Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории на тему

Урок истории на тему

Скачать материал

 

Тема урока: "Составление путеводителя по истории Древней Индии

(мини-проект в 5 классе)

 

Цели урока:

1) познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей;

2) развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой;

3) воспитывать уважительное отношение к истории, культуре, обычаям других народов.

 

Оборудование: карта, раздаточный материал (документы), альбомные листы, карандаши.

 

Методический прием: мини-проект "Путеводитель по Древней Индии".

 

План урока:

1) природа Древней Индии;

2) занятия жителей Индии;

3) религиозные верования.

 

                                                Ход урока:

Вступительное слово. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И во я вспомнила слова А. Твардовского:

                                                  Есть два разряда путешествий.

                                                  Один - пускаться с места в даль,

                                                  Другой - сидеть себе на месте,

                                                  Листать тихонько календарь.

 

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идеи речь? (Индия.)

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в далекое путешествие? Они берут с собой путеводитель. У нас путешествие будет мысленным, но путеводитель мы попытаемся составить настоящий.

Для успеха путешествия прежде всего необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

 

Работа с картой.

 

 Ученики получают схематическую карту " Древняя Индия" (см. Приложения), на которой нанесены одни контуры. Параллельно они работают с обычной картой в учебнике или атласе. Вопросы и задания по работе с картой:

 

1) на каком полуострове расположена Индия?

2) чем омывается этот полуостров?

3) что расположено к северу от Индии?

4) какие реки протекают по территории Индии?

5) как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?

6) что общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?

 

Учитель дополняет, что природные условия в долинах двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди , то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь они льют непрерывно. В древности долину реки Ганг покрывали болота и непроходимые леса. Прочитав соответствующий раздел учебника, дети фиксируют на схеме их название - джунгли.

 

Работа с первоисточниками.

 

 А какие животные жили в Индии? Послушайте отрывок из древнеиндийской поэмы "Махабхарата":

 

                  "В ветвях деревьев гнездились

                    Шумели, порхали и пели

                    Птицы лесные, и всюду...

                    В дикой глуши попадались

                    То кабан , то шакал, то буйвол,

                    То рысь, то пантера...

                    И светлая влага кипела

                    Множеством рыб , крокодилов и змей...

                    И ветви обвивали хвостами.

                    С криком качались на них обезьяны,

                    По сучьям деревьев

                    Ползали , перьями ярко блестя, попугаи..."

 

На схеме ученики фиксируют названия животных.

Чем занимались жители Древней Индии?

Прочитав отрывок из сочинения древнегреческого историка Диодора Сицилийского "Историческая библиотека" , выясните основные занятия индийцев и напишите их на схеме.

 

 

 

 

 

        "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразием животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

        Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, меди, железа, олова и других металлов , необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

      В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.

      Каждый год там бывает два дождя. Один - зимний когда сеют пшеницу, другой - летний; зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев.

      Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, или поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга , а затем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда."

 

 

Работа с учебником.

 

 Мы выяснили основные занятия индийцев , а каковы были их религиозные представления? Надо сказать, что они сильно отличаются  т наших. Представьте себе, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. "Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком". С какими верованиями связана такая угроза?

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или кошку. Почему?

Ученики читают раздел учебника о религиозных верованиях древних индийцев. Затем следует опрос. Если позволяет время, можно дополнительно рассказать о буддизме и его отличиях от традиционной индийской религии.

 

Заключительное слово и домашнее задание.

 

Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Основа для путеводителя есть. Но это только основа. У нас нет главного - памятников культуры Древней Индии! Их вы с помощью условных значков и подписей в легенде нанесете на свои карты самостоятельно. Источниками здесь могут послужить учебник, энциклопедия для детей издательства "Аванта+", другие энциклопедии и справочники в вашей школьной библиотеке, а также исторические сайты и сайты туристических компаний в Интернете (только будьте осторожны - нас интересуют памятники по истории Древней Индии, то есть до 5 в. н. э., а авторы многих сайтов по незнанию причисляют к древнеиндийским памятники более позднего времени). Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит поощрительный приз.

 

 

 

 

 

                       Схематическая карта "Древняя Индия"

  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 5

Предмет: история

Тема: Составление путеводителя по истории Древней Индии (мини-проект)

Цели урока:

1) познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей;

2) развивать познавательный интерес школьников умение работать с картой;

3) воспитывать уважительное отношение к истории, культуре, обычаям других народов.

Оборудование: карта "Древний Восток. Индия и Китай, 3 тыс. до н.э.- III в. н.э.", раздаточный материал (документы), альбомные листы, карандаши.

План урока:

1) природа Древней Индии;

2) занятия жителей Древней Индии;

3) религиозные верования.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 395 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 629
    • DOCX 60.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лисименко Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лисименко Елена Васильевна
    Лисименко Елена Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2282
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции