Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок химии в 9 классе по теме

Урок химии в 9 классе по теме

Скачать материал

МКОУ ООШ с. Татаурово Нолинского района

Кировской области

 

 

 

 

Урок химии в 9 классе

по теме

Фосфор 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               учитель Подшивалова Н.П.

 

 

 

 

 

Цель урока: Обеспечение условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, для совершенствования навыков в написании ОВР, схем, работы с учебником, развития делать выводы, сравнивать.

Создание адаптивной среды для воспитания активной жизненной позиции учащихся.

 

Оборудование: красный фосфор, полая стеклянная трубка, спиртовка, спички, вода, вата, резиновая трубка.

 

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)

II.             Проверка знаний.

1. учитель: В таблице Менделеева есть элементов много,

Открывших плодородию широкую дорогу.

Вопрос: Какой химический элемент и его соединения имеют непосредственное отношение к этим строкам? Какие соединения вам известны?

 

         2. Графический диктант ( ∩ да, − нет)

                   1вариант –NH3             2вариант – HNO3

1.     Хорошо растворяется в воде. 2. Легкий газ с резким запахом. 3. Бесцветная жидкость с резким удушливым запахом. 4. Восстановитель. 5. Реагирует с металлами специфически. 6. Является сильным окислителем. 7.Изменяет окраску ф/ф в малиновый цвет. 8. При вдыхании этого вещества происходит рефлекторное возбуждение или торможение дыхательного центра. 9. Соли этого вещества являются азотными удобрениями. 10. В середине 17 века Глаубер предложил получать это вещество из селитры действием на нее H2SO4 (конц). Этот метод описан Жюль Верном в «Таинственном острове».

 

III.           Изучение нового материала.

- учитель:Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним химическим элементом, соединения которого используют в качестве минеральных удобрений.

То я камень философский,

То огонь холодный я,

То цвет белый, красный, черный

Представляю я.

А в России появился, светоносцем объявился.

(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с учителем цель урока и план).

План: 1. Р – химический элемент (положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, нахождение в природе, история открытия, строение атома, степени окисления)

2.Р – простое вещество ( аллотропные модификации, химические свойства и применение).

 - учитель:В таблице Менделеева Р находится под № 15, а в таблице распространенности в природе занимает 13место после углерода и хлора. В природе в основном находится в виде соединений: минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде сложных ионов, входит в состав живых и растительных организмов. В теле человека более 1,5 кг фосфора (1,4 кг в костях, 130 г в мышцах, 12 г в нервных тканях. Ежесуточная потребность взрослого человека в фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100 г человек съедает до 1022 атомов фосфора. 1 кг  фосфора содержится в 100 кг пшеницы или 200 кг сена, или 300 кг соломы.

- учитель:Свое название фосфор получил благодаря свойству светится в темноте: от греческих слов фос – свет и ферро – несу (фосфор – значит светоносец). Было стремление дать русское название «самоцвет», «светлец», но эти названия не прижились. За химический элемент фосфор был впервые признан Лавуазье.

 

- Вопрос: А как же открыли этот элемент? (сообщение учащихся об открытии фосфора).

 

- Самостоятельная работа с последующей проверкой на доске по плану: положение фосфора в ПСХЭ, строение атома, степени окисления.

- Вопросы: 1) На основании строения к какой группе элементов относится фосфор – металлам или неметаллам? 2) Свойства каких элементов сильнее выражены у фосфора, чем у азота и почему?

 - учитель:Элемент фосфор образует несколько аллотропных видоизменений: белый, красный, черный, фиолетовый и коричневый.

Аллотропные модификаци

Открыт

Тип кристаллической

решетки

Свойства

белый

1669г

Бранд

 

 

красный

1847г

Шреттер

 

 

черный

1934г

Бриджмен

 

 

фиолетовый

1797г

Мусин-Пушкин

1853г

Гитторф

 

 

 

( используя учебник учащиеся самостоятельно заполняют третью и четвертую графы таблицы с последующей проверкой)

 

- учитель:Для аллотропных модификаций характерно взаимопревращение: красный→белый (демонстрация опыта «Химический фараон»)

 

-учитель: Во всех аллотропных модификациях фосфор является активным неметаллом (но все же активность уменьшается от белого к черному ).

1) 4Р + 5О2 → 2Р2О5 (белый -t°= 40°С, красный - t°= 260°С)

(учащиеся записывают уравнение реакции, составляют электронный баланс)

Данная реакция используется в военных учениях для создания дымовых завес.

2) Х Ме + УР →МехРу (учащиеся на конкретном примере составляют уравнение ренакции с точки зрения ОВР)

Zn3P2, AIP – яды для грызунов (учащиеся определяют тип химической связи в данных соединениях)

3) 3Р + 5HNO3 +2 H2O→3H3PO4 + 5NO (учащиеся составляют электронный баланс для данной реакции и расставляют коэффициенты)

4) РН3 (фосфин – водородное соединение фосфора) – прямым соединением Р и Н2 не может быть получен, т.к. РН3 – непрочное соединение. Летучие соединения Р с Н, образующиеся при гниении органических остатков, способны самовозгораться на воздухе. Это является причиной редкого природного явления «блуждающих огней».

(Формулировка вывода вместе с учащимися)

Вывод: Фосфор в сравнении с азотом является более сильным восстановителем, т.к. радиус атома фосфора больше радиуса атома азота.

 

IV.            Тест выполняется самостоятельно с последующей проверкой

 

1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….

         а).молекулярный          б)атомный           в)ионный

2. У фосфора….. аллотропных модификаций

         а)две           б)три          в) четыре             г) пять

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…

         а)три          б) четыре             в) пять

4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства

         а)4Р+5О2=2Р2О5           б)2Р+3Mg=Mg3P2         в)2Р+3Н2=2РН3

5. Причина свечения белого фосфора….

         а)изменение агрегатного состояния вещества

         б) химическое явление           в) физическое явление

 

V.               Д.З. §27 до соединений фосфора, упр. 4, по желанию упр.7

 

VI.            Рефлексия (учащиеся проводят рефлексию своей деятельности на уроке по карточке)

 

1.Какое значение для тебя имеют знания и                          ∆  Не важны

умения, полученные на уроке                                     ڤ   Важны

                                                                                              О  Очень важны

        

2.Как ты оцениваешь знания, полученные

 сегодня ?                                                                              ΔНеосознанные

                                                                                                ڤОсознанные

                                                                                                 О  Глубокие

 

3. С каким настроением ты изучал этот материал?              ∆ Не интересно

ڤНе очень

                                                                                              О Интересно

 

4. Как оцениваешь свою деятельность?                               ΔУдовлетворит.

                                                                                              ڤ Хорошо

                                                                                              О Отлично

 

5. Как оцениваешь деятельность                                           ∆ Удовлетворит.

партнера, группы?                                                                ڤ Хорошо

                                                                                              О Отлично

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 9 классе по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения нового материала. Первый урок в теме "Подгруппа азота". Он направлен на создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, для совершенствования навыков в написании ОВР, схем, работы с учебником, развития умений делать выводы, сравнивать. На уроке используются разноообразные проиемы изучения нового материала, что позволяет активирировать познавательную деятельность учащихся на уроке. При подготовке урока использовался дополнительный материал об истории открытия фосфора. После изучения нового материала проводился небольшой тест с целью проверки усвоения изученного.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 370
    • DOCX 190 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подшивалова Надежда Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Подшивалова Надежда Павловна
    Подшивалова Надежда Павловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10319
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 381 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек