Инфоурок География Другие методич. материалыУрок географии в 6 классе тема

урок географии в 6 классе тема

Скачать материал

                   ТЕМА.   Атмосфера, ее  состав, строение и значение.

 

     Цели урока:  Сформировать понятие об атмосфере, как   внешней газовой оболочке  Земли.

      Развитие познавательного интереса к  изучению природных атмосферных явлений;   развитие стремления к самостоятельному   поиску знаний.

      Повышение интереса к изучение предмета; экологическое воспитание;  формирование научного мировоззрения.

Задачи.

1. Выявить роль атмосферы в жизни человека и планеты.

2. Рассмотреть состав атмосферы Земли.

3. Развивать речь и логическое мышление учащихся.

4. Развивать мотивацию учебной деятельности через интеграцию содержания урока.

    Оборудование:  учебник, атлас, схема «Строение атмосферы»,

                                        

                                               Ход  урока:

     Ι.Организационный  момент.

     ΙΙ. Актуализация  опорных  знаний  и  умений

     Вводное слово учителя:

  Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны?  (Ученики

называют и показывают  океаны). 

ΙΙ. Мотивация  учебной  и  познавательной  деятельности  учащихся.    

   Изучение нового материала. Изучение нового материала начинается со стихотворения, без сообщения темы урока.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!
Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников, ученики могут аргументировать свою точку зрения) 
  Как оно называется?  (ответы учеников) 

 На доске учитель записывает слова:

ü атмосфера                                

ü углекислый  газ

ü погода                                            

ü тропосфера

ü кислород                                        

ü озон

ü ветер                                              

ü стратосфера

    Задание. Учащиеся  должны  рассказать, что  они  знают  об  этих  понятиях.

    Учитель             «На нашей планете океанов – 4»

                                Индийский – самый соленый в мире

                               Океан Атлантический славен сельдями

                               Ледовитый все время спит подо льдами

                               А Тихий, конечно вовсе не Тихий

                               А буйный, глубокий и самый великий»

          Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый   час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем», он не соленый и не пресный, и к  тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по  его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.  Сегодня  мы  начнем  детальней  изучать  эту  удивительную  оболочку, узнаем  о том, как она  «оберегает» жизнь  на Земле, «заглянем» в   атмосферную « кухню», где  каждый  день готовиться  погода. Для этого нам необходимо будет исследовать  воздушный  океан, подняться  на большую   высоту. Мы  узнаем, какие изменения  происходят в составе  атмосферы  с увеличением  высоты; убедимся, что  атмосфера  «оберегает»  живые   организмы  от солнечного  излучения  и  низких  температур. Откройте тетради, запишите в них сегодняшнее число, тему урока.

      ΙV. Изучение нового  материала.

      Учитель

     Атмосфера –  воздушная  оболочка  Земли.

      Вопросы учащимся

   1. Почему воздух не рассеивается в  космическом  пространстве?  (Его удерживает сила  земного притяжения.  Поэтому  атмосфера  вращается  вместе  с  Землёй   как  единое  целое).

    2.  А что вы знаете о происхождении атмосферы?   

 (Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет     назад. Первичная  атмосфера  образовалась из газов, которые выделились из недр Земли, во время  извержения  вулканов.  В начале  в  ней  содержалось огромное количество  углекислого газа и водяного пара. Потом  ёё состав значительно изменился, в первую очередь благодаря  появлению живых  организмов, которые  выделяют  кислород в   процессе  жизнедеятельности).

3.  Строение атмосферы (работа с иллюстрацией)

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1) Тропосфера содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км .

2)  Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.

 

 

Фото с сайта ukrmap.su

Верхнии слои атмосферы

Температура понижается от 0 до 90◦

мезосфера 80-85 км ионосфера

термосфепа 800 км

экзосфера.

     Изменение температуры с высотой 
Правило №1: солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли. 

Правило №2: при подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 °С на каждом километре подъема. 

Решение задачи.

   Вычислите  температуры  воздуха  на  высоте 3 км  над  Симферополем , если около поверхности  она равняется  +24˚C.

     Решение.

   Так как температура  воздуха  через каждый  километр высоты снижается  в 

    среднем на  6˚C, то решение  будет таким.

    1)  6* 3 = 18˚

    2)  24 – 18 = 6˚

     Ответ: 6˚

4.Состав атмосферы  Атмосферный  воздух – смесь  газов. В ёё  состав входят  входят   20 различных  газов. Какие же газы  входят  в  состав  воздуха? Основными  являются: азот(78%) и  кислород(21%). На остальные приходиться только 1%.   Такой состав воздуха почти  везде на Земле одинаков до высоты  100км.  2.   (по  ходу рассказа учителя  учащиеся  составляют  таблицу)                                     

газы

Объем в %

Азот 

78 %

 Кислород                                                         

21 %

Аргон и другие газы

0,97 %

        Углекислый газ                                           

0,03%

                            Работа  с учебником 

        Ученики должны с помощью  учебника  ответить на вопрос.

        Какую  роль  выполняют основные газы?        Азот – это компонент разнообразных  соединений, из которых  состоит всё  живое.

Кислород –  необходим всему  живому  для  дыхания.

Углекислый  газ – « утеплитель»  Земли. Он  пропускает  солнечные  лучи, а  тепло  нашей  планеты  удерживает.

 Кроме  того, в  воздухе  содержится   водяной  пар. Есть и  твёрдые примеси:  

 пыль, пепел от лесных пожаров и  вулканических  извержений, сажа,    кристаллики льда  и морской  соли.

                          Физкультминутка

      Ребята, сейчас мы вспомним стороны горизонта, которые необходимо   

     помнить путешественникам.

                                   Выполняем упражнения:

                                  • север – учащиеся поворачиваются на север,

                                  •  юг – учащиеся поворачиваются на юг,

                                  • запад – учащиеся поворачиваются на запад,

                                  •  восток - учащиеся поворачиваются на восток.

         Работа с учебником  и атласом.

                      Каково строение атмосферы?

  Класс делиться  на ΙΙΙ группы. Каждая  группа исследует  один  слой  атмосферы  (тропосфера, стратосфера, верхние слои)  по плану:

             а) название слоя;

             б) высота верхней и  нижней  границы  слоя;

             в) состав воздуха;

             г) изменение температуры  воздуха;

       После  окончания  работы каждая  группа высказывается о результативности

      своих  исследований и учащиеся составляют таблицу "Строение атмосферы».

                

      

 

      Какое  значение имеет атмосфера  для  нашей планеты?

   V. Закрепление изученного материала.

      Учитель: Продолжите фразы:

     Без атмосферы  жизнь на нашей планете была бы  невозможна, так как…………………………………………………………………………………….

        ( кислородом, содержащимся  в воздухе, дышат все организмы  на Земле)

     Атмосфера оберегает  Землю от чрезмерного ……………………….. (нагревания  и  охлаждения).

     Атмосфера служит Земле бронежилетом……………………………….. (защищая от  космических тел)  

  Атмосфера  взаимодействует со  всеми  оболочками  Земли …………………………………………………………………

(литосферой,гидросферой,биосферой, гидросферой)

  Посредством  атмосферы осуществляется бмен  теплом и влагой между океаном и сушей. Без атмосферы не было бы……………………………………………………… (ветров, облаков, осадков).

 Ребята, а что нам говорят эти цифры

- 2000 - 3000 км (толщина атмосферы)

- 78% (содержание азота в воздухе)

- 21% (содержание кислорода в воздухе)

- 17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)

- 50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)

Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?

Слой снегов, дождей, ветров –

Атмосферы слой живой,

Восемнадцать километров

Этот самый нижний слой.

Есть здесь все, но в большой мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, аргон.

(тропосфера)

 Составление  сенкана  на  тему «Атмосфера»  

       1. Атмосфера.

       2. воздушная, прозрачная.

       3. Оберегает, укрывает, защищает.

       4.Атмосфера – газообразная оболочка Земли.

       5.Оболочка.        

   VΙ. Итог  урока.

Оценивание учащихся.

   VΙΙ. Домашнее задание.

Домашнее задание: § 31-32+ записи, раб. тетрадь тема «Атмосфера: строение, значение, изучение» стр.152 задания 1-3, стр.155 задания 1,5. Для желающих учеников Творческое задание «Мы рисуем атмосферу». Ребята представляют свои рисунки по теме «Атмосфера». Рисунки можно представить как на листах бумаги, так и на компьютере. 
                                                   Составил методист ЦДЮТ Антоненко Е.Н.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок географии в 6 классе тема"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  • Сформировать понятие об атмосфере, как   внешней газовой оболочке  Земли. Развитие познавательного интереса к  изучению природных атмосферных явлений;   развитие стремления к самостоятельному   поиску знаний. Повышение интереса к изучение предмета; экологическое воспитание;  формирование научного мировоззрения. Задачи урока:

1. Выявить роль атмосферы в жизни человека и планеты.

2. Рассмотреть состав атмосферы Земли.

 

3. Развивать речь и логическое мышление учащихся.

4. Развивать мотивацию учебной деятельности через интеграцию содержания урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 637 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 317
    • DOCX 140 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антоненко Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антоненко Елена Николаевна
    Антоненко Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 11
    • Всего просмотров: 11713
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе