Инфоурок Химия КонспектыУрок химии в 8 классе по теме "Строение атома" к учебнику Габриэляна О.С.

Урок химии в 8 классе по теме "Строение атома" к учебнику Габриэляна О.С.

Скачать материал

Тема урока: «Основные сведения о строении атома» 8 класс

Цели урока:

Образовательные: Показать, что этимологическое начало понятия атом («неделимый») не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. 

Развивающие: Расширить кругозор учащихся, создать условия для дальнейшего развития общеучебных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы). Способствовать развитию монологической речи учащихся.

Воспитательные: Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся; воспитание культуры умственного труда;

^ Метод обучения: исследовательский

Оборудование: тестовые задания, карточки-задания для проверки знаний учащихся, справочные материалы, лист рассказа, компьютеры.
                                          Эпиграф: «…Нам приходится подыскивать причины,
                                                            Всему, что совершается на свете…»

                                                                                                                  У. Шекспир

 

1.      Организационно мотивационный момент.

2.      Проверка усвоения изученного.

2.1.           Работа с карточками  (устно). Назвать химические элементы

2.2.           Дайте определение периода.
Какие бывают периоды?
Дайте определение группы. На какие части делится группа? Какие элементы относятся к элементам главной подгруппы II группы?

2.3.           Дайте характеристику    Р    S    C

2.4.           Записать символы химических элементов на карточку. (письменно, под диктовку учителя) C   Na   N  Al     Fe    J   Mg    Cu  S  Cl  Zn   H   Ca

2.5.           записать: 2 молекулы воды, 5 атомов углерода, 3 молекулы углекислого газа, состоящего из 1 атома углерода и 2 атомов кислород

2.6.           Запишите массы атомов: магния, кальция, кремния, железа, серы.

2.7.            Атомы разных видов или химические элементы располагаются в периодической системе, т.е. имеют «свой адрес». По «адресу» мы можем определить, о каком химическом элементе или атоме какого вида, идет речь. Запишите по-порядку:
- Элемент третьего периода, пятой группы, главной подгруппы - фосфор.
- Элемент четвертого периода, третьей группы, побочной подгруппы - скандий и т.д.                                                                                                                           – элемент2 периода 2 группы главной подгруппы

2.8.           Найти молекулярные массы след в-в: оксид алюминия, нитрат калия и найти массовую долю в них кислорода

Карточки сдать

 

Определить вещества легче, если нам известны признаки этого вещества, отличающие его от других веществ. Как называются эти признаки? Почему одни вещества обладают металлическими свойствами, а другие неметаллическими?
На эти и другие вопросы «…Нам подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете
…»
Для ответа на этот вопрос мы должны заглянуть внутрь вещества. Узнать: из чего состоят вещества? Нам ведь известно, что вещества состоят из атомов. А все ли атомы одинаковы? Нет, атомы отличаются друг от друга, например, массой.

Отыскать элемент было бы гораздо проще, если бы была названа другая величина. Какая? Порядковый номер.

Укажите порядковый номер для элементов натрия, кислорода, калия, свинца, ртути.

Каков же полный «адрес» элемента?

       Мы вспомнили все, что знаем об атоме: знаки, массу атома, его положение в периодической системе. Но ни на шаг не приблизились к ответу на вопрос, поставленный нами: отчего зависят свойства элементов и образованных ими веществ?

Наверное, надо пойти дальше - заглянуть внутрь атома, выяснить, из чего состоит атом  Тема нашего урока «Основные сведения о строении атома» Знакомиться со строением атомы нам поможет компьютер. Он расскажет о развитии представлений о строении атома. Ребята, обратите внимание, что у компьютера энциклопедические знания и он будет стараться рассказать нам о многом. А нам из его рассказа надо будет выбрать самое главное. Поможет нам в этом «Лист рассказа».
Работая с листом рассказа, вам будет нужно вместо пропусков вставить те слова и выражения, которые придадут смысл фразе. Записывать эти выражения нужно в тетрадь.
Давайте попробуем. Читаем первое предложение, записываем пропущенное слово, читаем, что получилось. Мы готовы, а теперь слушаем компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист рассказа.

1.     
Вещества состоят из _______________.

2.     
Идеи о том, что вещества состоят из атомов возникли в _______________.

3.     
Первым придумал атом ____________.

4.     
Именно придумал ,так как никаких___________________ подтверждений у него не было.

5.     
Идеи Демокрита поддерживал и развивал________________.

6.     
Кстати, атом в переводе с греческого означает_______________

7.     
В 1897 году английский ученый_______________________ открыл существование______________________ и определил его______________.

8.     
Этот же ученый предложил первую модель строения атома. Атом представлял собой шар, в котором равномерно распределялся положительный заряд, внутри которого содержится______________________.

9.     
Другой английский ученый_____________________ в 1911 году проводит опыты, для того, чтобы найти экспериментальное подтверждение модели атома Томпсона.

10.
Результаты его опытов противоречили первой модели атома. Резерфорд установил, что атом состоит из ______________ и _________________.

11.
Ядро содержит весь_____________________ заряд.

12.
Ядро состоит из _______________и_________________.

13.
Электроны в атоме________________ вокруг ядра и образуют электронное

                                 .

14.
Модель атома Резерфорда называется___________________, так как напоминает вращение Земли (______________) вокруг Солнца(____________).

 

 

 



Учитель: Зачитайте из листа рассказа, описание модели строения атома Резерфорда. В настоящее время этой моделью мы продолжаем пользоваться, правда сейчас эту модель называют моделью Резерфорда-Бора. Почему? Ответ на этот вопрос вы получите на следующем уроке, подготовив и прослушав сообщение о Нильсоне Боре.

А сейчас послушаем о великом ученом-экспериментаторе Эрнесте Резерфорде.

Учащийся: Эрнест Резерфорд родился 30 августа 1871 года. Он является величайшим физиком-экспериментатором 20-го столетия. Он является центральной фигурой в наших познаниях в области радиоактивности, а также человеком, который положил начало ядерной физике. Помимо своего огромного теоретического значения его открытия получили широкий спектр применения, включая: ядерное оружие, атомные электростанции, радиоактивные исчисления и исследования радиации. Влияние трудов Резерфорда на мир огромно. Оно продолжает расти и, похоже, еще увеличится в будущем

Родился в семье колесного мастера Джеймса Резерфорда и его жены учительницы Марты Томпсон. Кроме Эрнеста в семье было еще 6 сыновей и 5 дочерей. 

В Новой Зеландии в 1889 он поступил в Кентерберийский колледж и к двадцати трем годам получил три степени (бакалавра гуманитарных наук, бакалавра естественных наук, магистра гуманитарных наук). На следующий год ему присудили право на обучение в Кембриждском университете в Англии, где он провел три года как студент-исследователь под руководством Дж. Дж. Томсона, одного из ведущих ученых того времени. В двадцать семь лет Резерфорд стал профессором физики в университете Макджил в Канаде. Там он работал девять лет и в 1907 году вернулся в Англию, чтобы возглавить физический факультет Манчестерского университета. В 1919 году Резерфорд вернулся в Кембридж, на этот раз как директор Кавендишской лаборатории, и оставался на этом посту до конца жизни.

^ Одно из первых открытий Резерфорда заключалось в том, что радиоактивное излучение урана состоит из двух различных компонентов, которые ученый назвал альфа- и бета-лучи. Позже он продемонстрировал природу каждого компонента (они состоят из быстродвижущихся частиц) и показал, что существует еще 

и третий компонент, который 

назвал гамма-лучами.

Но Резерфорд обнаружил, что некоторые альфа-частицы, проходя сквозь золотую фольгу, отклоняются очень сильно. Фактически некоторые вообще отлетают назад! Почувствовав, что за этим кроется нечто важное, ученый тщательно посчитал количество частиц, полетевших в каждом направлении. Затем путем сложного, но вполне убедительного математического анализа он показал единственный путь, которым можно было объяснить результаты экспериментов: атом золота состоял почти полностью из пустого пространства, а практически вся атомная масса была сконцентрирована в центре, в маленьком "ядре" атома!

^ Открытие Резерфорда также привело к появлению новой ветви науки: изучение атомного ядра. В 1919 году он добился успеха при трансформировании ядер азота в ядра кислорода, обстреливая первые быстродвижущимися альфа-частицами. Это было достижение, о котором мечтали древние алхимики

Почти до конца жизни он отличался крепким здоровьем и умер в Кембридже в 1937 г. после непродолжительной болезни. Резерфорд похоронен в Вестминстерском аббатстве неподалеку от могил Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина. 

^ Личность Резерфорда постоянно поражала всех, кто с ним встречался. Он был крупным человеком с громким голосом, беспредельной энергией и заметным недостатком скромности. Когда коллеги отмечали сверхъестественную способность Резерфорда всегда находиться "на гребне волны" научных исследований, он сразу отвечал: "А почему бы и нет? Ведь это я вызвал волну, не так ли?" Немногие ученые стали бы возражать против этого утверждения.

2. Планетарная модель атома (Резерфорд).

 

 

На основании опытов Резерфорда было установлено: (составляется схема на доске)                

                                   Атом

                       

                    Ядро              Электронная оболочка

     Состоит из нуклонов       Состоит из электронов (ē)

     

Протон         Нейтрон

   P+                        n0 

 

«Нуклеус» (латинское nucleus) – ядро. Масса атома сосредоточена в ядре. Поэтому эта модель называется - нуклеарная.

 

 Характеристики элементарных частиц.

 

Таблица 2 в учебнике.

Вид частицы

Масса

Заряд

Примечания

Протон 

       P+

1

+1

Число протонов равно порядковому номеру

Нейтрон 

      n0 

1

0

Рассчитывается по формуле

N= A - Z

Электрон

      ē

1/1837

–1

Число электронов равно порядковому номеру

IV.Выводы по уроку.

1.      Атом – микрочастица, имеющая форму шара.

2.      Атом состоит из ядра и электронов.

3.      Ядро имеет очень маленький размер

(r (атома) / r (ядра) = 100000).

        4. Ядро имеет положительный заряд.

        5. Атом – электронейтрален, так как число протонов и электронов одинаково.

         6. Электроны обладают отрицательным зарядом и движутся вокруг ядра.

 

V.Применение знаний.

Определите число протонов, электронов, нейтронов для атомов элементов.

Элементы

K

Na

Ca

S

Al

Число   P+ и ē

19

11

20

16

13

Число

    n0 

20

12

20

16

14

 

Проверка усвоения изученного

 

1. Какие научные открытия доказали, что атом сложная частица?

2. Чему равен заряд ē?

3. Из чего состоит ядро?

4. Чему равен заряд протона?

5. Где сосредоточена вся масса атома?

6. Чему равен заряд нейтрона?

 

3. Рефлексия
Учитель: Проанализировав урок, сделайте следующие выводы, запишите их :

1.     
Сегодня на уроке Я узнал(а)…

2.     
Для меня самым сложным на уроке было…

3.     
Я сам(сама) могу сделать….

4.     
Урок мне понравился/нет, так как…

5.     
Кто может утвердительно ответить на вопрос: «Я могу самостоятельно изучать химию без помощи учителя!»


Домашнее задание: §§ 6;7Подготовить сообщение о Нильсоне Боре, выучить материал в листе рассказа, ответить на вопросы в конце параграфа

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 8 классе по теме "Строение атома" к учебнику Габриэляна О.С."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок химии рассчитан на учеников 8 класса, начавших изучение химии по учебнику Габриэляна О.С. Урок комбинированный с элементами самостоятельного поиска знаний с привлечением дополнительного материала. Главная цель урока - показать, что этимологическое начало понятия атом («неделимый») не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Урок позволяет расширить кругозор учащихся, создать условия для дальнейшего развития общеучебных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы). Способствует развитию монологической речи учащихся. Урок позволяет вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся; воспитывает культуру умственного труда;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 822 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.10.2020 595
    • DOCX 68.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Звягина Валентина Брониславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82826
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе