Инфоурок География КонспектыУрок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Скачать материал

План – конспект урока

Тема: Температура воздуха.

Цель: изучить закономерности распределения температур воздуха на земной поверхности.

УУД: поиску информации, ее обработке, работать с текстом учебника и данными климатических карт, анализировать, делать выводы,

воспитывать информационную культуру.

 

Оборудование: ПК, проектор, учебник географии 5-6 класс А.А. Лобжанидзе с электронным приложением, атласы, синоптические карты, теллурий.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ция

В октябре 1814 года родился выдающийся поэт М.Ю. Лермонтов и в этом году мы отмечали 200 лет со дня его рождения. Из многих его произведений я хочу представить на ваш суд  отрывок из стихотворений: (слайд №1)

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный, мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь.

Люблю я солнце,

Есть что-то схожее в прощальном взгляде

Великого светила с тайной грустью

Обманутой любви; не холодней

Оно само собою, но природа

И все, что может чувствовать и видеть,

 Не могут быть согреты им…

 Проблемный вопрос: (слайд №2)

Как вы думаете, почему поэт говорит о мертвом луче, прощальном взгляде великого светила?

Почему осенью Солнце светит, но уже меньше греет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются ответить на проблемные вопросы

Актуали-зация знаний

 

Что мы уже знаем? (слайд №3)

      Атмосфера – это …

      Атмосфера состоит из …

       «Фабрикой погод» называют … часть атмосферы

 

Мы уже знаем:

состав атмосферы, ее строение, понижение температур воздуха с высотой

 

Целеполагание

«Привлекательная цель»

Определить закономерности нагрева земной поверхности

 

Освоение нового содержа-ния и способы действий

«Мозговой штурм» Работа в парах  (слайд №4)

1.Как нагревается воздух?

Варианты ответов:

а) Солнце - земная поверхность - воздух

б) Солнце – воздух – земная поверхность

Величина нагрева воздуха называется - …

Итак, тема нашего урока:

Температура воздуха (слайд №5)

Единицы измерения температуры воздуха:

1)Шкала Цельсия

2)Шкала Фаренгейта

3)Шкала Кельвина

Основной источник энергии на Земле ? (слайд №6)

Предварительные выводы: (слайд №7)

      Солнце постоянно излучает огромное количество света и тепла!

      Земля нагревается неравномерно!

 

Моделируем ситуацию изменение угла падения луча. Проведем эксперимент

Эксперимент (слайд №8)

Цель: Определение зависимости освещенности и нагрева поверхности от угла падения лучей.

Оборудование: лампа, датчик определения освещенности, ЦЛ «Архимед», бумажная лента (модель меридиана).

Результат: освещенность в центральной части бумажной ленты – 340 лм, на окраине 57 лм.

Вывод: освещенность объекта зависит от угла падения луча. (слайд №9)

Предварительные выводы «мозгового штурма»:

      Солнце постоянно излучает огромное количество света и тепла!

      Земля нагревается неравномерно!

Показ анимации «Пояса освещенности» (слайд №10)

Вывод:

      Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты места

     ГШ - < - t  (слайд №11)

2. Если бы земная ось не имела наклона, то что бы было? (слайд №12)

Вывод: (слайд №13)

      На каждой широте свой угол падения солнечных лучей и температуры без изменения (стабильны в течение года).

      Нет сезонов года

Как наклон земной оси влияет на освещенность Земли? (слайд №14)

Работа с теллурием

Вывод: (слайд №15)

1)Летом северное полушарие получает больше света и тепла.   

22 июня солнечный луч под прямым углом падает на северный тропик.                                

2)Зимой южное полушарие лучше освещается и нагревается.

22 декабря солнечный луч под прямым углом падает на южный тропик.

 3)Весной и осенью оба полушария нагреваются равномерно, солнечный луч под прямым углом падает на экватор.

 

 

Поглощение и отражение солнечной энергии (слайд №16)

Выводы: (слайд №17)

На температуру воздуха влияют:

1) ГШ - < - t

2) Подстилающая поверхность

Практическая работа (слайд №18)
«Анализ климатических карт»

Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности?  Почему?

А в каких районах Земли всегда тепло? Почему?

Где всегда холодно? Почему?

Что такое изотерма?

Температура воздуха на одной и той же широте непостоянна. Почему?

Годовой ход температур? Суточный ход температур?

Годовая амплитуда температур?

Работа с синоптическими картами и определение температуры воздуха.

Индивидуальная работа. Практическая работа «Построение графика хода температур воздуха по данным таблицы» (электронное приложение)

К чему ведет накопление углекислого газа в атмосфере?

Чем выше, тем холоднее, лучше нагреваются более плотные поверхности

Рис. Температура атмосферы.

 

 

Температура воздуха

 

 

 

 

 

Солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

Трое  ребят участвуют в эксперименте:

Один ученик освещает бумажную ленту в центре лампой. Двое других измеряют освещенность в центре ленты и на конце.

Выводят формулу:

< - t

 

 

 

 

 

ГШ-< - t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с теллурием

 

 

 

Анализ графиков годового хода температур воздуха.

Определение амплитуды температур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ рис. «Схема парникового Эффекта»

Закрепление и включе-ние в систему знаний

«Лови ошибку»

Если согласны с утверждением поднимите руки

Воздух нагревается по схеме: Солнце – Земля – воздух?

Чем ближе к Земле, тем холоднее?

Температура воздуха понижается от экватора к полюсам?

Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности?

Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону?

Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей?

Летом северное полушарие получает больше света, тепла?

Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы?

 

Отвечают на вопросы

Рефлек-сия

 

1)    «Продолжи фразу»

«Для меня было открытием то, что…»

 «Мне было интересно…»

 «Мне было трудно…» 

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- Что чувствовал?

 

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

 

П  40, тест

Записывают задание

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС. В построении урока используется метод проблемного диалога. Используется как побуждающий диалог, так и подводящий. Используются индивидуальная и парная работа. Осуществляется практико-ориентированный подход в обучении. Эксперимент наглядно демонстрирует зависимость угла падения луча и степени освещенности поверхности. Для осуществления эксперимента используются школьная цифровая лаборатория "Архимед". Познавательный процесс сопровождается презентацией и электронным приложением, климатическими картами, демонстрацией теллурия. Для систематизации полученных знаний ученики сами выводят формулу, в которой отражается закономерность распределения температур.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 125 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.09.2020 414
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Домнина Анастасия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Домнина Анастасия Анатольевна
    Домнина Анастасия Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86367
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе