Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок "Христианская семья" 4 класс.

Урок "Христианская семья" 4 класс.

Скачать материал

Тема урока: Христианская семья

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4 «Б»

Учитель: Терешкина Регина Артуровна

                                                                                Цель урока:

Создать условия для ответа на вопрос «Как построить счастливую семью»

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть понятия «православная семья», «венчание»

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, чувства ответственности членов семьи друг за друга.

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье.

Ключевые понятия урока: семья, любовь, ответственность.

Оборудование: компьютер,  презентация к уроку, семейные фотографии учащихся,  видео и аудиоматериалы, учебник « Основы православной культуры» автор Кураев.

В конце урока дети должны:

Отличать понятия «христианская семья»», «венчание», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, рассказать, что должен делать каждый член семьи, чтобы в семье был мир и лад.

Примерный план урока:

 

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин.

2

Ввод в тему урока

Слушание стихотворения

1мин.

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин.

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словаря,  из учебника

3  мин.

5.

Погружение в тему урока

Рассуждения: Для чего люди создают семью? С чего начинается семья?

 

 Рассуждения «С чего начинается семья»

Рассуждения « Для чего люди создают семью»?

 

 

5мин.

6.

Новое. Что такое венчание?

Работа с учебником

4мин.

7

Проблема урока. Вступление в брак – начало рождения семьи. Какой она будет: счастливой или нет? От чего это зависит?

Просмотр видеофильма, обсуждение, предположения.

Возникла проблема: от чего зависит, будет семья счастливой или нет?

3мин.

8.

Вторая проблема. Как построить счастливую семью?

Работа над решением проблемы. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций из жизни. Объяснение слов Нового Завета  « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»

Слушание  колыбельной  песни (дети  укачивают куклу.)

Рассказы детей о семейных традициях.

Тактичность в семье.

15 мин.

9.

Петр и Феврония

Рассказ о празднике: День семьи, верности и любви.

 

2мин.

10.

Закрепление материала

Письмо родителям.

4 мин.

11.

Рефлексия

Рассматривание ситуаций, ответы на вопросы

3 мин.

12.

Итог. Домашнее задание.

Ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Написать сочинение о будущем своей семьи.

1мин.

1 мин.

 

ХОД УРОКА:

 

Этап урока

Деятельность учителя

1

Организаци-онный момент

Доброе утро! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

2

Ввод в тему урока

-На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека.

-Послушайте стихотворение:

Любили тебя без особых причин, за то, что ты – внук, за то, что ты сын.

За то, что – малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

-О чем это стихотворение? Что будет опорой всей твоей жизни?

3

Сообщение темы урока

- Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №1)

4

Беседа по теме

- Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

-А вот так объясняет слово «семья» словарь.

(Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью.

А в нашем учебнике написано:

Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды.

 (слайды № 3,№ 4)

-Объясните, как вы понимаете эти утверждения.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

.

11.

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погружение

 в тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема: От чего зависит, будет семья счастливой или нет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема. Как же построить счастливую семью?

Решение проблемы.

Отвечаем на вопросы:

 

 

 

 

 

1.Когда и где нужно учиться любить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Что значит «носить бремена друг друга?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Что нового в жизнь семьи вносит рождение ребенка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Что помогает сохранить и укрепить семью?

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Что такое тактичность в семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник Петра и Февронии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

- А с чего начинается семья?

Дети отвечают.

Семью создают два человека, полюбивших друг друга. Семья начинается с любви. С готовности многое претерпеть ради любимого человека, вместе радоваться, вместе страдать.

( слайд №5)

- А для чего люди создают семью?

Семья основана на радости и создана ради нее.

Люди вступают в брак, чтобы сделать счастливыми себя и любимого человека. Смысл брака – любить своего супруга (супругу) так, как его любит Бог.

(слайд №6)

 

- А как в православии называется венчание?

 - Прочитайте в учебнике с 86.

Работа с учебником.

Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые в округе люди. Венец – это и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву мученикам – людям, которые были когда – то убиты за свою верность Богу и Церкви.

Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.

По – настоящему любящие друг друга люди жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради создания семьи.

(слайды №7, №8, №9,№10, №11)

 

 

Многие сказки заканчиваются свадьбой героев, а в жизни со свадьбы, с венчания жизнь семьи только начинается. От чего зависит, будет счастливой семья или нет? Почему не все люди могут сохранить любовь, построить по – настоящему крепкую, дружную семью?

(слайд№12), (слайды№№13-18)

Дети высказывают предположения.

Просмотр видеоролика о детском доме.

(слайд№20)

-Почему семья не стала прибежищем для этих детей?

-Что вы чувствовали, просматривая этот фильм?

(слайд№21)

Дети делятся предположениями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях.

 

 

- Как построить счастливую семью?

Дети отвечают.

Да, у нас мало знаний на эту тему.

-Сегодня на уроке мы  вместе попробуем ответить на этот сложный вопрос.

(слайд №22)

 

 

 

- Учиться любви надо в родительском доме, тогда любовь приживется и в ваших взрослых семьях.

(слайд№23)

- Какими ласковыми словами вас называет мама?

- Как вы зовете свою мамочку?

-Что говорит мама, отправляя вас в школу? Какими ласковыми словами вас называет?

Дети рассказывают.

Ласковые слова это хорошо, но и простая помощь по дому, поход в магазин, прогулка с братиком или сестричкой должны приносить радость.

 

 

-В семье все вместе несут тяготы, делят заботы и тревоги, помогают в трудные минуты.( слайд №24)

Давайте попробуем разыграть сложные жизненные ситуации.

1 группа.

У мамы украли кошелек со  всей зарплатой. Как жить семье? В семье: папа, мама, бабушка и двое детей. Как будет действовать каждый член семьи? Как быть, ведь мама обещала купить с зарплаты велосипед?

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

2 группа

Мама заболела. Ей плохо, она лежит на диване и не может приготовить обед, убраться в квартире, а вам так хочется погулять во дворе с ребятами. Что будут делать члены семьи? В семье папа, бабушка, дедушка и дети.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

3 группа

В семье появились близнецы. Как изменится жизнь всех членов семьи. В семье: папа, мама, бабушка и двое детей.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

4 группа

Объясните слово «семья» с точки зрения утверждения: «Семейные тяготы нужно делить поровну».

(Подготовка 3 минуты)

 

 

Рождение ребенка наполняет семью новым светом, новым смыслом. Родители передают детям свои знания, свой опыт,  наполняют жизнь ребенка любовью.

(слайд №26)

С первых дней жизни малыш слышит ласковую речь мамы, ее песни.

Мама прижимает ребенка к груди, укачивает и поет колыбельную песню.

Когда мама укачивает ребенка, она нежно – нежно прижимает его к себе, целует, бережно поддерживает головку.

А с какой любовью мама смотрит на своего ребеночка, сколько любви в ее взгляде.

Слушаем колыбельную песню, девочки берут кукол и пробуют укачать ее так нежно, будто качают ребенка.

( Звучит колыбельная песня в исполнении Анны Герман.)

 

 

 

Для сохранения дружной  семьи очень важно соблюдать семейные традиции.

(слайд №28)

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают. Показывают рисунки.

 

 

 

Очень важно заранее замечать, что может причинить боль любимому человеку, стараться не обижать близких людей. Такое умение называется тактичность. Тактичность – это чуткое и бережное внимание к душевному состоянию окружающих людей. Это умение указывать на ошибки окружающих таким образом, чтобы не задеть и не обидеть их, или не указывать совсем. Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных отношениях. Умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

(слайд №29)

Послушайте пример тактичности.

В крестьянской семье выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой – то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: « Сынок, ты помнишь, как в поле накормил меня свининой? А ведь был пост, ты знаешь, я ел ее как падаль».

- « Что же ты не сказал тогда?»

- « Я, сынок, не хотел тебя смутить»

Потом Семен стал монахом. Он известен, как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Будьте, дети, тактичными в своей семье. Ведь легче всего обидеть близкого человека. Берегите родных людей.

 

 

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (Ответы детей)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви  и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.(слайд№30)

« Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А ведь в ней нет ни капли выдумки. История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в Муроме почти 8 столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику.

Согласно легенде князь Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу.

(слайд №29)

 

 

 

-Давайте рассмотрим предложенные ситуации и ответим на вопросы.

(слайды №№№30,31, 32)

 

 

-Ребята, перед вами лист бумаги. Напишите письма своим родителям о том, что вы узнали на уроке, что вас удивило, поразило. Что вы хотите рассказать своим родителям, что пожелать вашей семье.

 

 

 

-Что нужно помнить, чтобы построить счастливую семью?

-Какую семью можно назвать христианской?

-Что означает обряд венчания?

-На каких ценностях зиждется христианская семья?

_ О чем должен помнить каждый член семьи, чтобы в семье царили  мир и любовь?

 

 

 - Напишите сочинение о будущем вашей семьи.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Христианская семья" 4 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок в 4 классе. Цель урока - создать условия для ответа на вопрос: "Как построить счастливую семью". Урок получения новых знаний, построен на жизненном опыте опыте детей. Ученики рассказывают о своей семье, о семейных традициях. На уроке дети узнают для чего люди вступают в брак, с чего начинается семья. Перед учениками встают вопросы: " Почему не все семьи счастливы и как построить счастливую семью". В течение урока дети вместе с учителем ищут ответ на этот вопрос. Дети узнают, что любви и ответственности нужно учиться в своей семье, что семейные тяготы нужно делить поравну. Ребята разыгрывают сложные жизненные ситуации, предложенные учителем, слушают колыбельную песню, укачивают куклу, пишут письма родителям.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.10.2020 118
    • DOCX 33.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Кристина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Кристина Дмитриевна
    Климова Кристина Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83865
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов