Урок ИЗО в 4-м классе на тему "Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры.
Цели:
·
Образовательные:
o
познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника
цветении я сакуры в Японии;
o
учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
o
формировать умение выразительного использования в коллективной
работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой
детали для объединения их в целостный ансамбль.
·
Развивающие:
o
развивать эстетический вкус учащихся;
o
развивать художественное видение окружающего мира.
·
Воспитательные:
o
воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
o
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
o
формировать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа,
практическая работа.
Используемые технологии:
·
информационные;
·
здоровьесберегающие;
·
игровые.
Используемые методы:
·
иллюстративно-наглядный;
·
словесный;
·
самоорганизация;
·
рефлексия.
Основные понятия:
1. Многоликость мира художественной жизни на земле
(художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время
вписана в современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого
маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований,
молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры
характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с
природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее.
Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник
Японии.
Оборудование:
·
мультимедийный проектор;
·
ноутбук;
·
экран;
·
таблицы
Основные этапы урока
1. Оргмомент (1-2
мин.)
Звучит японская музыка. Входит учитель в японском костюме
(кимоно). Приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.
Учитель: Ребята,
сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее
очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что
это за страна?
Ученик: Япония
Учитель: Давайте
с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом
океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего
Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего
Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня
Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город
Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции,
и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание
по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по
числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День
детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11
февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют
праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник
цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые
виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является
рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является
лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны
составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид
накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось
раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно
тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
Вопросы:
1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель: Я
рада, что вы справились с заданием.
Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о
стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они
тоже существуют).
Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки –
пагоды, национальная одежда – кимоно.
Декоративные японские сады, ветка цветущей вишни – это тоже
символы страны, они создают художественный образ государства.
В японском характере есть одна черта – это умение замечать
и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
С древних времен все, что окружало японца, становилось предметом любования –
алые листья клена, журчащий ручеек. Жить в гармонии с природой для японца – это
закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует
много праздников, посвященных деревьям и цветам.
И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в
поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый японский дом в период
цветения сакуры украшает дом ее прекрасными цветами, помещенными в
специальные цветочницы или вазы.
«Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью
весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и
кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз
не оторвешь» – гласит японская пословица.
Нигде, вероятно, не существует столь своеобразного и едва ли, не
всенародного культа, как культ цветения сакуры в Японии. Живая ветка сакуры,
которая как бы служит символом богатого и своеобразного растительного мира этой
островной страны, полнее, всего, пожалуй, отображает эстетический вкус
японского народа.
Известный японский ученый и поэт 18 столетия Мотоори Норинага не
без гордости провозгласил в одном из своих стихов:
Коль спросят у тебя о духе,
Что в истинных сынах Японии живет,
То укажи на цвет дерев вишневых,
Что блещут белизной, благоухая,
В лучах веселых утреннего солнца!
3. Слайды о Японии (2-3
мин.)
4. Слово учителя «Праздник цветения сакуры» (4
мин.)
Учитель: Ребята,
а давайте перенесемся в японский город. Но чтобы попасть в Японию надо
произнести по-японски слово «Япония». Как японцы называют свою страну? («Ниппон»).
Закройте глаза, возьмитесь за руки и все вместе произнесем слово «Ниппон» три
раза. (Пока дети произносят слово, учитель открывает макет
города, который был заранее установлен, но закрыт от взора ребят).
Учитель: Весна.
Апрель. Город готовится к празднику цветения сакуры. Но…
Посмотрите внимательно на улицы города. Здесь чего-то не хватает, не правда ли.
Что бы вы добавили в композицию данного города? (Ответ
уч-ся). Да, я согласна, в этом городе не хватает деревьев. Не хватает
того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать в
этом городе праздник. Но прежде чем приступить к работе я предлагаю немного
отдохнуть.
5. Физкультминутка «Японское приветствие» (2
мин.)
6. Самостоятельная работа учащихся (10-12
мин.
Учитель: Приступим
к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны
проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать. Каждая группа будет
создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении работы
мы поместим их в город. (На группы класс
делит учитель до урока; на столах заранее приготовлены ветки вишни, цветная
бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь,
пластилин, подставки для «деревьев»).
Учитель: Ребята
вы поместили свои деревья в город, что с ним произошло? (Ответ
уч-ся)
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? (Ответ
уч-ся)
– Какие чувства вызывает у вас момент цветения вишни?
– В России есть праздники, связанные с деревьями? («Русская
березка»)
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать
их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но
нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как
и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы
внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа делает чудеса.
Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии
друг с другом.
Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный
успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием,
надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так
же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться
всеми японцами.
(Каждая группа получает задание сочинить красивую строчку на
тему урока)
7. Подведение итогов и рефлексия (4
мин.).
Учитель: Ребята,
что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– С каким материалом было труднее работать? (Ответы
уч-ся).
8. Домашнее задание (1
мин.)
Учитель: В
знак благодарности вашему учителю и близким людям – маме, папе, сестре, бабушке
– приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно в зимний морозный
день ощутить легкое приятное дуновение весны.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.