Тема: Цвет как средство выражения.
Автопортрет.
Цели: создать условия для ознакомления с
искусством автопортрета, способами выражения характера через цветовые
отношения, совершенствовать работу восковыми мелками и акварелью, закрепить
знания по изображению портрета, развивать наблюдательность, внимание,
воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие
Оборудование: презентация, детские работы,
методическая таблица; для обуч-ся восковые мелки, акварель, бамага , кисти.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы: коллективная, индивидуальная, парная,
групповая
Методы:словесные (беседа, объяснение),
практические ( практическая работа, самостоятельная работа), наглядные
(презентация, демонстрация)
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего
обучения, критического мышления, ИКТ
Планируемый результат: знать особенности жанра
портрет, уметь выражать характер через цветовые отношения
Ход
урока
I.
Оргмомент.
Закончилась большая перемена,
И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе
Изобразительный урок.
Надеюсь все у вас в порядке:
Краски, кисточки, альбом.
И вы готовы все, ребятки.
Тихо сядем и начнем.
II.
Актуализация опорных знаний обуч-ся.
1 работа в парах
- На ваших столах есть конверты в них квадратики разного цвета.
Достаньте их. Попробуйте разделить эти цвета на две группы.
- На какие группы разделили цвета? (Тёплые и холодные)
- К какой группе отнесли зелёный цвет? (Это отдельная группа, зеленый цвет может
быть и теплым и холодным)
2. цветовые задачи.
3.. Если видим на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется портрет!
-описание портрета работа в группах
- создание портрета класса.
III.
Формирование новых знаний обуч-ся.
1.
Сообщение темы урока, постановка задач урока.
Нарисую
на листке
Девочку
с цветком в руке
Платье
голубое,
Хороша
собою-
Ручки,
ножки, личико,
Рыжая
косичка,
Глазки,
ротик, ушки,
На
носу- веснушки.
В
целом свете лучше нет!
Это
мой автопортрет.
Тема
нашего урока: «Цвет как средство выражения. Автопортрет.»
2.
Работа по теме.
-Мы
уже рисовали портрет мамы, друга. -Что такое автопортрет? Автопортрет – это
изображение самого себя.
В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и
передавали из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со
своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки. Таким образом собиралась
целая коллекция семейных портретов.
Как здорово, что художники смогли запечатлеть все эти образы,
ведь раньше, в старину, не было фотоаппарата.
–
Что мы видим, глядя на себя в зеркало? (свое отражение).
-
А что мы видим, глядя на картину, на которой изображен художник? Что хочет рассказать
о себе художник, создавая автопортрет – свое собственное изображение?
-
Попробуем разобраться на примере двух автопортретов
-
Какой автопортрет создан раньше, почему? (автопортрет Дюрера, можно догадаться
по одежде).
-Давайте
подробнее рассмотрим «Автопортрет» А. Дюрера. Вам нравится этот автопортрет?
Сдержанная поза, выразительное, сосредоточенное лицо, тонкая рука. Дюрер был
не только художником, но и ученым.
-
Какие цвета преобладают в картине? (теплые)
-Опишите
характер и настроение художника по портрету. (добрый, умный, немного грустный,
красивый).
-
можно ли сказать, что автопортрет является рассказом о себе? Да
-
Загадку автопортретов человек разгадывает веками. Послушайте, что пишет В.
Бекетт об автопортрете Ван Гога: «В общей холодной гармонии серебристо-серых ,
серебристо-зеленых и голубых тонов голова Ван Гога пылает, как пламя. Портрет
полон резких контрастов. Вокруг живой природы все приглушено. Взбаламученный
фон намекает на хрупкость душевного состояния, о котором свидетельствует
аккуратный пиджак, застегнутая рубашка, спокойная застывшая поза. Фон выдержан
в одном колорите с фигурой, выделенной лишь извилистыми мазками кисти».
-В
каком колорите- теплом или холодном- написан портрет? Холодном
-
Есть ли на картине контрасты? Да
-Как
вы думаете, был ли художник счастлив? ( Художник много страдал. Ван Гог при
жизни продал только одну картину, причем ее купил его брат. Тяжелая болезнь
мучила художника, его преследовали видения. Поэтому , наверное, его жизнь
нельзя назвать счастливой.)
Демонстрация
портретов выполненных детьми
-
Найдите самого веселого ребенка. Почему вы так решили? ( яркое платье,улыбка,
шары в руке, когда смотришь, становится весело)
-
Как на рисунке можно показать чувства? (выражением лица, цветом) – А как можно
показать свое увлечение? То, чем вы любите заниматься?
-Послушайте
стихотворение.
ПОЧЕМУ Я НЕ ТАКОЙ?
Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо.
Одинаковы носы
И одной длины усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех один фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки
И на все расставим метки.
А иначе как узнаешь,
Чью ты маму обнимаешь?
Нет ни низеньких, ни длинных,
Легкомысленных, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам еще не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для мамы и хорош.
Ей всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
и курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных.
-
О чем это стихотворение? О том , что нет одинаковых людей
-
У каждого человека лицо полно своеобразия. Свой цвет волос, глаз, губ, линия
бровей, форма носа, овал лица – все очень индивидуально.
-
Посмотрите на себя в зеркало. Таблица построения лица.
Физкультминутка.
IV.
Формирование практических умений, навыков обуч-ся.
Творческая
практическая деятельность обуч-ся.
-
Какие приемы работы для выполнения автопортрета вы можете предложить? (черты
лица, волосы, одежду, элементы фона нарисовать мелками; лицо, фон раскрасить
акварелью.
-Продумайте
все детали автопортрета. Можно нарисовать в полный рост, по пояс или по плечи.
Фоном могут быть окно, стена, море, лес, ночное небо или лужайка с цветами. Не
забывайте о проявлении характера в рисунке. Сначала работаем простым
карандашом, потом мелками и акварелью.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
n
Представьте, что прямо напротив вас стоит художник
n
Пожалуйста, закройте глаза и поверните ваше
лицо так, чтобы художнику открылся ваш левый профиль и т.д.
n
Откройте глаза. Где у вас левый профиль?
Теперь снова закройте глаза
n
Теперь портрет в «полный рост».
n
Развернитесь в «три четверти» направо, теперь
«анфас» и т.д.
n
Портрет, где вы изображены сидя за партой с
поднятой правой рукой, развернуты в «три четверти» налево.
V.
Закрепление пройденного материала.
Выставка и анализ работ.
«Угадай, чей портрет»
-Кого еще вы узнали? Какие
детали в автопортрете вам помогли это сделать?
VI.
Итог урока.
-Что
такое автопортрет? Что нам хочет рассказать художник, изображая себя на
картине?
-Как
выразить характер и настроение в автопортрете?
VII.
Рефлексия.
VIII.
Домашнее задание.
Карточка1
Карточка2
Карточка3
Описание портрета
- Вид
искусства, к которому относится портрет /живописный,
графический, скульптурный, фотографический, ювелирный/
- Количество
персонажей /одного человека, парный, групповой, групповой
семейный/
- Персонажи
на портрете /мужчина, женщина, ребенок (детский)/
- Положение
персонажа /в полный рост, поколенный, поясной, погрудный,
голова/, а также /стоящий, сидящий или лежащий/
- Разворот
головы персонажа /анфас, в три четверти или в профиль/
|
Описание портрета
- Вид
искусства, к которому относится портрет /живописный,
графический, скульптурный, фотографический, ювелирный/
- Количество
персонажей /одного человека, парный, групповой, групповой
семейный/
- Персонажи
на портрете /мужчина, женщина, ребенок (детский)/
- Положение
персонажа /в полный рост, поколенный, поясной, погрудный,
голова/, а также /стоящий, сидящий или лежащий/
- Разворот
головы персонажа /анфас, в три четверти или в профиль/
|
Карточка-план для учащихся
«Описание портрета»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.