Тема: Цветы и птицы гжели.
5 класс
Цели:.
1. Познакомить учащихся с Гжельской
керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.
2. Воспитывать
нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и
культуре.
3. Развивать творческую активность,
навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Материалы: ПК, проектор, цв.иллюстрации
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности к уроку
2. Знакомство со цветными иллюстрациями .
- Что вы видите на этих иллюстрациях? (
башкирская роспись, гжельская роспись)
- Что можете о них рассказать?
3. Сообщение темы
II. Новая тема
1. Вводная беседа
- Из чего делают посуду, кувшины?
- Знакомо ли вам слово – Керамика?
Это
слово произошло от Греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины,
- майолика.
Фаянсовая посуда - из белой глины.
А вот фарфор - тонкий, звучащий - делают из
необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских
мастеров.
Широкой популярностью пользуется фарфор Гжели. Этот гончарный
район Подмосковья издавна славился хорошей керамикой. Большие запасы
качественных глин, удобное расположение деревень у Касимовского тракта и
близость к Москве создали благоприятные условия для развития в Гжели
керамического промысла. Гжель снабжала Москву, Петербург, Урал, Сибирь
кирпичом, изразцами, аптекарской посудой, бытовой керамикой, глиняными
игрушками. На протяжении XVIII-XIX
веков гжельскими мастерами были освоены все
основные виды художественной керамики - майолика, полуфаянс, фаянс,
фарфор.
Производственное объединение «Гжель» экспортирует в зарубежные
страны - Чехословакию, Францию, США и другие более 40 наименований изделий.
Произведения гжельских мастеров можно четко разделить на
два вида: посуда и малая пластика. Из посуды характерны квасники, кувшины,
блюда, вазы, чайники. А малая пластика представлена фигурками животных и
людей, сказочных персонажей, птиц, зверей.
У каждого мастера во все времена была своя манера обобщения и
детализации формы, понимания ее пропорций. Но технология изготовления изделий,
характер орнаментации всегда' остались неизменными, и это в искусстве
старинного промысла стало главной традицией.
Знакомство с особенностью
гжельской росписи.
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов
Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки
людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что
слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за
ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у
них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву
на белый фарфор.
Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась
роспись!
Самый излюбленный узор - гжельская
роза.
Иногда она изображена крупно,
широкими мазками. А иногда написана
тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по
всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А
еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники -
декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с
крышкой, длинным изогнутым носиком,
часто на четырех округлых ножках: кум.чшы -подобные же сосуды, но
без сквозного отверстия в корпусе; кувшины,
кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных
форм. И всегда они необычные
- веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно
рассматривать, любоваться
ею.
III. Самостоятельная работа
- Представьте себя гжельскими
мастерами, работы которых вы посмотрели, пофантазируйте, придумайте свои
узоры росписи любого предмета кухонной утвари, опираясь на основные принципы использования
стилизованных цветов, растений и т. п.
Задание. Нарисовать по памяти воображаемый предмет быта (кувшин, квасник,
блюдо) и расписать его под «гжель».
IV. Рефлексия
- С какой росписью вы сегодня познакомились?
- Что характерно для гжельской росписи?
- Скажите, ребята, какие виды керамики были
освоены гжельскими мастерами?
(Майолика, фарфор,
полуфаянс, фаянс.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.