Г-9 Тема урока: Ломаная (§13.П113)
урок в теме: урок 1
тип урока: изучение нового материала отработка ЗУН.
Цели урока: изучение учащимися нового определения и
понимания: ломаная, элементы ломаной, длина ломаной, ознакомление со свойством
углов выпуклого многоугольника.
Оборудование:
доска, мел, материал учебника
Задачи урока: Обучающие:
научиться распознавать ломаную и её элементы, изображать виды ломаной,
находить длину ломаной, выработать простейшие умения применять полученные
знания при решении задач.
Развивающие: развить умения, анализировать, применять
имеющие знания у учащихся в измененной ситуации.
Воспитывающие: привить навык самостоятельности в
работе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация «Ломаная»
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка подготовки к уроку (визуально) во
время приветствия педагогом детей.
II.Проверка ранее изученной темы по §12 «Решение треугольников» (условия
задачи написаны на доске) начинается с устного опроса:
III.
Объяснение нового материала.
- Посмотрите на рисунок. Что
вы получите, если мысленно в воображении соедините отрезками последовательно,
цепочкой, друг за другом на этой картинке звёзды?
Предполагаемый
ответ – получим ломаную;
Вопрос: Как вы
понимаете, что такое ломанная?
Ответ: учащихся.
Определение 1. Ломаной А1А2А3
... An называется фигура, которая состоит из точек А1, А2,
Аn и соединяющих их отрезков A1,А2, А2,А3,
Аn-1,Аn.
Определение 2. Точки А1, А2, Аn называются вершинами
ломаной.
Определение 3. Отрезки A1,А2,
А2,А3, Аn-1,Аn — звеньями
ломаной.
Вопрос: -начертите
ломаную и назовите её элементы
-назовите соседние вершины и звенья
-назовите не соседние вершины и звенья
-
записать все углы при вершинах.
Различают 2 вида
ломаных: простая ломаная с самопересечением.
Определение 4. Ломаная называется простой, если она не имеет
самопересечений.
Вопрос: -назовите вид
изображённых ломаных
Оба эти вида могут быть замкнутыми.
Определение 5. Если начало и конец ломанной совпадают, то
она называется замкнутой.
Определение 6. Длина ломаной равна сумме длин ее
звеньев
Задание 1. Существует ли треугольник со сторонами 5, 7 и 13см? (вспоминают
теорему о неравенстве треугольника)
Задание 2. ученикам предложить практическую работа в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием
между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Учитель выписывает их
в две колонки на доске. Длина
ломаной Расстояние между концами
Ученикам
предлагается внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и
зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После
высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к
доказательству в общем виде
Теорема 13.1. Длина ломаной не меньше длины отрезка,
соединяющего ее концы.
Доказательство.
Пусть А1А2А3 ... An— данная ломаная
(рис. 274).
Заменим звенья А1А2 и
А2А3 одним звеном А1А3. Получим
ломаную А1А3А4 ... An. Так
как по неравенству треугольника А1А3<А1А2
+ А2А3, то ломаная A1A3A4
... An имеет длину, не большую, чем исходная ломаная.
Заменяя таким же образом звенья А1А3
и А3А4 звеном А1А4, переходим к
ломаной А1А4А5 ... Аn, которая
также имеет длину, не большую, чем исходная ломаная. И т. д. В итоге мы придем
к отрезку A1An соединяющему концы ломаной. Отсюда
следует, что исходная ломаная имела длину, не меньшую длины отрезка A1An.
Теорема доказана.
IV. Закрепление нового материала
v
Может ли AD равняться 10, 7,
9? [Нет; да; нет]
v
Могут ли стороны пятиугольника иметь длины: 3, 4,
6, 7, 9?
[нет, так как 3 + 4 + 6 + 7 = 20 < 9]
v
Является ли ломаная А1А2А3А4А5А6
на рис. простой?
(Точки
А1, А2, А3 и А4 – вершины квадрата,
А5 – его центр.)
Найдите
ее длину [да; 7 + ]
V. итоги урока
оценки
VI. Домашнее задание: §13.П113 задача по карточке
Найти длину ломаной
АВСДОМА, где А, В, С, Д – вершины квадрата со стороной 2 см, точка О –точка
пересечения его диагоналей, М –середина стороны АД.
В С
О
А М Д
|
Найти длину ломаной
АВСДОМА, где А, В, С, Д – вершины квадрата со стороной 2 см, точка О –точка
пересечения его диагоналей, М –середина стороны АД.
В С
О
А М Д
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.