Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок краеведения в 3классе

Урок краеведения в 3классе

Скачать материал

Урок краеведения в 3классе

Подготовили Заблоцкая Е. В., Лисовенко С. В., учителя МОУ СОШ № 4 г. Алексеевка Белгородская область.

Тема: Животный мир Белгородской области.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому.

Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала, коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников, уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся различать животных, живущих в нашей области.

Оборудование:

  • ПК,
  • презентация «Животный мир Белгородской области»,
  • рабочая тетрадь,
  • проектор.

Ход урока

I.                  Организационный момент

(На фоне звучания  музыки «В мире животных» учитель читает стихи)

 В мир животных музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

 

II.               Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

Новую тему сейчас мы начнем.

Много неизвестного в ней мы найдем.

 Хочется тему урока узнать?

Я вам предлагаю ее угадать.

 

Они повсюду нас окружают:

Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногами…

Кто же они, ведь живут рядом с нами? 

- Как вы думаете,  о ком сегодня пойдет речь на уроке? (Ответы учеников)

– Ребята, кто из вас любит путешествовать?

Велика и прекрасна наша страна Россия, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. Мы с вами познакомимся с животными, которые живут в Белгородской области.

III.           Изучение нового материала

1.     Работа в парах в тетради

 - Прежде чем начать наше путешествие давайте вспомним правила поведения в лесу. Заполните таблицу № 1 «Экологические правила».

2.     Путешествие в далекое прошлое. Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся

 Учитель.  Формирование фауны Белгородской об­ласти происходило в условиях своеобразной природы ее тер­ритории — в зоне перехода от леса к степи. Поэтому жи­вотный мир и слагается здесь из смеси степных видов и ви­дов, характерных для широколиственных лесов. Еще в неда­леком прошлом, когда в нашем крае существовали непро­ходимые леса и широкие дикие степи, мир копытных и мел­ких животных здесь был довольно богатым. Сейчас,  даже трудно представить, что в середине XVIII столетия в наших, местах могли водиться дикие лошади — тарпаны, а, по-ви­димому,  в более позднее время, сайгак. Однако в резуль­тате длительного и неустанного истребления лесного массива и распашки; лесостепь почти совершенно была обезлесена. Вследствие этого исчезли такие крупные лесные звери, как медведи, ры­си и другие. Поэтому охота на полезных животных стала строго ограничена, а на редких — совершенно за­прещена.

 (Слайд № 3) В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается 60 видов млекопитающих, 40 видов рыб, 20 видов земноводных и пресмыкающихся, 250 видов птиц, а всего известно 6000 видов животных, среди которых особен­но многочисленна фауна беспозвоночных.

Учитель

- Назовите признаки млекопитающих.

Ученик 1. (Слайд № 4).

 В составе млекопитающих значительное распространение получили копытные. Наибольшую достопримечательность представляют лоси. Они стали известны в лесах Белгородщины в пятидесятые годы. Эти красивые жители тайги в своем движении на юг быстро размножились, распростра­нились в нашем крае и стали обычными животными. Этому в огромной степени способствовала строгая охра­на их.

Ученик 2. Из Воронежского заповедника совсем недавно в наши мес­та пришли европейские олени. Почти во всех дубравах ши­роко расселились дикие кабаны. Древнейшие предки домаш­них свиней были почти полностью истреблены. Благодаря запрету охоты и усиленной охране за короткое время стадо этого сильного зверя достигло 2500 голов.

Ученик 3. Во всех крупных, особенно южных, лесах области в на­чале текущего века водилось много диких коз. Эти неболь­шие грациозные животные очень пострадали в годы минув­шей войны. Сохранились они главным образом в заповедной дубраве «Лес на Ворскле». Тщательная забота о них позво­лила увеличить их численность.

 

IV.              Физминутка

Бобер в бору затеял бал,

Бобер на бал гостей позвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

                                                                А. Пудваль

  V.     Продолжение работы по теме урока

Учитель

- Каких животных называют хищниками?

Ученик 4. (Слайд № 5)

Из отряда хищных млекопитающих назовем прежде всего волка, лисицу, енотовидную собаку. Волки живут как в лесистых, так и в степных местах. Особенно размножились они в годы Великой Отечественной войны, когда охота на них не велась. В молодых лесных насаждениях, по перелес­кам, в приречных кустарниковых зарослях, по закрытым балкам водится красная лисица. Она является важным про­мысловым видом.

Акклиматизировалась в нашем крае енотовидная амурско-уссурийская собака. Этот пушной зверь стал даже ощути­мым вредителем. На него разрешена охота.

Ученик 5. (Слайд №6-7).

 Встречается несколько видов куньих — каменная куница, хорек, европейская норка, барсук, горностай и ласка. Эти редкие животные находятся под строгой охраной закона.

Ученик 6. ( Слайд 8).

Распространены в области грызуны. К ним относится много различных млекопитающих. Одни из них полезны че­ловеку, другие — вредны. В значительном количестве в от­крытых, кустарниковых местах и по опушкам леса водится - заяц-русак, являющийся ценным объектом охотничьего про­мысла. У воды обитают бобры.  В широколиственных лесах целого ряда районов об­ласти раньше обитала белка. Теперь она — редкость. По всей области широко распространены суслики. Вред, нано­симый ими хлебным полям, общеизвестен. С сусликами ве­дется постоянная борьба. В степных районах области доволь­но часто встречаются слепыши. Изредка на юго-востоке об­ласти попадаются тушканчики. Большой вред, особенно в го­ды массового размножения, наносят зерновым культурам распространенные по всей области мышевидные грызуны.

Учитель

- Какие еще грызуны обитают в нашей местности?

Ученик 7. (Слайд № 9 -10)

 Из насекомоядных в Белгородской области обита­ют различные землеройки, и ежи. Рукокрылые представ­лены двумя видами летучих мышей.

Ученик 8.

Немало в области амфибий и рептилий — лягушек, жаб, ящериц, ужей и др. Встречаются болотные черепахи!

Учитель (Слайд № 11).

Из рыб, обитающих в водоемах области, десять видов являются промысловыми. Широко распространено семейст­во карповых. В крупных реках и прудах области вылавли­вают такую довольно ценную рыбу, как сазан. Культурная форма  — зеркальный карп. В пойменных озерах, старицах и прудах водятся караси.  Ценной промысловой рыбой является лещ. Обитая в тихих реках области, он иногда достигает крупных размеров. В слабопроточных, стоячих, заросших, прогреваемых илистых водоемах обитает линь. В реке Оскол обитает судак, в больших реках быва­ет сом, очень редко — налим. В водоемах области есть плотва, красноперка, окунь, ерш.

Учитель

- Назовите признаки птиц.

Ученик  9. (Слайд № 12).

Очень богат и разнообразен в области мир птиц. Многие птицы — спутники и друзья человека. Они помогают ему в борьбе с вредителями культурных растений.  Многочислен­ны певчие птицы. Они украшают нашу природу. Половина птиц приходится на лесные виды, среди которых преобла­дает отряд воробьиных. Некоторые птицы являются охотничье-промысловыми (серая куропатка, перепел, утка-кряква, кулик, бекас и др.). Охота на них проводится в строго установленное время.

Учитель

На полях и в лесах обитает множество насекомых. Сре­ди них немало полезных, но большинство — вредители куль­турных растений. Заботливое отношение к птицам — важное средство борь­бы с насекомыми-вредителями. Большая и полезная работа школ области по охране пернатого населения края — бла­городное, очень нужное природоохранительное мероприятие.

VI.            Фронтальная работа

Учащиеся выполняют задание  № 3 в тетради.

 

VII.        Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

- С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

     VIII.   Итог урока

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Почему нужно знать животный мир своей области?

 

     IX.      Домашнее задание

- Отгадать загадки и доказать, что отгаданное слово обозначает животное. Тетрадь задание № 2.

Литература

  1. А.А. Плешаков “Зеленые страницы”. Книга для обучающихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2011.
  2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимова «Окружающий мир» Москва Академкнига/учебник, 2012.
  3.  В. А. Шаповалова «Белгородоведение» учебник для образовательных учреждений – Белгород, 2002.
  4. http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/img/zayaz_b.jpg
  5. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=200026031-12-72&n=21
  6. http://belkamfish.com/i/karp/0.jpg
  7. http://seagirls.narod.ru/images/silvertip.jpg
  8. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=187064018-22-72&n=21
  9. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=63521525-21-72&n=21
  10. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=9402748-39-72&n=21
  11. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=74226880-63-72&n=21
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок краеведения в 3классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Животный мир Белгородской области.

Цель деятельности педагога:создать условия для ознакомления с животным миром Белгородской области, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви ко всему живому.

Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – понимают содержание изучаемого материала, коммуникативные - понимают содержание вопросов и высказывания учителя и сверстников, уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся различать животных, живущих в нашей области.

Оборудование:

  • ПК,
  • презентация «Животный мир Белгородской области»,
  • рабочая тетрадь,
  • проектор.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 367 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 432
    • DOCX 28.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заблоцкая Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Заблоцкая Елена Владимировна
    Заблоцкая Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2831
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 201 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 442 человека

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе