Тема урока: "Составление путеводителя по истории
Древней Индии
(мини-проект в 5 классе)
Цели урока:
1) познакомить учащихся с географическим положением,
растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей;
2) развивать познавательный интерес школьников, умение
работать с картой;
3) воспитывать уважительное отношение к истории,
культуре, обычаям других народов.
Оборудование: карта, раздаточный материал (документы), альбомные листы, карандаши.
Методический прием: мини-проект "Путеводитель по Древней
Индии".
План урока:
1) природа Древней Индии;
2) занятия жителей Индии;
3) религиозные верования.
Ход
урока:
Вступительное слово. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать.
Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И во я вспомнила
слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один - пускаться с места в даль,
Другой - сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я
увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат, родина
арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны,
есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в
этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идеи речь? (Индия.)
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное
путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в далекое
путешествие? Они берут с собой путеводитель. У нас путешествие будет мысленным,
но путеводитель мы попытаемся составить настоящий.
Для успеха путешествия прежде всего необходимо взять
карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.
Работа с картой.
Ученики получают схематическую карту " Древняя
Индия" (см. Приложения), на которой нанесены одни контуры. Параллельно они
работают с обычной картой в учебнике или атласе. Вопросы и задания по работе с
картой:
1) на каком полуострове расположена Индия?
2) чем омывается этот полуостров?
3) что расположено к северу от Индии?
4) какие реки протекают по территории Индии?
5) как особенности географического положения Индии
влияли на жизнь ее населения?
6) что общего в природных условиях Древнего Египта,
Междуречья и Древней Индии?
Учитель дополняет, что природные условия в долинах
двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди , то в
долине Ганга со второй половины июня по сентябрь они льют непрерывно. В
древности долину реки Ганг покрывали болота и непроходимые леса. Прочитав
соответствующий раздел учебника, дети фиксируют на схеме их название - джунгли.
Работа с первоисточниками.
А какие животные жили в Индии? Послушайте отрывок из
древнеиндийской поэмы "Махабхарата":
"В ветвях деревьев
гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и
всюду...
В дикой глуши
попадались
То кабан , то шакал, то
буйвол,
То рысь, то пантера...
И светлая влага кипела
Множеством рыб ,
крокодилов и змей...
И ветви обвивали хвостами.
С криком качались на
них обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали , перьями ярко
блестя, попугаи..."
На схеме ученики фиксируют названия животных.
Чем занимались жители Древней Индии?
Прочитав отрывок из сочинения древнегреческого
историка Диодора Сицилийского "Историческая библиотека" , выясните
основные занятия индийцев и напишите их на схеме.
"Много в Индии больших гор,
поросших всевозможными деревьями. Много широких плодородных равнин,
отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских
земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и
разнообразием животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает
индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия
в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными
человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней
много серебра, меди, железа, олова и других металлов , необходимых для
изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного
снаряжения.
В Индии произрастает много проса,
различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывает два дождя. Один
- зимний когда сеют пшеницу, другой - летний; зреет рис, просо. В большинстве
случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы
считаются священными и неприкосновенными, или поблизости от сражающихся
занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг
друга , а затем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда."
Работа с
учебником.
Мы выяснили основные занятия индийцев , а
каковы были их религиозные представления? Надо сказать, что они сильно
отличаются т наших. Представьте себе, например, такую сценку: в индийской
семье ссорятся муж и жена. "Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много
пить, в следующий раз родишься червяком". С какими верованиями связана
такая угроза?
Или другой пример:
некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы случайно не раздавить на
дороге червяка или кошку. Почему?
Ученики читают
раздел учебника о религиозных верованиях древних индийцев. Затем следует опрос.
Если позволяет время, можно дополнительно рассказать о буддизме и его отличиях
от традиционной индийской религии.
Заключительное
слово и домашнее задание.
Итак, мы выяснили
особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные
верования. Основа для путеводителя есть. Но это только основа. У нас нет
главного - памятников культуры Древней Индии! Их вы с помощью условных значков
и подписей в легенде нанесете на свои карты самостоятельно. Источниками здесь
могут послужить учебник, энциклопедия для детей издательства
"Аванта+", другие энциклопедии и справочники в вашей школьной
библиотеке, а также исторические сайты и сайты туристических компаний в
Интернете (только будьте осторожны - нас интересуют памятники по истории
Древней Индии, то есть до 5 в. н. э., а авторы многих сайтов по незнанию
причисляют к древнеиндийским памятники более позднего времени). Автор самого
полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит поощрительный
приз.
Схематическая карта "Древняя Индия"
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.