Урок
информатики в 3 классе
Автор: Зартдинова
Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан.
Аннотация к уроку
информатики по теме ««Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (Программа
«Информатика и ИКТ» (А.В.Горячев) Образовательная система «Школа 2100»)
Данный урок проводится в 3 классе
при изучении раздела 3 «Множество» и направлен на закрепление представлений
подмножества, объединения и пересечения подмножеств, а также формирование у
детей начальных представлений об истинности высказываний, в том числе
высказываний со словами «не», «и», «или». На уроке используется презентация,
которая открывает большие возможности как для закрепления, так и для
объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего
урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и
работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление,
интерес к систематизации. Структура урока классическая, но варианты урока
предполагают как самостоятельную работу, так и работу в парах. Методы контроля
могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время
групповой и индивидуальной.
Тема: «Истинность
высказываний со словами "не", "и", "или"»
Цели урока:
- осознать понятие
“высказывание”;
- развивать способность
определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему
сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность,
инициативность в выборе решения;
- воспитывать умение
взаимодействовать друг с другом, стремление помогать товарищам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к
уроку, карточки со схемами, круги Эйлера, опорные схемы, рабочие
учебники-тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова
Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый
(эвристический).
Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
I. Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята,
о чём мы говорили на предыдущих уроках? (мы познакомились с понятиями
«множество», «элементы множества», «подмножество», «пересечение и объединение
множеств», «истинные и ложные высказывания»). (слайд 1)
- Сегодня мы продолжим работу с
множествами.
II. Актуализация знаний
Игра
« Множества»
- Эта игра
направлена на отработку умения определять характер отношений между двумя
заданными множествами, так как самостоятельная работа вызвала у вас
затруднения.
- На столе у вас лежат 2 кружочка (один
побольше, другой поменьше). Я называю пару множеств, вы показывают их
расположение.
Растения и
хищники (слайд
2, щелчок)
Рыбы и хищные
рыбы (слайд
3, щелчок)
Домашние животные
и хищники (слайд 4, щелчок)
Птицы и рыбы
(слайд 5, щелчок)
Буквы и гласные
буквы (слайд
6, щелчок)
Четные числа и
двузначные числа (слайд 7, щелчок)
Жадные числа (Работа в парах) (слайд 8)
- У вас на партах схема, состоящая из
3-х множеств. В круге живут
числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра
“5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76,
15, 13, 23, 55.
-
Проверьте. (слайд 8, щелчок)
- Что
интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е.
в пересечение) (слайд 8, щелчок)
- Что
такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми
заданными признаками) (слайд 8, щелчок)
- Все ли числа нашли свое место?
(Остались лишние 28 и 76) (слайд 8, щелчок)
- В какое
множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).
- Оцените
работу пары. Если ошибок нет, поставьте 5, одна ошибка – 4, две – 3. Поднимите
руки те, кто получил 5, 4. Остальные не расстраивайтесь, будьте внимательны на
уроке и у вас всё получится.
III. Постановка учебной задачи (Проблемная ситуация)
Игра « Верю – не верю»
- Ребята,
сегодня у нас с вами очень интересная тема, но я должна быть уверенна, что вы
готовы её изучать. Проверим это с помощью игры «Верю – не верю»
- Я буду
называть высказывания, ваша задача: определить истинны данные высказывания или
ложны. (Работа по цепочке)
- Итак,
начали!
Наша школа находится в 29
микрорайоне. (слайд 9,
гиперссылка слайды 10-11)
Сейчас у нас НЕ урок информатики. (слайд 12, гиперссылка слайды 13-14)
Город Октябрьский – столица
Республики Башкортостан. (слайд
15, гиперссылка слайды 16-17)
В городе все школы четырёхэтажные.
(слайд 18, гиперссылка
слайды 19-20)
Вы учащиеся 22-ой школы И третьеклассники. (слайд 21, гиперссылка слайды 22-23)
Дома 29 микрорайона относятся к
улице Кортунова ИЛИ к улице Новосёлов. (слайд 24, гиперссылка слайды 25-26)
- Почему
вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас
затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно
выполнить).
- Давайте же прочитаем тему нашего
урока: Слова “не”, “и”, “или” (слайд 27)
- Как вы
думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны
научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать
какое действие над множествами соответствует каждому слову).
- Кроме
этого вам понадобится вспомнить всё, что вы знаете о высказываниях.
IV. Изучение новой темы «Истинность
высказывания. Отрицание»
1. Подготовительная работа.
Игра «Волшебное дерево»
(слайд 28)
- Ребята, посмотрите на экран, это дерево непростое,
сказочное, на одной из его веток раз в 100 лет появляется бабочка, которая
помогает узнавать, правду ли вам говорят. И сегодня как раз такой день. (слайд 28, щелчок)
- Достать волшебную бабочку нелегко, ведь у дерева много
веток и нужно точно знать, на какой она появится.
- В дупле дерева спрятана подсказка. (слайд 28, щелчок)
Эта
ветка находится слева от дупла. (слайд 28, щелчок)
На
ней есть сучок и нет змеи. (слайд 28, щелчок)
Она
направлена вверх и на ней две ветки поменьше. (слайд 28, щелчок)
Она
длиннее. (слайд 28,
щелчок)
На
ней есть белое кольцо. (перемещаясь по дереву, находим ветку и появляется
бабочка) - Сегодня эта бабочка будет с нами на уроке. (слайд 28, щелчок)
- Обратите внимание на высказывания в подсказке. Что в них
особенного? (Некоторые содержат сразу два высказывания)
- Разберём подробно высказывание: На ней есть сучок и нет змеи.
- Какие факты мы узнаём из этого высказывания? (Есть сучок;
нет змеи)
- Из скольких высказываний оно построено? (2)
- Ребята, высказывания, которые состоят из нескольких
высказываний, называются составными. В них утверждается не один, а
несколько фактов. (слайд
29)
- Почему мы не пошли по этой ветке? (Со змеёй) Правильно
змеи быть не должно.
2.
Закрепление. (Работа по учебнику)
Задание
23 (с. 14)
- Рассмотрите рисунки. Ответим на вопросы таблицы.
- Истинны ли высказывания относительно рисунка № 1?
Проверим.
- Соответствует ли истине высказывание: НЕ нарисована кошка (Нет, так как кошка
нарисована)
- Прочитайте второе высказывание: Нарисована кошка И собака. Из скольких утверждений оно
состоит? ( Из двух)
- Назовите первое высказывание: нарисована кошка, истинно ли оно? (Да)
- Назовите второе высказывание: нарисована собака, истинно ли оно? (Нет)
- Какая связка соединяет высказывания? (И)
- То есть на рисунке должна обязательно быть кошка и
обязательно быть собака. Соответствует это действительности? (Нет, это
высказывание ложное)
- Прочитайте следующее высказывание: Нарисована кошка ИЛИ собака. То есть на рисунке может
быть что-то одно: кошка или собака. Истинно ли это высказывание? (Истинно, так
как на рисунке есть кошка)
- Как вы понимаете последнее высказывание? (Не
должно быть ни кошки, ни собаки)
- Проверьте истинность последнего высказывания: НЕ нарисован зверь.
- Что получилось? (высказывание
ложное, так как нарисована кошка)
- Проверьте истинность данных высказываний для других
рисунков. (По цепочке с объяснением)
Физминутка
- Поиграем в игру «Делай наоборот». Я произношу
высказывание, а вы делаете всё наоборот.
Сидите.
Не прыгайте.
Не стойте.
Не поднимайте руки.
Плачьте.
Не топайте.
Молчите.
Не приседайте.
Не садитесь.
Не слушайте
Задание
24 (с. 14)
- Рисунки, которые мы рассматривали можно представить в
виде множеств.
- Прочитайте названия множеств.
- Какие множества пересекаются? (Рисунков с кошкой – рисунков с облаками)
(слайд
30)
- Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 1) (слайд 30, щелчок)
(Рисунков с кошкой – рисунков с собакой)
- Какие
рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 3) (слайд 30, щелчок)
- Куда вы запишете
рисунок № 4, № 2? (слайд 30, щелчок)
- Что может быть изображено на рисунке №
5, который вошёл в круг, но не пересекается с множеством рисунков с облаками и
с собакой? (Только кошка) (слайд 30, щелчок)
- Что может быть изображено на рисунке №
6? ((Просто небо и земля, что-нибудь другое; ни облака, ни кошки, ни собаки.) (слайд
30, щелчок)
- Прочитайте задание, какое множество
нужно закрасить?( Рисунков, на которых есть кошки и собаки) Что это за
множество? (Пересечение множеств рисунков с кошкой и с собакой) (слайд 30,
щелчок)
- Переходим к следующему заданию на
странице 15 № 25.
Задание 25 (с. 15)
-Ребята, вас встречает весёлая зебра. Она
всю неделю развлекалась. Рассмотрите её записную книжку. Что в ней нарисовано?
Что это может означать? (Чем занималась зебра)
- Заполним таблицу, в которой отмечены дни
недели и даны два составных высказывания, причём одно со словом И,
другое – со словом ИЛИ.
- Прочитайте первое высказывание: зебра
каталась на лодке И играла в футбол. Помните, что когда
употребляется слово И должны выполняться оба условия.
- Истинно ли это высказывание для
понедельника?( Нет, так как выполняется только первое утверждение)
- Зебра
развлекалась, то есть каталась ИЛИ играла, истинно для
понедельника? (Да, так как выполняется одно из условий)
- Ребята, как же определить, истинно ли
высказывание со словом И? (Если оба утверждения истинны, то и
высказывание истинно)
- Как определить, истинно ли высказывание
со словом ИЛИ? (Если истинно одно из высказываний, то составное
высказывание тоже истинно)
- Проверим истинность высказываний для
других дней недели ( по одному человеку с объяснением)
- Рассмотрим внимательно таблицу
истинности составных высказываний со словами И, ИЛИ, в каких случаях они
истинны?
- К какому выводу мы пришли?
Составное высказывание со словом И
истинно, если оба утверждения истинны. (слайд 31)
Составное высказывание со словом ИЛИ
истинно, если одно из утверждений истинно. (слайд 31, щелчок)
- В каком случае они ложны?
Составное высказывание со словом И ложно,
если одно из утверждений ложно. (слайд 32)
Составное высказывание со словом ИЛИ
ложно, если оба утверждения ложны. (слайд 32, щелчок)
V. Рефлексия
- Ребята,
какие высказывания мы сегодня называли составными? (Состоящие из нескольких
утверждений)
- Какими
словами могут соединяться такие высказывания? (И, ИЛИ)
- Какие трудности вы испытали на
уроке?
- Над чем нам еще нужно поработать?
VI. Оценивание
VII. Домашнее задание (слайд 33)
Стр. 15 №
26
VII. Игра «Класс – встань»
- Для того
чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили тему урока, я предлагаю провести
игру, которая называется «Класс – встань». Я называю множество, все, кто в него
входят, встают.
3 А!
Встань!
Мальчик,
встань!
Мальчик
и девочка, встань!
Габдракипов,
встань!
Родился
весной или зимой, встань!
Голубоглазый
и светловолосый, встань!
Лариса
Викторовна или ученик, встань!
Темноволосый
или зеленоглазый, встань!
Маша и
Артур, встань!
Не
ученик 3 А класса, встань!
Усвоившие
тему урока, встань!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.