Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов".

Урок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов".

Скачать материал

Урок №

 

Тема: Основные сведения о строении атомов.

 

Цели урока:

1.      Актуализировать знания учащихся о структуре периодической системы.

2.      Формировать знания учащихся о составе атома и атомного ядра.

3.      Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и массовое число.

4.      Раскрыть физический смысл порядкового номера химического элемента.

5.      Научить определять по периодической системе заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме.

6.      Развивать интерес учащихся к предмету.

 

Оборудование:

Таблица Д. И. Менделеева, янтарь, клочки бумаги, электронно-лучевая трубка, орг. стекло, видеоролик «Тайна всемирного закона», мультимедийное оборудование.

 

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

 

I.                   Организационный момент. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам - 4 ученика получают задания на карточках: см. Приложение.
  2. Работа у доски- 1 ученик работает доски: В каком из веществ массовая доля натрия больше – NaOH, Na2SO4.
  3. Игра «Кто лишний?»

- Найдите в каждом ряду один х.э., который отличается от остальных по положению в ПСХЭ:   а) H, He, Ne, Ar;       б) H, Li, Be, B;      в) F, Cl, Mn, Br

  1. – Что означают записи:   Br,  4 BrBr2,  7 Br2, 3 H2O? - учитель показ-ет карточки с записями
  2. Игра «Крестики – нолики»

- Выигрышный путь составляют элементы одного и тог же периода

Be

N

Si

Al

Na

C

Cl

Mg

Ge

 

II.                Сообщение темы и целей урока

- Вы уже знаете, что любой химический элемент, как правило, может существовать в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества. Сегодня на уроке мы рассмотрим первую форму – свободные атомы.

 

III.             Изучение нового материала

- Греческий философ Демокрит (V в. до н.э) впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых частиц материи, которые он назвал атомами. В переводе с греч. Атом – «н е д е л и м ы й». Так считали учёные вплоть до конца 19 века, когда было доказано, что атом делим, что он состоит из более мелких или элементарных частиц. Ирландский физик Стони на основании опытов пришёл к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, которые существуют в атомах всех химических элементов. В 1891 году Стони предложил эти частицы назвать электронами, что по гречески означает «я н т а р ь» (т.е. электроны – частицы, электризующие янтарь  притягивающие кусочки бумаги»

Д:  Электризация янтаря и орг. стекла          

           - Через несколько лет англ. физик Джозеф Томсон и франц. физик Жан Перрен доказали, что электроны несут на себе отрицательный заряд. Это наименьший отрицательный заряд, который в химии принят за единицу (-1), а Томсон даже сумел определить скорость движения электрона (она равна скорости света – 300 000 км/с) и массу электрона (она почти в 2000 раз меньше массы самого лёгкого атома водорода).    

Д:  Электронно-лучевая трубка (катодная трубка Томсона)

- Катодные лучи – это поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, - вызывали свечение стекла. Вот так учёные доказали, что в атомах всех элементов есть отрицательно заряженные частицы – электроны.

            Но не только электроны входят в состав атомов.

Французский физик Анри Беккерель обнаружил, что элемент уран и его соли излучают лучи, подобные рентгеновским (они засвечивают фотопластинки, закрытые от света). Ученые Мария Склодовская – Кюри и Пьер Кюри установили, что такие же лучи, но гораздо интенсивнее, излучают элементы радий и полоний. Эти элементы и некоторые другие были названы радиоактивными, а само явление – радиоактивностью.

            В начале 20 века англ. физик Эрнест Резерфорд выяснил, что же представляет собой это радиоактивное излучение.    

На доске: схема расщепления радиоакт. излуч-я в эл. поле:

            Он помещал в маленькую свинцовую коробку с отверстием вверху небольшие количества солей радия (свинец поглощает лучи радия). Коробку вносил в электромагнитное поле. При этом было обнаружено, что пучок лучей распался на 3 части: один пучок отклонился влево, другой – вправо, и только слабенький третий луч не изменил своего направления. Что же произошло? Отклонение лучей в электромагнитном поле ясно указало на то, что в состав излучения входят заряженные частицы. По этому отклонению можно было судить о знаке частиц: влево отклонились положительные частицы (Резерфорд назвал их  - частицами), вправо – отрицательные ( - частицы). А не отклонившаяся часть излучения получила название гамма -  - лучей. -лучи – это поток частиц с массой 4 (в 4 раза больше mат (Н), представляют собой ядра атомов гелия) и зарядом +2; -лучи – поток электронов; -лучи – электромагнитные волны, подобные рентгеновским.

            Уже одно это доказывало, что атом имеет сложное строение, т.е. атом – делимая частица. Но это, что касается радиоактивных элементов. А как же быть с другими элементами? И как же устроен атом?

            Англ. учёный Дж. Томсон предложил модель атома, согласно которой атом представляет собой шарик, который равномерно заполнен положительным зарядом, а внутри шарика расположены электроны (модель сливового пудинга). Резерфорд решил доказать это на опыте.

                                               Д: фрагмент видеофильма «Тайна великого закона»

- Итак, Резерфорд предложил планетарную модель атома: в центре атома находится ядро, а вокруг него вращаются электроны (как планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца).

            Но и это не всё: оказывается, крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов: протонов и нейтронов.

            Протоны -, имеют заряд +1, массу, равную массе атома водорода = 1.

            Нейтроны - , не несут заряда, имеют массу, равную массе протона, т.е. = 1.

Сумма числа протонов N (p+) и числа нейтронов N (n0) называется массовым числом. Например, массовое число атома алюминия: 13 + 14 = 27 (13 – число протонов, 14 – число нейтронов). Атом электронейтрален, поэтому число протонов и электронов в атоме одинаково. Оно равно порядковому номеру х.э. в ПСХЭ. Зная порядковый номер элемента, т.е. число протонов, и массовое ч-ло (А = Ar), равное сумме чисел протонов и нейтронов, можно найти число нейтронов.

                        Запись в тетрадях учащихся:

Атом

                            Ядро                                                  Электронная оболочка

                        Z = № х.э.

                состоит из нуклонов                                    состоит из электронов

       протоны -             нейтроны -                           число = № х.э.

 число = № х.э.       число  = Ar - № х.э.

 

IV.             Закрепление нового материала

1. Определите заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов в атомах следующих

    элементов: I вар. – Н,   II вар. – N,    III вар. – К,    IV вар. – Ag.

2. Найдите в ПСХЭ девять элементов, в ядрах которых число протонов равно числу нейтронов.

 

V.         Итог урока, д/з

п.6, упр. 1, 2 – устно, 3 – 5 – письменно в тетрадь

 

 

Приложение

 

 

Вариант I

 

1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

    входят 1 атом углерода и 2 атома кислорода.

   

      2. Какую форму существования элемента отражают записи:  3 Н,    2 Н2,   10 СН4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II

 

1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

    входят 1 атом серы и 2 атома кислорода.

 

2. Какую форму существования элемента отражает каждая из следующих записей: СО2,  3 О,

        5 О2.

 

 

 

 

 

 

 

Вариант III

 

1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

    входят 1 атом серебра, 1 атом азота и 3 атома кислорода.

 

2. Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.

 

 

 

 

 

 

 

Вариант IV

 

1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

    входят 1 атом железа, 1 атом серы и 4 атома кислорода.

 

2. Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан по УМК О.С. Габриеляна. Целью урока является формирование знаний учащихся  о составе атомного ядра, взаимосвязи понятий "протон, нейтрон, массовое число", а также раскрытие физического смысла порядкового номера химического элемента и формирование умения определять по ПСХЭ им. Д. И. Менделеева заряда ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме. Наглядно-демонстрационные методы, использованные при этом позволяют детям ощутить причастность совершению научных открытий. Применение интерактивной доски дает  возможность  эффективнее и мобильнее провести этапы проверки домашнего задания и закрепления нового материала. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация: Техника безопасности в кабинете химии
  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: Практическая работа № 10. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ УДАЛИТЬ
  • 03.10.2020
  • 612
  • 8
«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 526
    • DOCX 70.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крашенинникова Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3787
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 463 человека из 70 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 48 регионов

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе