Главная / Другое / Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)

Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)

Скачать материал



Тема: «И в каждой работе – очертания сердца»

Жизнь и творчество А.Ф. Лутфуллина.

(урок-презентация)


Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника;

воспитывать эстетическое отношение к духовной культуре;

формировать умения и навыки анализировать работы художника.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Дорогие ребята и гости нашего урока. Я рада приветствовать вас сегодня в нашей школе на нашем уроке, тема которого: «И в каждой работе – очертания сердца», посвященном жизни и творчеству народного художника РСФСР А.Ф. Лутфуллина. Такими теплыми словами охарактеризовал творчество художника народный поэт Башкортостана М. Карим.

Изобразительное искусство занимает особое место в художественной культуре Башкортостана: именно оно раньше других ее видов завоевало международное признание, именно в нем наглядно и ярко отразилась история нашего края на всех основных этапах ее развития.

  1. Повторение изученного.

Совершим экскурс в историю живописи.

- Вспомните, откуда берет свое начало живопись нашего края?

(ответ учащихся. Это наскальные рисунки древних людей в пещерах.)

( слайд I « Пещерная живопись)

- Почему живопись в современном понятии этого слова появилась в Башкортостане только в начале XX века?

(ответ учащихся. Причина – мусульманская религия – ислам, он запрещал изображение живых существ.)

Создателями профессионального изобразительного искусства стали три поколения художников, не только башкир по национальности.

- Назовите художников старшего поколения.

(ответ: М.В. Нестеров, А.Э. Тюлькин, К.С. Девлеткильдеев, М.Н. Елгаштина, А.П. Лежнев, В.С. Сыромятников, И.И. Урядов.)

(работа со стендом «Художники старшего поколения»)

Художников, начавших свою творческую деятельность в послевоенное время, принято называть «средним» поколением. Это «цвет» башкирской культуры, с творчеством которых нам предстоит познакомиться.

(слайд II « Художники II поколения»)

В 1970-1980-е годы в искусство пришло новое, третье «молодое» поколение художников.

- Назовите основные черты художественной жизни послевоенных лет.

( - проведение больших творческих выставок- «смотров», «творческих отчетов»;укрепилось художественное образование; в 1973 году в Уфе открылся новый большой выставочный зал, свои художественные галереи открылись во многих городах республики: упрочились связи башкирских художников с мастерами искусства других народов.)

-Назовите основные жанры живописи.

( ответ: портрет, натюрморт, пейзаж, графика, интерьер.)

Осталось только расшифровать эти понятия:


  1. Объяснение нового материала.

Учитель. В послевоенные годы башкирские художники создали наиболее зрелые произведения, в их творчество вошли идеи и образы большого исторического звучания.

Одним из ведущих мастеров послевоенной живописи Башкортостана является художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. Художник яркий, крупный.


Презентация «И в каждой работе – очертания сердца»

Звучит музыка. Слайд 1

Ученик 1. Если взглянешь с высоты птичьего полета на Башкирское Зауралье, на абзелиловскую землю, перед нами предстанут просторы ковыльных степей с пасущимися табунами



лошадей, холмистые горы с мягкими переходами линий, синие озера, говорливые речки и хлебные поля. Эта удивительная земля поэтична и музыкальна. Здесь в башкирском селе Ишкулово зимой 1928 года в семье лесоплавильщика родился и провел свои детские годы Ахмат Лутфуллин.

Слайд 2


Атмосфера добра и сердечности окружала художника с детства. Отец, грамотный человек, закончил медресе, с удовольствием пел башкирские песни, мать была прекрасной рассказчицей; много сказок и легенд знала бабка, а тетка сочиняла песни-импровизации. Дядя Гайнулла учил играть на курае и помог мальчику развить его собственный музыкальный дар. Музыкой Ахмат заболел еще с детства. Природа наградила его абсолютным слухом. Уже к 10 годам он хорошо играл на мандолине и был уверен, что станет музыкантом. Перед войной был принят в Башкирскую филармонию, в оркестр народных инструментов, даже успел выступить по радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве – всему помешала война. Но своему первому увлечению Лутфуллин остался верен на многие годы. Музыка стала почти второй профессией. Мандолина всегда лежала рядом с его кистями и красками, а в перерывах между работой он любил играть на ней, напевая протяжную народную башкирскую мелодию.

Слайд 3

Ученик 2. Первое знакомство с изобразительным искусством произошло еще в детстве. Он помнит волнение, с которым рассматривал акварели, написанные приехавшим из города сыном соседей. Рисовать Лутфуллин начал с 5-ого класса. Но и о рисовании, и о музыке вскоре пришлось забыть: началась война. Ее трудные будни привели Лутфуллина в Магнитогорск, в спасшее его от голода ремесленное училище, там он стал учиться на токаря.

Слайд 4 «Учеба»

Пожилой мастер, заметив у юноши творческие способности, определил его в помощники к училищному художнику В. Волгину, а тот впоследствии направил его в изостудию при Дворце культуры металлургов. Город на Магнитке – место, откуда Ахмат Лутфуллин в год окончания войны вышел на большую тернистую дорогу искусства. Требовалось серьезное образование. Он отправляется в Ленинград и поступает в архитектурно-художественное училище, где готовят маляров высокой квалификации. Здесь он получил серьезные профессиональные знания в рисунке, живописи, композиции, там учили работать с натуры.

Через три года он студент Уфимского училища искусств. Затем учеба в Государственном художественном институте Литвы. Мысли о далекой Башкирии не оставляли его. После учебы вернулся на родину с одной мыслью – работать!

Ученик 1. Первый выход на публику Ахмата Лутфуллина состоялся в 1957 году на персональной выставке в городе Уфе. Выставка прошла с успехом. Свой первый экзамен он выдержал.

Жизнь в Уфе складывалась не гладко – ни жилья, ни мастерской, ни заказов, а значит и денег. Но ничто не пугало художника. Он был полон творческого горения.

Во всех жанрах живописи проявился талант художника: тематическая живопись, портретная, пейзажный жанр, натюрморт, интерьер, графика.

Слайд 5 «Тематическая живопись»

Тематическая живопись нашла отражение в трех направлениях: тема войны, историческая тема, национальная тема.

Тема войны. Возвышенно-эпическим настроением проникнута картина А. Лутфуллина «Ожидание. Год 1941» (1970г), где изображены три фигуры простых деревенских женщин, которые ждут возвращения с фронта своих любимых. Они словно олицетворяют собой ожидание и мужество всех матерей, жен, сестер, которые проводили на подвиги и тяжкие испытания своих близких. Иное, лирическое настроение царит в картине «Прощание» (1973г.), приобретенной Русским музеем Санкт-Петербурга. Большую часть полотна занимает высокое голубое небо с тающими легкими облаками, где-то далеко на горизонте сливающееся с пустынным пейзажем. На этом фоне изображено горестное прощание уходящего на фронт молодого новобранца и его юной, худенькой жены с ребенком на руках. В этом полотне символически отразились общенародные переживания событий Великой Отечественной войны.

Полотно «Проводы на фронт» (1979г.), находящееся в Третьяковской галерее в Москве, подкупает редкой правдивостью, достоверностью в изображении тыловых будней, когда проводы на фронт, страшно сказать, стали для людей обыденным, привычным делом.

О росте мастерства живописца говорят успехи в развитии исторической темы. Художник настойчиво обращает внимание новых поколений на твердую силу духа, благородство устремлений, гуманность и человеческое достоинство, пронесенные народом через все испытания времени.

Слайд 6

Подчеркнуто мажорное, торжественно парадное по живописи полотно «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969) переносит нас в обстановку башкирской деревни начала 1930-х годов. Героев своих художник, как всегда, писал с натуры, со своих односельчан, но они воспринимаются как образы собирательные, типизированные. В них ясно видны общие черты для поколения первых послереволюционных десятилетий: вера в счастливый завтрашний день, готовность преодолеть ради него любые трудности. Именно это придает торжественность маленькому, но такому сплоченному первомайскому шествию.

Слайд 7

Обращаясь в 60-ые годы к национальной теме, Лутфуллин не изображает трудовых эпизодов. Он пишет традиционные башкирские чаепития, шумные празднества-сабантуи, семейные торжества.

Лучшее сюжетное полотно - «Три женщины» (1969). Это картина-раздумье о жизни и своеобразная исповедь художника, соединяющая в себе и народное, и личное начало, его, как говорят, автобиография. Прочесть содержание произведения непросто. Три женщины, сидящие за чаепитием в недавно отстроенной деревенской избе, предельно земные, конкретные и вместе с тем возвышенные и поэтичны, являют собой символический образ смены и преемственности поколений, живых связей между прошедшим, настоящим и будущим, неизбежного движения времени и непреходящей ценности труда, мира и тишины как основ человеческой жизни.

Тема «Трех женщин» нашла продолжение в картинах «Чаепитие», «Золотая свадьба» (обе 1979г.), «Судьба».

Постоянная связь с деревней, яркие воспоминания детства дали Лутфуллину материал для цикла картин, посвященных традиционному башкирскому празднику – сабантую. Его картины «Сабантуй» (1964, 1974, 1977, 1979гг.)

Слайд 10.Портретная живопись.

А.Лутфуллин стоит у истоков зарождения портретной живописи Башкортостана. Именно его работы в послевоенный период во многом определили собой и уровень, и направление развития этого жанра. В его портретных образах естественно соединены исконно национальные и современные особенности. Наиболее характерная черта этих портретов – внимание к нравственным качествам изображаемых людей. Начало этому положил небольшой, камерный, согретый теплом сыновней любви, мягкий по живописи «Портрет матери», который демонстрировался на его первой выставке. Пришло время, и он сказал свое доброе слово о самом близком человеке, всегда понимавшем его больше других. Эта первая серьезная работа прозвучала свежо и необычно, была сразу замечена и оценена по достоинству.

Сегодня в портретной галерее, созданной Лутфуллиным, можно видеть людей разных профессий, возрастов, характеров. Большая часть портретных произведений посвящена людям сельского Зауралья, именно в них он видит основных носителей нравственных идеалов башкирской нации. Таков портретный цикл из 10 работ «Передовики колхоза имени Калинина Абзелиловского района».

Особенно хороши у Лутфуллина женские портреты. Женщина для него – главная носительница исторического, духовного и нравственного опыта нации. В изображении художника башкирская женщина то застенчива и скромна («Девушка-башкирка в интерьере»), то насмешлива, задорна, пышет здоровьем и жизненной силой («Мать-героиня Ишмурзина»), то сосредоточенна и грустна («Девушка в черном»), то деловита и энергична («Г, Ишмухаметова»), то утонченно интеллектуальна («Писательница З. Биишева»).

Самые нежные и проникновенные чувства живописец вкладывает в портреты стариков и старух, в их образах как бы преломляются исторические судьбы башкирского народа. Характерен в этом отношении «Портрет Ишбике-апай», тетки художника. В портрете нет ничего будничного, случайного, в образе конкретной женщины обобщены лучшие черты нации: достоинство, спокойная мудрость, сдержанность в проявлении чувств.

Морщинистые лица, натруженные, узловатые руки пожилых людей позволяют прочесть их биографии. Печать горечи, скорби, усталости от жизненных испытаний видна в картине «Старуха у окна».





Замечательны у Лутфуллина портреты представителей башкирской интеллигенции. Открыл эту серию «Автопортрет». Проникновенным лиризмом волнует «Портрет Х. Давлетшиной». Сложный многозначный образ являет нам «Портрет М, Карима».

В поисках новых форм решения портретных образов Лутфуллин обратился к таким сложным видам портретного искусства, как триптих, парный, групповой, композиционный портреты. Это «Семья», «Золотая осень».

Слайд 11. Пейзаж

Разнообразны у художника виды пейзажного типажа: это и широко понятые пейзажи-картины, несущие в себе эпические черты, и тонко прочувственные лирические композиции, и свеженаписанные живописные этюды с натуры: «После дождя. Деревня Амангильдино» 1985г.,

«Из райцентра»1977г., «Август сенокосный» 1989г.

Слайд 12. Натюрморт.

Редкий поэтический дар находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах человека нашел отражение и в натюрмортах Лутфуллина. Особенно активно работал он над этим жанром в 1970-х годах, изображая, как правило, самые обычные вещи. Подбор предметов в его работах естественен, их расстановка непреднамеренна, сама жизнь давала ему уже готовые композиции: «Люблю писать натюрморты, но не постановочные – нахожу их готовыми, так они жизненней». Много своеобразия в «Натюрморте с посудой» (1963г.), В «Натюрморте с кувшином»(1970г.), «Башкирский интерьер» (1974г.)

Слайд 13. Графика.

В мастерской художника в папках и альбомах собраны сотни листов с рисунками и акварелями, разнообразных по мотивам и богатству изобразительных приемов. Интерес к рисунку проявлялся у художника на всем протяжении творчества. Сюжеты разнообразны: здесь и портреты, натюрморты, и пейзажные наброски, очень живые моментальные зарисовки. Рисовал он больше простым карандашом, тушью: «Портрет С.Агиша», «Портрет М. Карима», «Швея Таня», «Стога», «Натюрморт с кузнечным инструментом».

Слайд 14. Общие итоги.

Повседневная работа была для Лутфуллина жизненной необходимостью, даже в праздничные дни он до поздней ночи не выходил из мастерской. Однако прогрессирующая болезнь подточила творческие силы мастера Любимую работу художник вынужден был оставить совсем. Жизнь неотвратимо покидала его. В ночь на 10 июля 2007 года Ахмат Лутфуллин скончался, всего несколько месяцев не дожив до своего 80-летия. В медицинском заключении о его смерти было обозначено «инсульт».

Работы художника составляют волнующую песнь о Башкортостане, которую он слагал целых полвека, настойчиво и вдохновенно утверждая бытие и высокое достоинство своего не очень многочисленного, но прекрасного талантливого и мужественного народа. Искусство художника живо памятью и сохранением всего лучшего, что есть в народной культуре и сознании, потому оно стало национальной гордостью республики.

Пройдет время, и новые поколения зрителей, возможно, по-новому прочтут страницу, которую вписал своим искусством в историю башкирской и мировой культуры А.Ф. Лутфуллин. Одно несомненно: страница эта останется значительной, яркой и своеобразной.

IV. Закрепление нового материала.

Работа с таблицей. Слайд 15.

-В каких жанрах живописи работал художник?


Тематическая живопись Жанр портрета Пейзаж

А. Ф. Лутфуллин

Натюрморт Графика Интерьер


Заполните таблицу.

Тематическая

живопись

Портретная

живопись

Пейзаж

Натюрморт

Графика

Интерьер



























Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)
Скачать материал
  • Другое
Описание:

Урок посвящен жизни и творчеству башкирского художника А. Лутфуллина. Рассказ сопровождается показом слайдов. Урок с использованием ИКТ. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника; воспитывать эстетическое отношение к духовной культуре ; формировать умения и навыки анализа картины. Урок начинается с вертуальной экскурсии в историю возникновения живописи в нашем крае. При объяснении нового материала используется презентация. Ученики-экскурсоводы отвечают за свой индивидуальный ими подготовленный материал. Результатом работы на уроке является заполнение таблицы по творчеству художника.

        

 

                       

 

                       

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Бурова Валентина Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2160
Номер материала 7516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы