Урок по теме «Литературное
редактирование»
Форма:
деловая игра
Цели: 1)дать представление о
практическом применении знаний по русскому языку;
2) научить ценить
слово
3) дать
возможность получить элементарное представление о редакционных профессиях: редактор,
корректор;
4) предоставить
возможность самооценки: легко ли работать в коллективе? Какая роль больше
подходит – лидера или исполнителя?
Оборудование: 3
компьютера, принтер, ватман, цветные иллюстрации
I. Вступительное слово.
Прежде, чем
начнем сегодняшнее занятие, прошу ответить на вопрос «Кто участвует в создании
газеты, теле- и радиопередачи?»
Читатели,
слушатели и зрители – активные участники. Они пишут письма. Не все из них имеют
нужные навыки. (Презентация. Слайд1.)
Это письмо
необходимо переделать, отредактировать.
Тема сегодняшнего
занятия «Литературное
редактирование»
(Презентация.
Слайды 2-6)
Сокращение.
Необходимо в двух случаях. Во-первых, если в материале «много воды», то есть
лишних слов, предложений, общих рассуждений ни о чем. Во-вторых, по техническим
причинам, если материал не влезает в газету. В этом случае возможна одна из
трех разновидностей сокращения.
• Рубка хвоста - не
влезает относительно большое количество строчек, например, 30-40. Если в конце
материала не говорится ничего особенно важного или интересного, просто
выбрасывается нужное количество строчек. Далее, если сокращение пришлось на
середину предложения, оно тоже выкидывается до предыдущей точки.
• Выщипывание -
применяется, если нужно совсем немного сократить материал, строк на 5-10. В
материале обязательно бывают «висячие» строки - хвостики из одного слова, трех,
пяти букв. Их нужно «подтянуть», то есть найти в абзаце лишнее, ничего не
говорящее слово, состоящее из такого же количества букв, и убрать его.
• Сокращение абзацами
- применяется, если текст требуется значительно урезать. Выкидываются целые
абзацы, в которых есть отступление от темы. В интервью - это текст лишнего
вопроса или неинтересного ответа, в представительном опросе - не самый
интересный ответ.
Правкой-вычиткой
может заниматься корректор
Корректор- работник
редакции, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки
Другими видами
правки занимаются корреспонденты и в большей мере редактор.
Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием.
Редактор занимается не только процессом
приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного
средства массовой информации. Также в
числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских
заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.
Сегодня мы попробуем
свои силы в двух видах правки: вычитка и сокращение.
II. Деловая игра «Редакция»
Задания для
творческих групп
1.Отдел
международной информации
Заболела
наборщица; старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору и
проходящую практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить
свою пунктуационную малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков
препинания.
Задания:
1.Расставить
знаки препинания. 2. Озаглавить текст.
3. Дописать один
абзац – вывод из материала..
Текст
Ах, как мечтают многие попасть в Америку, которая представляется некоторым подросткам чем – то
вроде земного рая для молодежи. Так ли это?
Почти во всех
школах США действует распоряжение о том, что пить, курить в общественных местах
запрещено, иначе солидный штраф. Зато машину
можно водить как только исполнится 16 лет Счастливчики!
Опаздывать в
школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет, где отмечают время прихода. Если же этого не сделать, то еще до начала занятий позвонят домой и спросят, что случилось
Американским школьникам
не понять, как можно не выполнить домашнее
задание. Ведь за учебу они платят с первого класса.
Учебный день у
всех заканчивается в 15 часов. Замученных учеников у школы ждет колонна
оранжевых автобусов, развозящих всех, кого не
забирают и у кого нет своей машины, по домам.
2.Отдел
информации по России
Информация
передавалась специальным корреспондентом по телефону, принял ее практикант.
Записал то, что смог расслышать.
Задания:
1..Вставить
нерасслышанные слова.
2.Дописать конец
материала.3. (выделить абзацы, озаглавить, проверить, нет ли орфографических,
пунктуационных ошибок).
Нынешний учебный
год начался для педагогического колледжа №1….Екатеринбурга
с неприятности: постановление губернатора исключило это учебное заведение из
списка финансируемых. А ведь педколледж №1 слывет…лучшим...в зоне Урала и Сибири средним
профессиональным образовательным учреждением, выпускники которого могут
поступать… сразу на третий курс в Екатеринбургский педагогический институт…. или Уральский государственный университет….
Благодаря мерам, принятым общественностью..и педагогами, в настоящее
время судьба педколледжа решена следующим образом.:
в течение. 2013 года он будет
финансироваться, как и прежде, а найден…..Руководству
же колледжа предложено заниматься в этой связи….развитием
таких форм работы, которые бы способствовали привлечению внебюджетных средств.
Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих
утопающих.…..
3.Отдел
культуры и искусства
Материал
принимали также по телефону. Знаки препинания ставили впопыхах.
Задания:
1.Расставить
знаки препинания.2. Сократить на 8-12 строк (можно выбрасывать слова,
видоизменять предложения, сделать из двух одно, не нарушая стиля).
3.Озаглавить
текст.
Текст
С творчеством
этого поэта многие знакомятся еще в раннем детстве, когда с удовольствием
слушают сказки. Его цитировали влюбленные во все времена.
Творчество поэта
настолько разнообразно, что в любой жизненной ситуации можно найти то
стихотворение, которое соответствовало бы нашему настроению и внутреннему
состоянию. Но сколько ни говори о Пушкине у каждого свое понимание и восприятие
его поэзии у каждого он свой.
Вот поэтому
наверно и назвали «Мой Пушкин» вечер поэзии который состоялся в
педуниверситете.
На вечере
прозвучали в исполнении студентов стихи Пушкина авторские стихи о нем, романсы
на его стихи. Каждый рассказывая о своем восприятии Пушкина и читая стихи о нем
пытался выразить те чувства, которые вызывает его поэзия. Для кого – то Пушкин
– это море оптимизма и солнечный свет, для других это воспоминание о первой
любви.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На вечер была
приглашена Петрова Наталья Олеговна преподаватель музыки школы № 32,
обладательница прекрасного голоса. Она исполнила романсы на стихи Пушкина «Я
вас любил», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне», причем нашла
редкие музыкальные варианты этих произведений, которые доводилось слушать не
каждому. Интересно Наталья Олеговна рассказала и о своем понимании поэта
Пушкина сравнив его с Моцартом и назвав лучезарным и трагичным.
Сегодня педагоги
вуза готовят к выпуску поэтический сборник, в который войдут стихи студентов. (Всего 21 строка)
(Один человек
распечатывает подготовленные материалы)
В это время все
участники игры получают задание 4.
4. Рекламное
объявление.В современных изданиях есть еще один обязательный отдел. Отдел
рекламы и объявлений. Он помогает зарабатывать средства.Предлагаю вашему вниманию вот
такое шутливое объявление (Презентация. Слайд 7.)
Задание: Составить рекламное
объявление для магазина одежды с использованием опорных слов. (Презентация. Слайд 8.)
5. Вместе с
текстами участники игры получают иллюстрации.
Одновременно с работой над текстом редактор редактирует авторские
оригиналы иллюстраций. Иллюстрация призвана помочь читателю лучше понять текст,
дополнить его. С помощью иллюстрации выражается содержание, которое или
невозможно, или сложно передать в текстовой форме. С этих позиций редактор и
оценивает иллюстративный материал. Подберите и вы наиболее подходящие
иллюстрации. Обоснуйте свой выбор.
На листе ватмана – заголовок газеты (условной), размечены
рубрики. Участникам игры предлагается разместить на нем свои материалы и
иллюстрации. Затем все знакомятся с содержанием газеты и оценивают работу друг
друга.
6.
Рефлексия.
Что нового узнали на занятии?
Легко ли быть корректором, редактором?
Понравилась форма занятия?
7. Слова
благодарности всем участникам
и стихотворение В.Шефнера «Устная речь» (Презентация. Слайд 9.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.