблемы чистоты в нашем посёлке
1.
Поставить быстросъемные урны и мусорные
контейнеры у каждого подъезда, магазина и на детских площадках;
2.
приобрести мусороуборочные машины;
3.
установить штрафы в размере 5000 рублей
за оставленные мусорные пакеты;
4.
проводить активную профилактическую
работу: распространять буклеты, вывешивать баннеры, пускать по бегущей строке
обращения к населению;
5.
в системе проводить экологические
субботники с участием как обучающихся, так и всех жителей посёлка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.