Часть
урока
|
Частные
задачи
|
Содержание
|
Дозировка
|
Методические
указания
|
I.Вводно-подготовительная
часть
10
мин
|
Организовать
занимающихся, сообщить цели и задачи урока, подготовить функциональное состояние
занимающихся к дальнейшей нагрузке.
Цель:
развитие
ловкости, быстроты и внимания, использование в
качестве
подводящего упражнения для учебных заданий с поворотами на
дистанции.
|
1.Построение.
2.Переход
к месту занятий.
3. Сдача
рапорта физоргом учителю.
4.
Сообщение задач урока.
5. Общеразвивающие
упражнения на месте и в движении.
-
ходьба:
- на
носках, руки на пояс
- на
пятках, руки в сторону
- на
внешней, внутренней стороне стопы, руки на пояс.
- бег:
-
обычный бег в медленном темпе.
-
приставным шагом, левым боком.
-
приставным шагом, правым боком.
- бег с
высоким подниманием бедра.
- бег с
захлестывание голени.
I.
И.п.-О.с
1-руки
вперед, 2- руки вверх, встать на носки, 3- руки в стороны, 4- И.п.
II. И.п.-
руки вперед
1-4
круговые движения руками вперед, 1-4 тоже назад.
III. И.п.-
руки перед грудью в замок.
Пружинящие
повороты туловища в правую, левую стороны.
IV. И.п.
руки вниз в замок.
1-
наклон вперед, 2- И.п.
3-4
тоже.
V. 1-4
маятникообразные движении вперед правой ногой, 4-8 тоже левой.
VI. Выпад
вперед правой ногой, левую выпрямить, тоже левой.
VII.
-приседания
И.п.:
о.с.- на лыжах, палки у ног.
Счёт:
1-глубокий
сед,
2-и.п.
VIII.
И.п.:
о.с.-на лыжах, палки у ног.
Счёт:
1-поднять
левую ногу;
2-и.п.;
3-поднять
правую ногу;
4-и.п.
IX. Игра.
Ловкие повороты.
Проведение.
По
сигналу учителя все играющие выполняют поворот
кругом
переступанием, оставляя на снегу оттиск лыжного веера. Закончив
поворот
на 360°, следует энергично оттолкнуться палками и выехать из
шеренги
вперед до остановки после свободного скольжения.
X.
Разминочный круг - выполнить
скользящим
шагом.
|
2-3 мин.
3-4 мин
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
8 раз
8 раз
2 мин.
1 круг.
|
Обратить
внимание на внешний вид, напомнить основные моменты ТБ.
Подготовка
лыж для переноски.
Организованный
выход к месту занятий.
Следить
за осанкой.
Бег
выполнять в очень медленном темпе.
Соблюдать
дистанцию во время выполнения упражнений.
Частота
движения.
Упражнение
выполнять точно под счет.
Круговые
движения выполнять с большой амплитудой.
Ноги
прямые.
Хорошо
потянуть и выпрямить ногу.
Работать
под счёт раз-два.
Организация.
На
ровной снежной площадке класс на лыжах строится в
шеренгу,
разомкнутую на вытянутые палки.
Отметить
наиболее ловких и быстрых.
Напомнить
технику хода.
Особенно
выделить такие элементы: одноопорное скольжение, законченный толчок ногой и
активный вынос маховой ноги с последующим её торможением, маятникообразную
работу рук.
Стараться
везде идти с хорошим прокатом.
|
II.Основная.
20 мин
|
1.Дать
установку занимающимся на активное и сознательное овладение техникой
попеременного двухшажного хода, создать у обучающихся представление о данном
ходе.
|
1.
Рассказ о значении и месте применения попеременного двухшажного хода в
зависимости от рельефа местности, условий скольжения и других факторов.
|
10 мин
1круг
|
Попеременный
двухшажный ход относится к классическим способам лыжных ходов. Цикл хода
состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. Попеременный
двухшажный ход является универсальным способом, который широко применяется в
соревновательной обстановке и в быту как средство передвижения в условиях
зимы (туристами, охотниками, рыбаками, геологами, учащимися сельских школ и
т.д.). Он используется при передвижении по равнине при плохих и средних
условиях скольжения, на пологих подъёмах в гору (малой крутизны).
|
|
2.Показ
техники хода
|
- Показ
проводить на учебном круге перед занимающимися, построенными в одну шеренгу
на расстоянии 7-10 м. от лыжни учителя.
-Вначале
показ осуществить с соревновательной скоростью, а затем замедленно,
подчёркивая главные элементы: акцент на выделение одноопорного положения во
время скольжения, законченный толчок ногой, активная постановка палки в снег
и толчок палкой.
- При
одноопорном скольжении выделить 3 фазы:
а)
свободного скольжения (или фазы амортизации), когда нога сгибается во всех суставах,
уменьшая давление на лыжу, а следовательно, улучшая условия скольжения
б)
скольжение с выпрямлением опорной ноги, при котором противоположная лыжная
палка с ударом ставится в снег кольцом к себе (примерно под углом 70°
в)
скольжение с подседанием, которое уменьшает давление на опору и создаёт более
выгодные условия для отталкивания ногой.
- В
отталкивании ногой обратить внимание на законченное отталкивание стопой
после выпрямления ноги в коленном суставе.
- При
отталкивании палкой вначале делать навал на неё ( сгибая руку в локтевом суставе),
а затем разгибание в плечевом и локтевом суставах до положения, когда палка и
рука составят одну прямую линию
|
|
3.Опробывание
хода.
Пройти
по учебному кругу, соблюдая дистанцию 3-4
м.
|
Типичные
ошибки в ходе:
-
двухопорное положение лыж во время скольжения;
-
незаконченный толчок ногой;
-
слабый или незаконченный толчок палкой;
-
скованность движений рук, ног и туловища;
-
аритмия выполнения циклов хода.
|
2. Работа
по карточкам.
|
1.
Задание 1 группе: выбрать способ передвижения на лыжах, используя ранее
изученные ходы, в зависимости от рельефа трассы.
2.
Задание 2 группе: выбрать способ преодоления подъема на лыжах и стойку спуска
в зависимости от крутизны подъема.
|
5 мин
|
Дети
обсуждают задание, находят решение, и выполняют практически.
|
Отработка
навыков:
А) учить посадке лыжника
|
И.П.
– стоя в шеренге, ступни ног параллельны. Сгибая ноги в голеностопных
суставах, наклонить голени вперёд на 1-3° и в коленных суставах
до 135-140° .
Наклоняя
туловище вперёд за счёт сгибания в тазобедренных суставах до 115-120° . Перенести
вес тела на переднюю часть стопы.
|
|
-Обучение
проводить в одношереножном строю, учитель, проходя вдоль шеренги, поправляет
каждого ученика, который принял неправильное положение посадки.
- Для
проверки правильной посадки лыжника можно использовать следующий метод: легко
толкнуть занимающегося в спину. Если занимающийся при этом теряет равновесие,
то он правильно распределил вес тела над опорой.
Ошибки в
упражнении:
прогнутая спина в пояснице, сильный наклон туловища, напряжённые мышцы рук,
расположение веса тела на всей ступне.
|
В) учить
одноопорному скольжению
|
В
положении «посадка» скользить на правой и левой лыжах, сохраняя равновесие
|
|
-
Задание выполнять на учебном круге, где должны быть две хорошо подготовленные
лыжни: внешняя и внутренняя (по внутренней передвигаются девушки или более слабые
занимающиеся)
- Во
избежание двухопорных положений маховую ногу ставить и начинать загрузку
впереди опорной ноги.
Ошибки в
упражнении:
потеря равновесия, резкий, неплавный перенос тела с лыжи на лыжу.
|
Б) учить активному выносу маховой ноги
|
Скользящий
шаг с акцентом на быстрый пронос маховой ноги около опорной и на более позднюю
её загрузку
|
|
-задание
выполнять на том же учебном круге. Стремиться закончить загрузку маховой ноги
у носка лыжи опорной
Ошибки в
упражнении: нарушение посадки, остановка маховой ноги около
опорной ( получается как бы два движения), аритмия выполнения циклов
|
В) учить отталкиванию ногой
|
Коньковый
ход по уплотнённой поверхности снега
|
|
-
Разгибать ногу последовательно в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах
до полного выпрямления толчковой ногой
-
Сохранить равновесие в одноопорном скольжении на опорной ноге.
Ошибки
в упражнении: неполное разгибание ног во время отталкивания,
потеря равновесия при скольжении, неполный перенос веса тела с лыжи на лыжу.
|
Г) учить отталкиванию ногой на параллельных
|
Упражнение
«Самокат» - отталкивание одной ногой и той же ногой при скольжении на
другой.
|
|
-
Первоначальное обучение начинать на индивидуальных лыжнях, выполняя многократное
отталкивание одной и той же ногой. Для контроля лучше, чтобы все занимающиеся
отталкивались, например, только правой ногой.
-
Придерживать каблук ботинка толчковой ноги около лыжи почти до полного разгибания
ноги в коленном суставе, после чего активно закончить отталкивание стопой.
-
Загрузку толчковой ноги начинать, когда ступня опорной будет на одной линии
или на полступни сзади.
-
В качестве помощников на уроке использовать хорошо усвоивших это упражнение,
создавая пары «учитель – ученик»
-
Отталкивание другой ногой разучивать тогда, когда освоено одной в черновом варианте.
Ошибки
в упражнении: скольжение на правой и левой лыжах (два выхода, а не
один); неполная загрузка толчковой ноги, что вызывает проскальзывание
(«отдачу»); толчок направлен не на взлёт, а на выпад; окончание толчка стопой
выполняется не на лыжне, а в воздухе при поднятой пятке лыжи.
|
Ж) разучить в целом работу ног в скользящем шаге
|
Скользящий
шаг по учебному кругу в полной координации работы ног
|
|
-
Соблюдать ритм движений
-Избегать
беговых движений при изменении микрорельефа местности, стараться везде идти с
хорошим прокатом.
Ошибки
в упражнении: ошибки в одноопорном скольжении и отталкивании, общая
скованность движений в работе
|
3.Учить
маятникообразной работе рук
|
Маятникообразная
смена положения рук
И.П. – правая
рука впереди, кисть на уровне глаз, левая – сзади, кисть на уровне
поясницы.
|
5мин
|
-
Упражнение выполнять в одношереножном строю
- Рука
впереди должна быть прямая, но не напряжённая, локоть её находится внизу.
-
Многократные маятникообразные движения руками до конечных положений.
- При
движении руки вперёд плечо должно разворачиваться и двигаться вслед за рукой.
Движения должны быть мягкими, естетвенными.
Ошибки в
упражнении: напряжённые мышцы рук и смена их местами проводится
за счёт мышечных усилий; не параллельные движения рук, кисти рук не достигают
или переходят конечные положения
|
4.Совершенствовать
технику скользящего шага с активной работой рук
|
Скользящий
шаг по учебному кругу в полной координации
|
10 мин
|
-
Соблюдать дистанцию между обучающимися - 7-10м.
-
Можно организовать пары «сильный - слабый», последний старается копировать
движения и пытается идти в шаг с сильным.
-
Использовать маховые движения руками для увеличения длины скользящего шага.
|
5.Оценить
технику скользящего шага
|
Скользящий
шаг на контрольном отрезке 50 метров учебного круга.
|
-Ошибки
называть громко, чтобы слышали другие занимающиеся.
|
6.Совершенствовать
технику скользящего шага с посторонним раздражителем.
|
Скользящий
шаг по учебному кругу с палками за середину.
|
-
Следить за техникой скользящего шага, чтобы палки не мешали правильно разученным
движениям.
Ошибки
в упражнении: скрестное движение палок, а не параллельное; ошибки
скользящего шага.
|
7.Учить
попеременному отталкиванию палками
|
Продвижение
по хорошо уплотнённой лыжне за счёт попеременного отталкивания палками, без
движения ног.
|
5мин
|
-
Желательно лыжню делать под уклон 3-6° с хорошей опорой для палок.
-Палку
в снег ставить с ударом, кольцом к себе, под углом примерно 70°.
-
Техника выполнения отталкивания палками: при отталкивании палкой вначале делать
навал на неё (сгибая руку в локтевом суставе), а затем разгибание в плечевом
и локтевом суставах до положения, когда палка и рука составят одну прямую
линию. Ошибки в упражнении: толчок выполняется прямыми руками, без
навала на палку; незаконченный толчок палкой, кисть руки останавливается у
бедра; окончание толчка кистью направлено в сторону, что не даёт
дополнительного ускорения лыжнику.
|
8.
Разучить цикл попеременного двухшажного хода в целом
|
Выполнять
циклы хода на учебном круге
|
5мин
|
- Между
занимающимися должна быть такая дистанция, чтобы учитель мог делать
замечания, не создавая «пробок» на лыжне
- Для
исправления индивидуальных ошибок занимающегося лучше вызвать на лыжню
преподавателя, а другим делать замечания на ходу
-
Учителю необходимо в любом месте видеть учеников.
|
9.Совершенствовать
технику попеременного двухшажного хода
|
Попеременный
двухшажный ход выполнять на учебной лыжне с изменяющимся рельефом местности.
|
20
мин
|
Ход
выполнять в небольшой подъём малой крутизны на хорошо подготовленной лыжне с
твёрдой опорой для палок.
|
10.Оценить
технику попеременного двухшажного хода
|
Попеременный
двухшажный ход на контрольном отрезке
|
Система
оценивания:
«9-10
баллов» - ученик самостоятельно, соблюдая все технические требования, выполняет
упражнение слитно, уверенно, свободно, активен на уроке;
«7-8
баллов» - ученик слитно, свободно выполняет упражнение, при этом допускает не
более двух второстепенных ошибок верно, но с одной грубой, или более, чем с
тремя второстепенными ошибками, работоспособность в ходе урока хорошая;
«5-6
баллов» - упражнение выполняется в основном верно, но с одной или более чем с
тремя второстепенными ошибками, на уроке проявлялась пассивность.
«3-4
балла» - упражнение не выполнено, но работал на уроке.
Ошибки в
технике попеременно двухшажного хода:
Грубые
ошибки:
-
толчок палками без навала, т.е. прямыми руками.
-
скованность движений рук, ног, туловища, нарушение посадки лыжника во время
скольжения.
-
аритмия выполнения циклов хода
-
грубые ошибки скользящего шага.
Второстепенные
ошибки:
-несвоевременная
постановка палки в снег; не в момент начала выпрямления опорной ноги по 2-й
фазе одноопорного скольжения
-пассивная
постановка палки в снег(без удара)
-
незаконченный толчок палкой
-
движение кисти руки во время отталкивания палкой происходит не по дуге
|
III Заключительная
|
1.Подвижная
игра на лыжах: «Красное знамя».
Поведение
итогов урока и приведение физического и эмоционального состояния организма в
нормальное состояние.
|
1.Правила
игры те же, что и в игре без лыж.
|
5-7 мин
|
-
Скорость передвижения невысокая.
-
Следить за дисциплиной.
|
2.Построение.
|
-
Отметить наиболее отличившихся учеников.
-
Напомнить наиболее характерные ошибки попеременного двухшажного хода.
- Организованный
уход на лыжную базу.
- Напомнить
правила хранения инвентаря.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.