Урок №
Тема: Основные сведения о строении атомов.
Цели урока:
1.
Актуализировать знания учащихся о структуре
периодической системы.
2.
Формировать знания учащихся о составе атома и
атомного ядра.
3.
Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и
массовое число.
4.
Раскрыть физический смысл порядкового номера
химического элемента.
5.
Научить определять по периодической системе заряд
ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме.
6.
Развивать интерес учащихся к предмету.
Оборудование:
Таблица
Д. И. Менделеева, янтарь, клочки бумаги, электронно-лучевая трубка, орг.
стекло, видеоролик «Тайна всемирного закона», мультимедийное оборудование.
Тип урока: комбинированный
Ход
урока
I.
Организационный момент. Проверка домашнего
задания.
- Работа по карточкам
- 4 ученика получают задания на карточках: см. Приложение.
- Работа у доски- 1
ученик работает доски: В каком из веществ массовая доля натрия больше – NaOH, Na2SO4.
- Игра «Кто
лишний?»
-
Найдите в каждом ряду один х.э., который отличается от остальных по положению в
ПСХЭ: а) H, He, Ne, Ar; б) H, Li, Be, B; в) F, Cl, Mn, Br
- – Что означают
записи: Br, 4 Br, Br2, 7 Br2, 3 H2O? -
учитель показ-ет карточки с записями
- Игра «Крестики –
нолики»
-
Выигрышный путь составляют элементы одного и тог же периода
Be
|
N
|
Si
|
Al
|
Na
|
C
|
Cl
|
Mg
|
Ge
|
II.
Сообщение темы и целей урока
-
Вы уже знаете, что любой химический элемент, как правило, может существовать в
трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества. Сегодня на
уроке мы рассмотрим первую форму – свободные атомы.
III.
Изучение нового материала
-
Греческий философ Демокрит (V в. до н.э) впервые высказал
мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых частиц
материи, которые он назвал атомами. В переводе с греч. Атом – «н е д е л
и м ы й». Так считали учёные вплоть до конца 19 века, когда было доказано, что
атом делим, что он состоит из более мелких или элементарных частиц. Ирландский
физик Стони на основании опытов пришёл к выводу, что электричество переносится
мельчайшими частицами, которые существуют в атомах всех химических элементов. В
1891 году Стони предложил эти частицы назвать электронами, что по
гречески означает «я н т а р ь» (т.е. электроны – частицы, электризующие янтарь
притягивающие кусочки бумаги»
Д: Электризация янтаря и орг. стекла
- Через
несколько лет англ. физик Джозеф Томсон и франц. физик Жан Перрен доказали, что
электроны несут на себе отрицательный заряд. Это наименьший отрицательный
заряд, который в химии принят за единицу (-1), а Томсон даже сумел определить
скорость движения электрона (она равна скорости света – 300 000 км/с) и
массу электрона (она почти в 2000 раз меньше массы самого лёгкого атома
водорода).
Д:
Электронно-лучевая
трубка (катодная трубка Томсона)
- Катодные лучи –
это поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, -
вызывали свечение стекла. Вот так учёные доказали, что в атомах всех элементов
есть отрицательно заряженные частицы – электроны.
Но не
только электроны входят в состав атомов.
Французский физик
Анри Беккерель обнаружил, что элемент уран и его соли излучают лучи, подобные
рентгеновским (они засвечивают фотопластинки, закрытые от света). Ученые Мария Склодовская
– Кюри и Пьер Кюри установили, что такие же лучи, но гораздо интенсивнее,
излучают элементы радий и полоний. Эти элементы и некоторые другие были названы
радиоактивными, а само явление – радиоактивностью.
В
начале 20 века англ. физик Эрнест Резерфорд выяснил, что же представляет собой
это радиоактивное излучение.
На доске: схема расщепления
радиоакт. излуч-я в эл. поле:
Он
помещал в маленькую свинцовую коробку с отверстием вверху небольшие количества
солей радия (свинец поглощает лучи радия). Коробку вносил в электромагнитное
поле. При этом было обнаружено, что пучок лучей распался на 3 части: один пучок
отклонился влево, другой – вправо, и только слабенький третий луч не изменил
своего направления. Что же произошло? Отклонение лучей в электромагнитном поле
ясно указало на то, что в состав излучения входят заряженные частицы. По этому
отклонению можно было судить о знаке частиц: влево отклонились положительные
частицы (Резерфорд назвал их - частицами), вправо –
отрицательные ( - частицы). А не отклонившаяся
часть излучения получила название гамма - -
лучей. -лучи – это поток частиц с массой 4 (в 4
раза больше mат (Н),
представляют собой ядра атомов гелия) и зарядом +2; -лучи –
поток электронов; -лучи – электромагнитные волны,
подобные рентгеновским.
Уже
одно это доказывало, что атом имеет сложное строение, т.е. атом – делимая
частица. Но это, что касается радиоактивных элементов. А как же быть с другими
элементами? И как же устроен атом?
Англ.
учёный Дж. Томсон предложил модель атома, согласно которой атом представляет
собой шарик, который равномерно заполнен положительным зарядом, а внутри шарика
расположены электроны (модель сливового пудинга). Резерфорд решил доказать это
на опыте.
Д:
фрагмент
видеофильма «Тайна великого закона»
- Итак, Резерфорд
предложил планетарную модель атома: в центре атома находится ядро, а вокруг
него вращаются электроны (как планеты солнечной системы вращаются вокруг
солнца).
Но и
это не всё: оказывается, крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся
масса атома, состоит из частиц двух видов: протонов и нейтронов.
Протоны
-, имеют заряд +1, массу, равную массе
атома водорода = 1.
Нейтроны
- , не несут заряда, имеют массу, равную
массе протона, т.е. = 1.
Сумма числа
протонов N (p+) и числа нейтронов N (n0) называется массовым числом. Например, массовое число атома алюминия:
13 + 14 = 27 (13 – число протонов, 14 – число нейтронов). Атом электронейтрален,
поэтому число протонов и электронов в атоме одинаково. Оно равно порядковому
номеру х.э. в ПСХЭ. Зная порядковый номер элемента, т.е. число протонов, и
массовое ч-ло (А = Ar), равное сумме чисел протонов и
нейтронов, можно найти число нейтронов.
Запись
в тетрадях учащихся:
Атом
Ядро Электронная оболочка
Z = № х.э.
состоит из нуклонов состоит из электронов
протоны - нейтроны
- число = № х.э.
число = № х.э. число = Ar - № х.э.
IV.
Закрепление нового материала
1.
Определите заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов в атомах следующих
элементов: I вар. – Н, II вар. – N, III вар. – К, IV вар.
– Ag.
2.
Найдите в ПСХЭ девять элементов, в ядрах которых число протонов равно числу
нейтронов.
V. Итог урока, д/з
п.6,
упр. 1, 2 – устно, 3 – 5 – письменно в тетрадь
Приложение
Вариант
I
1.
Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно,
что в состав его молекулы
входят 1 атом углерода и 2 атома кислорода.
2. Какую
форму существования элемента отражают записи: 3 Н, 2 Н2, 10 СН4.
Вариант II
1.
Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно,
что в состав его молекулы
входят 1 атом серы и 2 атома кислорода.
2.
Какую форму существования элемента отражает каждая из следующих записей: СО2,
3 О,
5 О2.
Вариант III
1.
Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно,
что в состав его молекулы
входят 1 атом серебра, 1 атом азота и 3 атома кислорода.
2.
Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.
Вариант IV
1.
Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно,
что в состав его молекулы
входят 1 атом железа, 1 атом серы и 4 атома кислорода.
2.
Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.