Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории на тему

Урок истории на тему

Скачать материал

Урок истории в 5 в классе.

 

Тема: Ассирийская   держава.

 

Цели:

·        познакомить учащихся с причинами возникновения  и гибели Ассирии;

·        показать грабительский характер ассирийских завоеваний;

·        продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами;

·        на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.

 

План  урока.               

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательных способностей учащихся

3. Объяснение нового материала:

3.1 Преимущества освоения железа

3.2. Ассирийское войско

3.3. Завоевания ассирийских царей

3.4. Культура ассирийцев.

3.5. Причины гибели  Ассирийской державы.

4.Д/з

5. Физминутка

6. Закрепление.

7. Итоги урока.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы  с вами  продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой. Но для этого необходимо выполнить небольшое задание.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: древние полководцы очень любили восхвалять собственные подвиги. Сохранились, например, похвальбы Синнахериба, царя Ассирии (северного соседа Вавилонии).  Выша задача заключается в прочтении предложенных отрывков, каждый из которых пронумерован и соотнесении их с предложенными заглавиями.

 

Работа с раздаточным  материалом.

Задание 1.

Отрывки

 

Заглавия

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал...

 

«Нападение врагов»

2. ...царь Элама, вместе с царем Вавилона... страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу...

 

«Приготовление к походу»

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю...

 

«Битва и победа»

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето...

 

«Расправа»

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие...

 

 

«Преследование беглецов»

 Правильный ответ:

«Нападение врагов» – 5; «Приготовление к походу» – 1; «Битва и победа» – 4; «Расправа» – 3; «Преследование беглецов» – 2.

Учитель:  о правителях  какого государства идет речь в данных отрывках? (Ассирии).  Но данное государство нельзя назвать просто Ассирией, ей больше подходит название Ассирийская держава. Запишите данную тему в тетради (слайд 1).

 

3.  Объяснение нового материала

Учитель: что поражает в этом тексте? Мы с Вами уже знаем о войнах древних государств, но никогда не сталкивались с таким прославлением войны и жестокости. Может быть, Синнахериб просто хвастается? Нет, ассирийцы действительно были удачливыми и жестокими завоевателями, они превратили свое небольшое государство в обширную державу (посмотрите на карту стр. 82 учебника и слайд 2).

·        Территории каких государств вошли в состав Ассирии? (Палестина, Сирия, Финикия)

·        Куда совершали свои походы ассирийские цари? (Египет, о. Кипр)

 

Постановка проблемного вопроса: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов» (слайд 3)?

3.1.  Преимущества освоения железа.

Учитель:  для того, чтобы начать отвечать на  данный вопрос нам необходимо решить историческую задачу.

 

Работа с раздаточным  материалом.

Задание 2.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

·        Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

·        Какие металлы были известны жителям древнего Востока? (медь и бронза)

·        Каковы были эти металлы по свойствам? (мягкие и легко гнущиеся)

Учитель: обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань­ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее. На территории Ассирии, которая была гористой, залежей железа, которые можно было разработать хватало. 

·        Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью же­лезных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каж­дая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии)

Учитель:  если учесть, что ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством и  привыкли к суровому образу жизни, то  широкое использование железа привело к  тому, что ассирийская армия стала самой сильной на Востоке.

3.2. Ассирийское войско

Учитель: обратите свое внимание на презентацию. Давайте рассмотрим изображения и ответим на вопросы к каждому из них.

Работа с изображениями.

·        Чем была вооружена армия Ассирии (слайд 4)?

(Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми метал­лическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями  и тугими луками.)

·        Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся (слайд 5)?

(Ассирийцы широко использовали конницу и боевые колесницы)

·        Какие новые технические средства они использовали во вре­мя боя (слайд 6)?

(Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)

 

3.3. Завоевания ассирийских царей

 

Учитель: рассмотрим документ, в котором от лица ассирийского царя-победителя говорится о военном походе и ответим на вопросы.

 

Работа с историческим документом (стр.83 учебника).

Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий доб­ро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликовани­ем я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драго­ценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, ко­торые вокруг города велел поставить.

Вопросы:

-     С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

-     Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)

-     Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

-     Цари какой известнейшей страны также активно вели воен­ные походы? (Фараоны Египта.)

Учитель: для того, чтобы понять, каково было отношение ассирийцев к побежденным народам  необходимо обратиться к картине «Возвращение ассирийского войска из похода» в ваших учебниках (стр.85).

-     Кто изображен в центре картины? (пленные правители покоренных земель)

-     Как обращались с пленными победители? (унижали их, заставляя вместо лошадей тащить колесницу ассирийского царя)

-     Почему именно так? (таким образом, ассирийский правитель показывал свою силу и мощь своего войска)

-     Как вы думаете, что осталось на той территории, по которой прошли ассирийцы? (разрушение).

 

3.4. Культура ассирийцев.

Учитель:  поскольку делом жизни ассирийских царей была война и слава, то и культура данного народа пропитана положительным отношением к войнам и боевым действиям.  Даже столица страны  город Ниневия в первую очередь был крепостью (слайд 7), а не резиденцией царя.

·                          Как вы думаете, в чем причина этого? (правители страны постоянно опасались возможных восстаний покоренных народов и всегда должны были быть начеку)

 Даже в царских дворцах основными темами для росписи были именно виды сражений, охоты. Примером здесь может служить барельеф из одного ассирийского дворца, который называется «Осада крепости ассирийским войском» (слайд 8).

Работа с изображением.

·                          Что можно увидеть на данном барельефе? (осаду города, как ассирийцы штурмуют городские стены, применяя таран, ассирийского царя, который участвует битве, обстреливая врага из лука).

·                          Какова главная цель данного изображения? (показать военные успехи царя)

Учитель: но не все ассирийские цари были только воинами, Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал, которого современники по дошедшим до нас документам характеризуют как человека слабого физически, очень мнительного и мстительного, который не гнушался самыми  подлыми методами. Но, в то же время, он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют много­численные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Примером здесь может служить дошедший до нас глиняный документ, получивший название «призма Тейлора» (слайд 9).

Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны.

 

Работа с раздаточным материалом. 

Задание 3.

Подпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и ве­ликих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих собы­тий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

-  Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания
в Египте? (Жестоким завоевателем.)

 

3.5. Причины гибели  Ассирийской державы.

Учитель: ассирийская держава, которая была очень сильной все же нашла свой конец в 612 году до н.э. 

·        Как вы думаете, почему это смогло произойти? (Силу державы подточили  восстания народов покоренных территорий.)

4. Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием на следующий урок для вас станет параграф 18, который вам будет необходимо не только прочитав повторить, но и сформировать свое отношение к политике ассирийских царей, методам их правления.

 

5. Физминутка.

   Учитель: мы с вами хорошо поработили головой, а сейчас необходимо дать нагрузку телу и мышцам – проведем небольшую физкультминутку.

   Учитель показывает упражнения.

Буратино  потянулся,

 

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

 

Руки в стороны развел,

 

Ключик, видно, не нашел.

 

Чтобы ключик нам достать,

 

Нужно на носочки встать. (повторить два раза)

 

6. Закрепление.

Учитель: мы с вами познакомились с еще одной темой из истории Древнего мира, однако нам необходимо ответить на поставленный в начале урока вопрос: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов»? (слайд 10).

Ученики: ассирийцы научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восста­ния, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.

Учитель: для окончательного закрепления материала урока выполните небольшой тест, который после выполнения проверите сами же поменявшись своими тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы на слайде 11.

Работа с раздаточным материалом. Задание 4.

Тест «Ассирийская держава».

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.

 

7. Итоги  урока: выставление оценок.

Учитель: большое спасибо за урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок истории в 5 в классе.

Тема: Ассирийская   держава.

Цели:
•    познакомить учащихся с причинами возникновения  и гибели Ассирии;
•    показать грабительский характер ассирийских завоеваний;
•    продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами;
•    на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.

План  урока.       
1. Организационный момент.
2. Актуализация познавательных способностей учащихся
3. Объяснение нового материала:
3.1 Преимущества освоения железа
3.2. Ассирийское войско
3.3. Завоевания ассирийских царей
3.4. Культура ассирийцев.
3.5. Причины гибели  Ассирийской державы.
4.Д/з
5. Физминутка
6. Закрепление.
7. Итоги урока.

ХОД УРОКА

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 621
    • DOCX 73.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яркин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яркин Павел Викторович
    Яркин Павел Викторович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 587852
    • Всего материалов: 123

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе