11 класс
Урок Металлы в
природе. Общие способы
получения металлов.
Цели урока: на основе знаний учащихся о строении атомов металлов, особенности
химической связи, свойств металлов – простых веществ познакомить учащихся с
распространением металлов в природе; познакомить с природными соединениями
металлов и с самородными металлами: дать представление о рудах и металлургии;
рассмотреть общие способы получения металлов; продемонстрировать лабораторные
способы получения металлов и с помощью фрагментов медиалекции; развивать
умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; прививать
навыки исследовательской и самостоятельной работы; продолжить работу по
формированию навыков с применением знаний для решение теоретических и
практических задач (формирование предметной компетентности); способствовать
формированию научного мировоззрения, коммуникативной и информационной
компетентности; соблюдение сурдопедагогической цели.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация,
коллекция «Минералы и горные породы».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
І. Организация
класса.
ІІ. Работа по слухо – зрительному воспритятию.
ІІІ. Актуализация опорних знаний.
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по миру металлов.
Сначало давайте узнаем тему сегодняшнего урока. В этом мне поможимте вы. Ваше
задание - внимательно прослушать загадки о металах и, используя полученние
рание знания, отгадать металл. Правельний ответ будет ключем к открытию темы
урока.
1.
Я – очень, очень
драгоценно.
Я по сравнению со всем другим бесценно.
Меня ты можешь плавить,
Гнуть в дугу,
Раскатывать в тончайшую фольгу.
Я не боюсь кислот, но по надводке
Я растворяюсь в « царской водке».
( Золото)
2.
Я, поверьте, не пустяк:
Образую известняк,
Без меня ни мел, ни мрамор
Не обходятся никак.
Я построю вам скелет,
Без меня опоры нет.
( Кальций)
3.
По виду я на платину
похож,
Без примесей устойчивое тоже.
К коррозии и действию кислот,
Но с примесью совсем наоборот!
А также маленький магнит
Меня к себе и тянет и манит!
(Железо)
4.
Всем металл этот знаком!
Смело входит в каждый дом.
Провода весят у вас? Это раз!
Если есть сковорода- это два!
Самолет и теплоход,
Трактор или вездеход –
Для любых таких конструкций
Непременно подойдет!
(Алюминий)
5.
Металл я легкий,
серебристый.
Сгораю даже очень быстро,
Сверкая вспышкою огня.
(Фотограф раньше знал меня)
Белок сшиваю я в клубок,
Работать мозгу я помог,
Чтоб лист зеленый не был хилым,
Вхожу в состав я хлорофилла.
(Магний)
6.
По цвету я на золото
похожа,
Тягучая и вязкая. И что же?
Хороший тепло- и электропроводник –
Об этом знает каждый ученик.
Ты догадался, так скорей ответь,
Что я не золото, я - …
(Медь)
Всегда вредны мои пары
Для взрослых и для детворы.
Чтоб пользу людям приносить,
Должна в термометрах я быть.
Ты про меня не позабудь.
Металл я жидкий, я ведь - …
(Ртуть)
Учитель Перед
тем как начать рассмотрения нового материала, повторим то, что мы уже знаем о
металлах, химические свойства металлов.
Упражнение «Дешефратор»
Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые высвечиваются на
доске. Цифра ответа соответствует номеру в таблице, которую надо открыть. Если
все ответы будут правильными , то на таблице появится имя ученого, который сделал
большой вклад в развитие химии металлов.
1.
Химические свойства
металлов определяются:
1)
положением в периодической
системе, строением атомов;
2)
строением атомов,
особенностью химической связи;
3)
особенностью химической
связи, физическими свойствами;
4)
физическими свойствами,
положением в периодической системе.
2.
Сумма коэффициентов в
уравнении реакции горения магния:
5; 6.
3.
Сумма коэффициентов в
уравнении реакции взаимодействия алюминия с хлором:
7; 8.
4.
В химических реакциях
металлы являются:
9) окислителями;
10) восстановителями.
5. В результате взаимодействия металлов с серой образуется:
11) сульфаты;
12) сульфиты;
13) сульфиды.
6. Взаимодействие натрия с водой описывается уравнением:
14) Na + H2O→ NaOH + H2 ↑
15) Na + H2O→ Na2O + H2 ↑
16) Na + H2O→ Na2OH
7. Одним из продуктов реакции взаимодействия железа с водой есть:
17) Fe;
18) Fe2О3;
19) Fe3О4
8. В результате взаимодействия меди с концентрированной сульфатной
кислотой образуется:
20) CuSO4 + H2,
21) CuSO4 + H2O,
22) CuSO4 +SO2 + H2O
23) реакция не протекает.
9. Из предложенных ниже реакций выберите ту, протекание которой
невозможно:
24) Fe + Fe → FeSO4 + Cu,
25) Cu + FeSO4 → Fe + CuSO4
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. М.В. Ломоносов в своем трактате « Слово о пользе химии» так писал о
роли металлов в жизни людей: «Металлы придают прочность и красоту важнейшим
вещам, необходимых в обществе.. . И если сказать коротко, то ни одно ремесло,
ни одно искусство не может обойтись без металлов.» Применять металлы
человечество начало до наших дней. Уже в далекой давности человечеству было
известно семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Из
этих металлов люди с начало познакомились с теми, которые в природе
встречаются в самородном состоянии. Это золото, серебро, медь. Другие четыре металла
вошли в жизнь человека после того, как они научились получать их из руд с
помощью огня.
Часы истории человечества начали отчитывать время быстрее, когда
в его жизнь вошли металлы и их сплавы. Век каменный сменился веком медным,
потом- бронзовым, со временем – веком железным.
(Демонстрация слайда)
Учитель. О чем вы узнали из этого сюжета? Остановимся подробнее на этой теме.
IV.
Изучение нового
материала.
Работа с электронным учебником.
1.
Распространение
металлов в природе.
Многие металлы очень распространены в природе.
Содержание некоторых металлов в земной коре показано на диаграмме..
Большое количество Натрия и Магния содержится в
морской воде – 1,05 и 0,12% соответственно. В природе металлы распространены в
разном виде:
• в свободном виде: медь, золото, платина, иногда ртуть;
• в виде оксидов: магнетит Fe3O4, гематит Fe2O3 ;
• смешанные оксиды:
каолинит Al 203 ·2SiO3
·2H2O
алунит (Na, K)2O· Al 203
·2SiO3 и
др
• сульфиды: галенит PbS, киноварь HgS,
серный колчедан FeS2
;
• хлориды: сильвин KCl, галит NaCl, сильвинит KCl· NaCl,
карналлит
KCl·MgCl2 ·6H2O;
• сульфаты: глауберова соль Na2SO4·2H2O,
гипс CaSO4·2H2O, барит BaSO4;
• карбонаты: мел, мрамор, известняк CaCO3 , магнезит MgCO3 ;
• фосфаты: апатит Ca3 (PO4 )2
Много металлов часто сопровождают природные минералы: Скандий входит в
состав оловянных, вольфрамовых руд, Кадмий – как примесь – в состав цинковых
руд, Ниобий и Тантал – оловянных .
Железные руды всегда сопровождают Марганец, Никель, Кобальт,
Молибден, Титан, Германий Ванадий.
Почему большинство металлов распространены в виде соединений?
И так большинство металлов в природе распространены в виде
соединений. Эти природные соединения называются минералами. Природные
минеральные соединения, с которых технологически можно и экономически целесообразно
получать металлы, называют рудами. В состав руды, кроме полезных минералов,
входят еще пустая порода.
В зависимости от того, какие соединения металлов содержатся в руде,
различают:
а) оксидные руды –
б) сульфидные руды –
в) хлоридные руды –
г) карбонатные руды –
Руды металлов – это основное сырье металлургии – область
промышленности, добывающая металлы
В Украине большие железорудные бассейны – Криворожский и
Керченский. Открыты новые залежи железной руды в Полтавской и Запорожской
областях. Есть также залежи цветных металлов ( алюминия, магния, титана,
цинка, ртути, золота и др.)
В Донецкой области минерально – сырьевая база черной металлургии
представлена значительными залежами доломитов, известняков (Докучаевск,
Комсомольское, Новотроицкое), мергеля, каолинитов, мела и др.
2. Получение металлов.
Известно множество разных способов получения металлов, но можно
назвать несколько наиболее важных общих способов переработки руд на металлы.
Чаще содержание металлов в рудах (кроме железных) невысокий. Это
требует предварительной их обработки для удаления пустой породы. Обработка
руды, в результате которой увеличивается содержание полезного соединения
металла, называется обогащением руды, а полученный после обогащения продукт – концентратом.
Металлы, содержащиеся в рудном концентрате, восстанавливают
разными способами ( применяют разные восстановители):
1 Оксидные руды чаще восстанавливают коксом или карбон (ІІ)оксидом,
реже – водородом:
NiO + C = Ni + CO↑
Fe3 O4 +4CO = 3Fe + 4CO2 ↑
MoO3 + 3H2 = Mo +3CO2 ↑
CuO + H2 = Cu + H2O
Демонстрация видеоопыта « Восстановление меди из купрум (ІІ) оксида
водородом».
2.
Сульфидные руды сначала
сжигают:
2PbS + 3O2 = 2PbO +
2SO2↑
А потом полученный оксид металла восстанавливают углем (коксом).
3.
Металлы можно
восстанавливать и их оксидов и галогенидов другими, более активными металлами
при высокой температуре. Этот процесс называется металлотермией.
а) Магнийтермия:
2Mg + UF4= 2MgF2 +
U
б) Алюмотермия:
2Al +Fe2O3
= Al2O3 + 2Fe
( Демонстрация видеоопыта « Получение железа
алюмотермией)
4.
Металлы можно
восстанавливать также с помощью некоторых неметаллов.
Силикотермия:
Si + 2MgO = SiO2
+2 Mg
5. Микробиологический метод получения металлов.
Рефлексия
Мине-текст
* В природе металлы преимущественно распространены:
А – в свободном состоянии
Б - в виде соединений
* Природные минеральные соединения, из которых технологично можно и
экономично целесообразно получать металлы, называют:
П – минералами
Р - породой
С – рудами
Т – соединениями
* Чтобы получить металл с оксидных руд, их:
М – разлагают
Н – обжигают
О - окисляют
П – восстанавливают
* Сульфидные руды сначала:
Д – обжигают, потом окисляют
Е - обжигают, потом восстанавливают
Ж – восстанавливают, потом обжигают
З – окисляют, потом восстанавливают
* Процесс получения металлов с их оксидов восстановлением другими,
более активными металлами при нагревании:
Ф – металлургия
Х – металлотермия
Ч – силикотермия
Лист самоанализа
Вопрос
|
Знаю уверенно
|
Необходимо повторить
|
Место металлов в периодической системе элементов
|
|
|
Особенности строения атомов металлов
|
|
|
Металлическая связь
|
|
|
Металлическая кристаллическая решетка
|
|
|
Физические свойства металлов
|
|
|
Химические свойства металлов
|
|
|
Общие способы получения металлов
|
|
|
V. Домашнее задание.
Согласно листу самоанализа повторить материал по теме «Металлы»,
подготовится к тесту. Продолжить работу с созданием проекта о металлах.
VI.
Подведения итогов
Выставление оценок учащимся.
VII. Словарная работа.
Самородные металлы, оксиды, сульфиды, хлориды, сульфаты, карбонаты,
фосфаты, руды, минералы, пустая порода, металлотермия, магнийтермия,
алюмотермия, силикотермия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.