Занятие
по внеурочной деятельности
по
направлению изобразительное искусство
«ОСЕННИЙ
ЛИСТОПАД»
Цель занятия: изображение
динамичной композиции из осенних листьев в различных нетрадиционных техниках
рисования.
Задачи:
обучающие
- познакомить обучающихся с особенностями
нетрадиционных техник рисования: «тиснение», «граттаж», «монотипия»,
закрепить навыки изобразительной деятельности;
развивающие
- развивать наблюдательность,
внимательность,
интерес к изобразительному искусству, умение
мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в
обычных вещах;
Воспитывающие
- воспитывать художественный вкус,
коммуникативную культуру, умение работать в коллективе, умение поддерживать и
сопереживать окружающим.
Музыкальный ряд: инструментальная
музыка, «Времена года» П.И.Чайковского.
Зрительный ряд: мультитмедийная
презентация «Осенний листопад», фотографии и рисунки осенних листьев, образцы
работы
Методы обучения: ИКТ,
наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый
метод.
Формы обучения: групповая
(дети сидят по группам), КТД, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование и необходимые материалы: мультимедийное
оборудование, МРЗ-магнитола, тонированная бумага, картон, масляная пастель,
гуашь, зубочистки, губки, кисти, баночки для воды, влажные салфетки.
План проведения занятия:
1. Организационный
момент.
2. Введение
в тему. Постановка целей и задач занятия.
3. Актуализация
опорных знаний обучающихся.
4. Изучение
новой темы.
5. Физминутка.
6. Практическая
работа.
7. Коллективный
анализ творческих работ обучающихся.
8. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся и рабочих
мест к занятию. Приветствие и эмоциональный настрой обучающихся на продуктивное
занятие.
2.
Введение в тему. Постановка целей и задач
занятия.
- Ребята, какой
осенний месяц сейчас на дворе? (октябрь)
Октябрь – это уже
настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, в лоскутах опадающей листвы, с
тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. Солнце, если и
выглядывает, не успевает согреть землю за короткий день. Ночи стали холодней.
Листья изменили свою окраску. Вот они уже опадают, застилая землю разноцветным
ковром.
- Ребята, осень
подарила вам разноцветные листья. Они у вас на столах. Но это необычные листья,
на них загадки. (Несколько ребят читают загадки, а остальные отгадывают).
-
Ребята, вы догадались, как будет звучать тема нашего
занятия?
- Осенний листопад
(ответы детей)
- Сегодня, ребята, мы вновь поговорим о
красоте осенней природы, еще раз детально рассмотрим осенние листья, а главное
изобразим необычный листопад с помощью таких нетрадиционных техник рисования
как «тиснение» и «граттаж».
- Как вы думаете, нужно ли нам вновь
обращаться к такой знакомой теме и опять рисовать осенние листья? (ответы
детей)
- А что нового вы для себя сегодня
откроете? (ответы детей)
3. Актуализация
опорных знаний обучающихся.
Просмотр
мультимедийной презентации под музыку «Времена года» П.И. Чайковского.
Коллективное обсуждение.
- Какова цветовая
гамма осени? (преобладает теплая цветовая гамма, в целом контрастная по цвету)
- В
какие цвета осень перекрасила листья? (ответы детей)
Листья с разных
деревьев имеют особенную красивую форму и окраску.
- Сейчас я вам буду загадывать загадки про деревья. Если у вас
встретятся листья с этих деревьев, поднимите их вверх.
-Листья каких ещё
деревьев вы видите перед собой? (Ребятаподнимают листья и
называют их)
4.
Изучение новой темы.
На основе мультимедийной презентации и
образцов работ ребята знакомятся с нетрадиционными техниками рисования.
Граттаж.
Слово “граттаж”
произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название
техники - техника царапанья.
Вам потребуется:
плотная бумага или
картон
акварельные краски
или восковые мелки
свеча
гуашевая краска
черного цвета или тушь
любое жидкое
моющее средство (шампунь)
План работы:
Раскрасьте лист
бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Не жалейте восковые мелки,
они должны покрыть бумагу толстым слоем! Единственный цвет, который нельзя
использовать – черный.
В том случае, если
у вас нет восковых мелков используйте акварельную краску. Покройте бумагу
акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите
бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый
толстым слоем парафина.
В черную гуашь или
тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуня, хорошо перемешайте и покройте подготовленный
лист этой смесью (жидкое мыло способствует равномерному нанесению краски).
Дайте краске хорошенько просохнуть.
Ну а теперь самое
интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или
вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных
штрихов.
Тиснение
листьев – это один из способов печатания.
Печатание с
помощью растений – один из древнейших приёмов.
5.
Физминутка.
6.
Практическая работа.
Для выполнения практической работы
создаются «творческие мастерские» по граттажу и тиснению. Дона группа детей
выполняет задание в технике «граттаж», другая в технике «тиснения» растений.
В технике «граттаж» детям необходимо взять
заранее подготовленные и загрунтованные листы бумаги, с помощью листьев
деревьев создать динамичную композицию и процарапать готовый рисунок.
В технике «тиснение» дети берут также
заранее подготовленный и окрашенный в холодные цвета лист бумаги или матовый
картон темного цвета. Свежий или сушёный листочек
(растение) распрямляют, положив его на газетную бумагу лицевой стороной вниз.
Обратную сторону листочка покрывают белой краской (но не очень густо). Краска
не должна быть жидкой. Окрашенной стороной лист прикладывают к чистому
листу бумаги. На листе остаётся отпечаток. Если он получится жирным, то
выполняют ещё один, не окрашивая листок снова.
В конце работы с помощью отпечатывания губкой украшают фон листа каким – либо
подходящим цветом.
7.
Коллективный анализ творческих работ
обучающихся.
После завершения практической работы
оформляется экспресс-выставка из детских рисунков. Проводится обсуждение
полученных результатов. Ребята определяют лучшие на их взгляд работы, дают
оценку собственной работе на занятии.
8.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
- Ребята, вспомните начало нашего
занятия. Какие задачи мы перед собой ставили?
- Все ли у нас получилось?
- Какая из нетрадиционных техник рисования
вам понравилась больше?
- Что нового вы сегодня узнали ?
Я думаю, сегодняшнее занятие поможет вам в
будущем самостоятельно выполнять подобные работы дома, научить этому друзей и
порадовать своими рисунками окружающих.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.