Выбранный для просмотра документ Разработка урока Урбанизация.docx
Скачать материал "Урок географии на тему "Расселение населения. Урбанизация" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ УРБАНИЗАЦИЯ.ppt
Скачать материал "Урок географии на тему "Расселение населения. Урбанизация" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Настолько в городе привык
И к беспорядку, и к развалу,
Что, повстречав в лесу родник,
Предположил: «Трубу прорвало».
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
2 слайд
Расселение населения.
Урбанизация.
3 слайд
Задачи урока:
Расширить знания о формах расселения населения в мире.
2. Изучить города как одну из основных форм расселения населения (их появление, особенности, проблемы и роль в современном мире).
3. Познакомиться с особенностями мировой урбанизации (темпами, уровнями, чертами).
4 слайд
Расселение населения
Расселение – распределение и перераспределение населения на определенной территории.
Основные формы расселения
оседлая
городские
поселения
города
города-миллионеры
ПГТ
сельские
поселения
ферма
село
деревня
хутор
станица
кишлак
аул
кочевая
кочевники,
скотоводы
(горные, пустынные и степные районы)
5 слайд
СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время половина населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15 – 20 млн.
Они различаются по:
- величине;
- форме;
- специализации хозяйства.
6 слайд
Формы сельского расселения
Групповая (деревенская)
Цент. и Юж. Европа, Россия, Азия, Африка.
Рассеянная (ферма)
США, Канада, Австралия, Сев. Европа.
В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.
Смешанная
51,4%
7 слайд
Групповая (деревенская) форма преобладает в России, в Европе, Китае, Японии, Африке.
Деревня в Тропической Африке.
8 слайд
Фермы наиболее распространены в США, Канаде, Австралии.
Юный фермер.
9 слайд
10 слайд
ЗАДАНИЕ
Вспомните, в России при какой численности населения поселение считается городом? Какой показатель, кроме численности населения, еще учитывается?
Город – от слова «городить», «отгораживать».
Ежегодно число горожан увеличивается на 60 млн. чел.
Число городов-миллионеров достигло уже 450!
11 слайд
Уровень численности городского населения
Сделайте вывод, исходя из данных таблицы.
12 слайд
Городское расселение
Города возникли в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи.
Функции современных городов:
промышленные;
культурные;
научные;
административные;
транспортные.
Большинство городов - многофункциональны
48,6%
13 слайд
Роль городов в мире
14 слайд
Сложились под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географических, религиозных и т.д.
Типы
городов
Западно-европейский
Северо-американский
Латино-американский
Арабский
Африканский
15 слайд
Западноевропейский город
Западноевропейский город: корнями уходит к временам Римской империи. В центре - рыночная площадь, ратуша, собор. От центра радиально расходятся узкие улицы старого города.
16 слайд
Североамериканский город
Североамериканский город: отличается специфическими чертами, прежде всего своей молодостью. Характерна четкая прямоугольная планировка с Деловым центром (даунтаун), в остальных частях города - малоэтажные дома индивидуальной застройки.
17 слайд
Латиноамериканский город
Латиноамериканский город: создавался как колониальный город по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Центральная часть похожа на центр европейского города. На окраинах образовались пояса нищеты, в которых проживает 30-50% населения города.
18 слайд
Арабский город
Арабский город: делится на новую и старую части. Ядром старой части обычно служит укрепление (цитадель). Ее тесным кольцом окружают кварталы старого города. Главное украшение - красочные базары.
19 слайд
Африканский город
Складывался под влиянием европейской колонизации, привнесенной ею религии - христианства, а также позднее - мусульманства. Сочетаются постройки европейского типа с восточными базарами, мечетями и нищими кварталами
20 слайд
УРБАНИЗАЦИЯ
РОСТ
ГОРОДОВ и городского населения
УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОРОДОВ
ФОРМИРОВАНИЕ
СЛОЖНЫХ ГОРОДСКИХ
СИСТЕМ
Распространение городского образа жизни
21 слайд
Урбанизация - процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, усиление роли города.
Диаграмма: «Динамика мирового процесса урбанизации».
Вывод: в 20 веке происходит «городской бум» - резкий всплеск численности
городского населения.
22 слайд
Черты урбанизации
Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения города
Удовлетворение в материальном и культурном плане
- загрязнение атмосферы
- нехватка питьевой воды
- рост преступности
- усиление шумов
- транспортная проблема
- жилищная проблема
Трущобы, безработица (ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ)
Выезд населения в пригороды (СУБУРБАНИЗАЦИЯ)
Формирование агломераций
23 слайд
Динамика роста городского населения
24 слайд
Среднегодовые темпы роста городского населения
25 слайд
Страны
(темпы роста городского населения)
Страны с высокими темпами роста горожан (развивающиеся)
Трущобная (ложная) урбанизация
Страны с низкими темпами роста горожан (развитые)
ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ
- стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа
рабочих мест => появление неблагоустроенных трущоб.
Городские трущобы на окраине Рои-де-Жанейро
26 слайд
Агломерация — это группа близкорасположенных городов, объединенных связями: культурно-бытовыми, трудовыми, производственными
27 слайд
Крупнейшие агломерации на Земле с численностью жителей более 10 млн. человек.
28 слайд
Московская агломерация
Мехико. Город - агломерация
(22,9 млн.чел.)
Нью-Йорк. Город - агломерация
(21,9 млн.чел.)
Агломерация Буэнос-Айреса
29 слайд
30 слайд
Мегалополисы – слияние городских агломераций.
31 слайд
Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций.
Всего в мире насчитывается шесть мегалополисов:
США - 3 (Сан-Сан, Чипитс, Босваш), Япония (Токайдо),
Европа (Английский, Прирейнский).
США.
Крупнейшие мегалополисы:
1. Северо-Восточный или Босваш включает 40 агломераций (50 млн. чел.).
2. Приозерный или Чипитс включает 35 агломераций (35 млн. чел.).
3.Калифорнийский или Сан-Сан включает 18 агломераций (25 млн. чел.).
Английский и Прирейнский мегалополисы
Мегалополисы США
32 слайд
Япония.
Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии. Крупнейшие агломерации:Токио, Иокогама, Тиба, Осака, Кобе, Киото, Нагоя.
Токайдо
33 слайд
РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение городских условий и норм жизни в сельские поселения
СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды.
34 слайд
Уровень урбанизации
более 50%
от 20 до 50%
менее 20%
35 слайд
Уровни урбанизации
РАЗВИТЫЕ Р А З В И В А Ю Щ И Е С Я
36 слайд
Подумайте!
1. Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизации? 2. Как по темпам урбанизации будут различаться развитые и развивающиеся страны?
37 слайд
Темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в развивающихся – высокие.
38 слайд
Проверочный тест
1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) форма размещения населения;
б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.
2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?
а) численность населения (людность);
б) функции поселений,
в) возраст жителей.
3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:
а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;
б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;
в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.
4. Максимальная доля городского населения характерна для:
а) развивающихся стран;
б) развитых стран.
5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):
а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;
б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;
в) урбанизация в нефтедобывающих странах.
6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):
а) Нью-Йорк,
б) Токио,
в) Сан-Паулу.
7. Темпы роста городского населения самые высокие в:
а) Зарубежной Азии;
б) Зарубежной Европе.
8. Критерии выделения города:
а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;
б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия
39 слайд
1) с. 74-81
2) На контурную карту мира нанести:
- крупные города с населением более 10 млн. чел.;
- мегалополисы;
- страны с высоким уровнем и темпами урбанизации.
3) Подготовиться к проверочной работе по теме «Население»
Домашнее задание
40 слайд
Задачи урока:
Расширить знания о формах расселения населения в мире.
2. Изучить города как одну из основных форм расселения населения (их появление, особенности, проблемы и роль в современном мире).
3. Познакомиться с особенностями мировой урбанизации (темпами, уровнями, чертами).
41 слайд
Знание:
1. Форм расселения
2. Понятий «урбанизация», «агломерация», «мегалополис», «субурбанизация». 3. Основные черты урбанизации, темпы и уровни.
Умение: 1. Анализировать карты. 2. Формулировать выводы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок географии в 10 классе по теме "Расселение населения. Урбанизация" приближен к требованиям ФГОС по деятельности обучающихся на уроке и разнообразию спектра заданий.
Материалы разработки содержат раздаточный материал: тесты, опоры, схемы, тексты, вспомогательные элементы для проведения рефлексии и подведения итогов урока, опережающие задания.
Презентация построена таким образом, чтобы можно было не только получать наглядную поддержку теоретических знаний, но и для выполнения заданий, анализа таблиц, схем, диаграмм.
6 664 711 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зайцев Алексей Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.