Урок географии в 9-м классе. Тема: "Население Ростовской
области"
Задачи:
Образовательные:
1
формировать представление о населении, его численности,
размещении, плотности, процессах урбанизации;
2
познакомить
с особенностями культуры и традициями донских казаков;
Развивающие:
1
Продолжать
развивать умения анализировать статистический материал, работать с
дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет;
Воспитательные:
1
Воспитывать
гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и
населяющих её народов через изучение традиций народной культуры.
2. Организация
урока:
Тип урока:
комбинированный (с элементами практикума)
Вид урока:
урок – путешествие (с элементами исследования)
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация к уроку, карта Ростовской
области, карты атласа Ростовской области,
раздаточный материал для учащихся, статистический материал, конституция РФ,
выставка книг и предметов быта донских казаков.
Эпиграф
к уроку:
Мой край родной – земля
свободных,
Великих наций, разных языков.
Оценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых казаков.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
-
Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Мы
продолжаем изучать географию нашей Родины. Сегодняшний урок мы посвятим нашему родному
краю.
II.
Актуализация знаний. Посмотрите,
пожалуйста, на экран и обратите внимание на слова:
·
Демография
·
Население
·
Урбанизация
·
Национальность
·
Этнос
·
Патриотизм
·
Толерантность
-
С
чем связаны эти понятия? Кто из вас может
объяснить значение этих слов?
-Кто
из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Верно.
Тема нашего урока «Население Ростовской
области».
- А что бы вы
хотели узнать о населении Рост области? (цель урока);
-эпиграф к уроку;
-
Сегодня мы будем работать по плану:
Ø Заселение
территории РО
Ø Численность
Ø Половозрастной
состав
Ø Национальный
состав
Ø Трудовые
ресурсы и занятость
Ø Города
РО
Ø Виды
сельского поселения
- Каждый из нас тесно
связан с родной землёй, людьми, проживающими на ней, с её природными условиями
и ресурсами, то есть всем тем, что мы именуем «малой родиной». Ростовская
область – богатейший природными и экономическими ресурсами регион. А
главное его богатство –
это народ.
-Просмотр мультфильма.
Историческая
справка.
Дон, земля
донская, донские казаки. Произносишь эти слова и перед мысленным взором встанут
ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина,
Сухорукова и Крюкова, и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию своими
деяниями. У нас много великих писателей и поэтов с творчеством которых вы
можете познакомиться посетив нашу библиотеку и они представлены здесь на
выставке.
Земля на которой
появилось и возмужало донское казачество, издревле называлась Диким полем. Рассмотрим
краткую историю заселения Донской Земли.
Вы живете, учитесь
на благословенной Донской земле, прославленной
деяниями наших
предков – вольных казаков. А кто же они? Опережающее
задание о казаках на Дону.
Работа по статистическому
материалу.
Числ
населения в нашей области? 6 место в РФ
Учитель
предлагает, изучив и проанализировав статистические данные об изменении
численности населения, приведенных в таблице, сделать выводы об изменении
данного показателя и о причинах.
Для работы предложена
таблица№1.
Динамика
численности населения
|
Годы
|
Численность
(Тысяч
человек)
|
2006
|
4303,6
|
2007
|
4276,0
|
2008
|
4254,2
|
2009
|
4241,8
|
2010
|
4229,5
|
2012
|
4260,6
|
Работа с данными
таблицы.
Какие показатели
влияют на численность населения?
Таблица №2
Динамика
естественного движения населения (на 1000 жителей)
Годы
|
|
Родившиеся (чел.)
|
|
Умершие (чел.)
|
|
Естественный
прирост
(естественная
убыль)
|
|
|
|
|
|
|
|
1940
|
|
30,4
|
|
16,0
|
|
14,4
|
|
|
|
|
|
|
|
1990
|
|
12,5
|
|
12,5
|
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
|
2002
|
|
9,0
|
|
16,5
|
|
-7,5
|
|
|
|
|
|
|
|
2003
|
|
9,2
|
|
16,3
|
|
-7,1
|
|
|
|
|
|
|
|
2010
|
|
10,9
|
|
14,7
|
|
-3,8
|
|
|
|
|
|
|
|
2012
|
|
11,7
|
|
14,2
|
|
-2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
А какова
ситуация с рождаемостью и смертностью в Кашарском районе. Откуда мы это можем
узнать. Обратимся к газете «Слава труду».
Зачитаем инф-ю,
касающуюся данного вопроса за ноябрь и декабрь прошлого года.
А что же в В-Макеевке?
Годы
|
Родившиеся (чел.)
|
Умершие (чел.)
|
2000
|
10
|
33
|
2005
|
11
|
29
|
2010
|
16
|
28
|
2013
|
14
|
31
|
Вывод: Какой
мы можем сделать вывод о демог ситуации в нашем регионе? (В
Ростовской области, как и во всей России, сложилась сложная демографическая
остановка. Сокращается численность населения, смертность превышает рождаемость,
естественный прирост населения снижается. Доля детей сокращается, а пожилых
людей увеличивается.)
Решение
статистической задачи.
Половозрастная
структура населения области.
-По карте атласа Рос обл
стр.19 определите плотность населения.
(Население размещено
неравномерно: средняя плотность 43 чел/кВ.км, Макс – 62 в Аксайском районе, мин
4,1в Заветинском районе).
Россия –
многонациональное государство, нашу область населяют более 100 национальностей
и народов.
-
Русское население по-прежнему является самым многочисленным.
-
Какие народы, и в каком количестве проживают на территории области? Дайте
ответ, проанализировав таблицу «Национальный состав населения Ростовской
области»
Национальный
состав Ростовской области
|
численность
(чел.)
|
%
|
Русские
|
3795607
|
88,72 %
|
Армяне
|
110727
|
2,59 %
|
Украинцы
|
77802
|
1,82 %
|
Турки
|
35902
|
0,84 %
|
Азербайджанцы
|
17961
|
0,42 %
|
Цыгане
|
16657
|
0,39 %
|
Белорусы
|
16493
|
0,39 %
|
Татары
|
13948
|
0,33 %
|
Рутульцы
|
1067
|
0,02 %
|
Башкиры
|
915
|
0,02 %
|
Калмыки
|
878
|
0,02 %
|
Абхазы
|
851
|
0,02 %
|
Курды
|
830
|
0,02 %
|
-
Назовите наиболее многочисленные и малочисленные народы.
-
Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. (Разговаривают на разных языках, одеждой, кухней,
обычаями,)
-
Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или
взаимодействуют друг с другом? (Взаимодействуют: торговые, родственные, культурные связи).
-
Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка,
культуры называется ассимиляцией.
-
Итак, мы с вами выяснили, что Ростовская область – многонациональная.
-
Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее
остро? (Проблема межнациональных отношений).
-
Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?
(
Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение
законов – статья конституции).
-
Откройте Конституцию РФ, статья 26. Просмотрите её.
Наша Конституция гарантирует равенство прав и
возможностей для всех этносов на основе принципов патриотизма, взаимоуважения,
взаимопонимания.
Ростовская область не сегодня стала
многонациональной. На протяжении веков на Дону складывался
опыт сосуществования людей различных национальностей, конфессий. Очень важно,
на мой взгляд, отметить, что добрососедские отношения,
толерантность и доброжелательность,унаследованные от предков,являются
отличительными признаками донской земли.
Следующим
вопросом нашего плана изучения темы являются трудовые ресурсы. Что это?
Трудовые
ресурсы – это население, способное работать в народном хозяйстве.
Трудоспособное население составляет 60,3%.
Задание. Рассмотрев
диаграмму, ответьте на вопрос: в каких отраслях экономики больше всего занято
населения края? Почему?
Какая главная
проблема трудовых ресурсов сейчас существует?
Учитель
наводящими вопросами подводит их к проблеме безработицы.
В
90-годы ХХ века безработица была скрытой, 60% сельского населения являлись
безработными. Современное состояние на рынке труда улучшается, но проблема
безработицы остается.
Перейдем к
рассмотрению вопроса урбанизации населения. Поработаем над
статистическими данными соотношения уровня городского и сельского населения.
Для этого обратимся к таблице №3.
Таблица №3.
Годы
|
|
Городское %
|
|
Сельское %
|
|
|
|
|
|
|
2006
|
|
66,8
|
|
33,2
|
|
2007
|
|
66,8
|
|
33,2
|
|
2008
|
|
66,8
|
|
33,2
|
|
|
|
|
|
|
2009
|
|
66,9
|
|
33,1
|
|
|
|
|
|
|
2010
|
|
66,9
|
|
33,1
|
|
2012
|
|
67,5
|
|
32,5
|
|
Как изменяется соотношение
городского и сельского населения? Почему доля гор населения не увеличивается?
(благ условия для занятий с/х)
Назовите типы населенных пунктов
края. По атласу.
1 ряд города обл подчинения
2
ряд
города район подчинении
3
ряд
поселки город типа
Какие самые
многочисленные города?
Практическая
работа.
Используя
карту “Население”, выполнить задания:
-
найти на карте административного устройства Ростовской области города
-
обозначить на контурной карте города области;
Учащиеся выполняют
работу в контурных картах, отмечают города.
После
завершения выполненной работы осуществляется взаимопроверка правильности
выполнения.
Сельские
населенные пункты.
Мы
живем в Верхнемакеевке. Какой у нас тип населенного пункта?
-
В чем отличие деревни от села?
Наше
путешествие подошло к концу. Надеюсь вы узнали много нового. А
сейчас мы проведём небольшое тестирование по теме.
Учитель объявляет
оценки, полученные учащимися, и комментирует их.
Синквейн
– это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях.
Правила
написания:
- Первая строчка – одно ключевое слово,
существительное, отражающее главную идею;
2. Вторая
строчка – два прилагательных, описывающие основную
мысль, которые подходят к теме существительного;
3. Третья
строчка – три глагола, описывающие действия в рамках
заданной темы;
4. Четвёртая
строчка – короткое предложение из 4-х слов,
раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5. Пятая
строчка - существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или
словосочетание). .
Предлагает задание
рефлексии
Заключительное
слово учителя.
-
В нашей области проживают люди разных национальностей, разных религиозных
верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы
граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история:
героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас
трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если
мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. - Спасибо всем за работу, урок
окончен.
Славен Дон
делами своими,
Во благо России дела трудовые.
Люди достойны здесь уваженья
Из поколения в поколенье.
Д/З 2.Социокультурный
практикум по предложенной схеме. (Опрос 4 взрослых человек). Приложение
№ 7
3.
Индивидуальное задания. По материалам школьного музея и подготовить информацию
об истории образования нашего поселка.
Новочек
Азов
Таганрог Батайск
Анализ анкетирования жителей посёлка
С учащимися 7-11 классов, учителями
Боровухской СШ № 15, родителями было проведено анкетирование по теме работы.
Результаты:
§
Нужен ли герб нашему посёлку? - большинство анкетируемых выбрали
ответ - да.
§
Какой основной цвет вы бы использовали на гербе нашего поселка -
доминируют следующие цвета: зелёный, синий (голубой), белый
§
Какой формы вы видите герб нашего поселка - преобладают две формы
щита-барокко и французский
§
Чтобы вы хотели изобразить на гербе нашей Боровухи - всего на
гербе хотят видеть следующие изображения - лесная тематика, военная тематика,
озёра, явления природы.
Также мы посетили администрацию
г.п. Боровуха и узнали их мнение по вопросам анкетирования, что мы и отразили в
презентации своей работы.
После создания проекта герба учителям и учащимся было предложено дать
визуальную оценку эскиза.
Вывод: большинству
отпрошенных эскиз понравился.
Проанализировав геральдические
знаки Витебской области, данные анкетирования населения поселка, изучив
краеведческий материал, мы хотим предложить проект герба городского поселка
Боровуха. Для своего герба мы выбрали французскую форму щита, так как она характерна
для гербов населённых пунктов Витебской области. По результатам анкетирования –
это одна из предпочитаемых форм. А также по рисунку лезвие меча композиционно
вписывается в основание щита. В нижней части французского щита на голубом фоне
вписана дата 1812 - это первое упоминание посёлка в письменных источниках.
Голубой цвет символизирует красоту, величие. В центре герба мы расположили щит
и меч как символ доблести и мужества воинов. Мы считаем, что эти символические
знаки наиболее подходят для того, чтобы отразить героическое военное прошлое
поселка. Ранее это был военный городок и основное население составляли
военнослужащие. Основные рода войск, располагавшиеся на территории городка,
были воздушно – десантные войска (ВДВ) и военно-воздушные силы (ВВС). Жёлтые
лучи на голубом фоне символизируют флаг ВВС, а сочетание зеленого и голубого –
флаг ВДВ. Восходящее солнце, голубое небо, зелень травы, полей, лесов - это
символы мирной, счастливой жизни, которую выковали на фронтах и в тылу наши
отцы, деды, прадеды. Звезда – символ Красной (Советской) армии. Дорогой ценой
досталась Победа нашему народу. В годы Великой Отечественной войны погиб каждый
третий белорус. На Боровухской земле находится 31 могила и 11 братских
захоронений. Дубовая ветвь, перевитая георгиевской лентой, символизирует память
о героях, потомки которых увековечили их мужество, героизм, пролитую кровь во
имя мира. Наш поселок окружён лесами, могучие сосны, качаясь, шепчут о прошлом,
рассказывают о настоящем. Само название поселка «Боровуха» происходит от слова
бор (сосновый лес). Проведя анкетирование, мы выяснили, что на гербе необходимо
отразить лесную тематику. Поэтому мы выбрали ветки сосны и дуба. Сосновая ветвь
обвита лентой красно-зеленого цвета, которая обозначает белорусский флаг. Мы
живем в Беларуси и этим гордимся. Мы гордимся историей своего поселка, красотой
его природы, людьми, которые в нем живут. Волнистый пояс: одна серебряная
перевязь под кувшинкой, а также используемые в гербе цвета белый, голубой,
серебряный и золотой, имеют цветовое единство с гербовыми цветами городов
Полоцка и Новополоцка. Капля на кувшинке символизирует гладь голубых озёр,
хрустальный звон крыниц, которыми богат наш край. Не случайно на Боровухской
земле проходит международный экологический фестиваль «Родник здоровья».
Композиционно наш герб можно разделить на две части: Левая символизирует
героическое прошлое посёлка. Правая – это наше мирное, счастливое настоящее и
светлое, созидательное будущее. Мы думаем, что наш проект герба полностью
отражает историю нашего поселка, его самобытность и красоту. Таким образом, мы
доказали свою гипотезу: условный символ, в котором отражается история поселка,
можно назвать гербом населенного пункта.
Цвета,
которые использовались в гербах, символизируют определенные качества:
§
красный (червлень) - символ храбрости, мужества и неустрашимости;
§
голубой (лазурь) - символ красоты, мягкости, величия;
§
зеленый (зелень) - символ надежды, радости, изобилия;
§
красно-фиолетовый (пурпур) - символ достоинства, силы и
могущества;
§
черный (чернь) - символ печали, благоразумия, смирения.
"Методическими
рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных
образований", утвержденными Геральдическим советом при Президенте
Российской Федерации 28.06.2006 (гл.VIII, п. 45),
ГЕРБ
БОЛЬШЕЕЛХОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
|
Дата
принятия: 17.09.2012
Номер в Геральдическом
регистре РФ: 7951
Описание:
В стропильно-пересеченном золотом и зеленом поле в каждой из частей - ольховая
ветвь, переменных с полем цветов, вверху малая, о трех листах, внизу большая,
из трех ветвей подобных верхней, сопровожденная внизу золотым пламенеющим
мечом, положенным в пояс.
Герб Большеелховского сельского поселения в соответствии с
Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных
символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46),
утвержденными Геральдическим Собранием представителей при Президенте
Российской Федерации 28.06.2006 года может воспроизводиться со статусной
короной установленного образца.
Обоснование символики:
Большеелховское сельское поселение состоит из двух населенных пунктов: села
Большая Елховка, ранее село Архангельское Пятинской волости Саранского уезда
(символически представленное в гербе сельского поселения мечом - атрибутом
небесного воина Архангела Михаила) и деревни Малая Елховка. Название
"Елховка" - напрямую связано с названием ольхи (в местных говорах -
елхи). Герб сельского поселения гласно отражает названия населенных пунктов,
причем деревня Малая Елховка расположена на горе, представленной в гербе
пересечением, стилизованным под гору.
Символика ольхи у разных народов многопланова. Древние славянские племена
верили в способность ольхи (ее веток, сучков) отгонять нечистые силы. На
Троицу ветками ольхи украшали дома, чтобы отвернуть грозу и град. Ветки ольхи
втыкали в посевы ячменя, чтобы кроты не разрывали почву, а также клали под
снопы, чтобы обезопасить от мышей. Иногда из ольхи строили колодезные срубы,
дабы вода в них не тухла.
Символика цветового решения герба:
- зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду;
- золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
Авторская группа:
Идея герба: Константин Моченов (Химки).
Художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва).
Обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки).
Утвержден решением Совета депутатов Большее
|
Символика герба поселения многозначна:
- зеленое поле и колоски - символизируют зерновое направление
предприятий сельского хозяйства Новосильского поселения;
- луговые васильки - символ прекрасной природы здешних мест.
Василек - символ доверия;
- византийская звезда - символ духовности жителей поселения, на
территории которых находится две церкви: в селе Березовка, входившей ранее в
состав Троицкого сельского поселения (церковь Казанской иконы Божьей Матери), и
в селе Голосновка (церковь Покрова Пресвятой Богородицы);
Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и
надежду.
Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости,
примирения.
Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности,
возрождения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.