Краевое
государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Урок
географии, 7 класс
Тема: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
Разработал:
Золотарева
И.Н. учитель биологии и географии,
высшая квалификационная категория
с.
Ключи, 2014г
Тема урока: Горы.
Землетрясения. Извержения вулканов.
Оборудование:
физическая карта России, набор смайликов, раздаточный материал,
карточки-задания, проектор, тетради, учебники.
Цели урока:
Образовательные:
1.
Закрепить знания о формах поверхности
Земли: горах, дать представление о землетрясениях, вулканах, их строении,
причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов.
2.
Сформировать у учащихся представление о
опасностях и пользе вулканических извержений;
3.
Помочь учащимся понять, почему вулканы и
землетрясения – это грозное явление природы.
4.
Сформировать новые понятия: очаг магмы,
жерло, кратер, лава.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Коррекция
и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи
между поверхностью Земли и возможными катаклизмами, происходящими в ее недрах с
опорой на фактический материал.
2. Совершенствовать
навыки монологической речи посредством проговаривания и объяснения различного
рода заданий.
3. Коррегировать
слуховое и зрительное восприятие посредством работы с географической картой и
схемами.
Воспитательные цели:
1. Воспитывать
умение работать в парах, в коллективе.
2. Воспитывать
чувство ответственности, взаимопомощи.
3. Воспитывать
бережное отношение к природе своей Родины, формировать представление о единстве
природы планеты Земля.
1.
Организационный момент.
- Какое сегодня
прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Сегодня к нам на урок пришли гости,
чтобы посмотреть какие вы активные, внимательные, сообразительные. Надеюсь, вы
такими и будете.
- Начинается урок точно
вовремя и в срок. Все готовы отвечать и пятерки получать? Сели правильно,
красиво. Чтоб на урок хватило силы. Работаем старательно, слушаем внимательно.
2.
Психоэмоциональный настрой на урок.
- Ребята, с каким
настроением вы пришли на урок? (смайлики)
Постарайтесь работать
так, чтобы хорошее настроение не покидало вас до конца урока.
3.
Повторение пройденного материала.
- Сегодня я хочу
пригласить вас совершить путешествие по нашей планете Земля.
- Но перед тем как мы
отправимся в путешествие, давайте соберем багаж знаний, который может
понадобиться нам в дороге.
- Давайте настроимся на
поиск и творчество и начнем урок с географической минутки:
отвечаем все вместе дружно « Да» « Нет»:
1. География
– наука о природе Земли? (да)
2. Движение
воздуха над поверхностью земли это осадки (ветер) – нет;
3. Осадки
– снег, дождь, град – да;
4. Холмы
– это обширные пространства ровной местности (равнины) – нет;
5. Стороны
горизонта – север, юг, запад, восток – да;
4.
А теперь повторим географические термины,
а для этого мы проведем словарную работу:
У вас на партах лежат
этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная
этикетка- ответ, должны показать всему классу.
Все эти понятия мы
изучали на предыдущих уроках.
1. Она
бывает разной: теплой, холодной, пасмурной, ясной, влажной и сухой, ветреной и
тихой (погода).
2. Это
опасное явление природы – гроза.
3. Частички
льда, выпадающие из облаков – град.
4. Вся
земная поверхность, которую человек видит вокруг себя на ровной открытой
местности – горизонт.
5. Стороны
горизонта – показ руками, дети показывают с мест карточки.
Учитель:
Итак, багаж знаний собран. Можно отправляться в путь.
Физминутка. (На
уроке применяется электронная физминутка для глаз )
6. Целеполагание:
- Тема нашего урока: Горы.
Землетрясения. Извержения вулканов.
- Ребята, каждый из вас
должен поставить цель, над которой вы будете работать на уроке.
- Какую цель поставил
Юра? (учащиеся называют цель для урока)
- Откройте тетради и
запишите число и тему урока.
7. Изучение
нового материала.
А) Горы – это обширные возвышение над
окружающей местностью. Они, как и холмы имеют
свои вершины, подошвы и склоны. Горы располагаются друг за другом и образуют горную
цепь. Это горные хребты. Их протяженность может достигать несколько
сотен километров. (слайд 1)
Горные хребты состоят из гор разных
по высоте. Самые высокие из них могут достигать в высоту 7000 метров над
уровнем моря. Между хребтами находятся понижения – это горные долины, где
селятся люди. (слайд 2)
По высоте горы разделяют на низкие
горы – до 1000 м над уровнем моря, средние горы – от 1000 до 2000 метров над
уровнем моря и высокие горы – выше 2000 метров над уровнем моря.
У низких гор вершины округлой
формы, у высоких гор вершины часто заострены в виде пиков и покрыты снегом и
льдом.
Высокие горы
обычно окружают низкие горы и холмы, их называют предгорья. (слайд 3)
На карте горы обозначают коричневым
цветом.
Б) В горах часто происходят
землетрясения и извержения вулканов.
Землетрясения и
извержения вулканов – наиболее грозные явления природы. (слайд 4)
Во время землетрясений в земле
образуются трещины, целые участки поверхности суши могут уходить вглубь земли.
Гибнет много людей, разрушаются города и селения. Ежегодно на нашей планете
происходит несколько тысяч землетрясений. Рекордсменами по количеству
землетрясений являются такие страны, как Япония и Чили. В каждой из этих стран
ежегодно происходит более 1000 землетрясений. (слайды 5,6,7)
В) Сейчас я вам продемонстрирую
один увлекательный опыт. И вы сразу угадаете, о чем мы будем далее на уроке.
Беру небольшое количество
дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда
идет процесс горения, такое ощущение, что происходит (что?) небольшое
извержение вулкана. И как? Интересно? Страшно?
- Ребята, а вы раньше слышали
слово вулкан?
Какие ассоциации вызывает у вас
слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»)
- Конечно, вам, наверное, интересно
узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как происходит
извержение вулкана.
- Название слова «вулкан»
происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. (слайд 8)
По древнеримскому мифу под землей
жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял
грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь,
дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали
называть вулканами. Древние народы считали, что извержение вулкана –
это великий гнев богов. Вулканы
– это «окна» внутрь Земли. (слайд 9)
Вулкан - гора, с углублением на
вершине (кратер), через которое извергаются магма, горячие газы, пары воды,
обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.
Вулканы встречаются на разных
материках Земли. Среди них много не только действующих, но и уже потухших. Внутри
вулкана бурлит раскаленное вещество – магма, которая в любой момент может
излиться наружу. Во время извержений вулканов горячие потоки расплавленных
веществ (магма) устремляются вниз по склонам вулканов, сжигая все на своем
пути.
Из отверстия вулкан (кратера) вырываются
клубы дыма, газа, пепла, вылетают раскаленные камни. Земля горит, вулканический
пепел покрывает окрестности. (слайд 10)
Самым известным извержением в
Европе остаѐтся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен
город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия),
погибло 2000 человек, сожжѐнные лавой. Это катастрофическое событие показал в своей
картине Карл Брюллов « Последний день Помпеи» ( слайд картины)
На земле остаѐтся около 800
действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Посмотрите
на табличку, в которой показаны самые крупнейшие извержения в результате
которых погибло очень много людей. (Крупнейшие извержения вулканов - слайды)
- Какой вывод сделаем, опасны ли
вулканы? ( ответы детей)
- вулканы очень опасны, но они
приносят нам и многие блага: в окрестностях вулканов находят ценные металлы
(медь, серебро, золото) и драгоценные камни (сапфиры, алмазы),
вулканический пепел это прекрасное удобрение, в районах с действующими
вулканами образуется источники с минеральной водой.
Ученых, которые
занимаются изучением вулканов называют вулканологами.
8. Рефлексия.
- А теперь я предлагаю
сыграть в игру, которая проверит, как вы запомнили материал. Откроем учебники на стр.33.
На доске – карточки, на которых написаны понятия и их объяснения. Надо
соотнести названия понятий с их толкованием.
Магма-
раскаленное вещество внутри вулкана;
Кратер –
отверстие вулкана, из которого вырываются клубы дыма, пепла, газа.
Горы –
обширные возвышения над окружающей местностью.
Предгорья
– это низкие горы и холмы.
Вулканологи
– ученые, которые занимаются изучением вулканов.
- А сейчас
мы поработаем в парах, над закреплением изученного материала. (карточки).
- Как вы думаете, по каким
признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У
вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)
9. Итог
урока.
- Достигли ли вы цели,
которую ставили перед собой вначале урока?
- Я хочу узнать, как
изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики)
- На партах у вас
деревца, а на доске 3 вулкана:
1. Вулкан новых знаний,
2. Вулкан хорошего
настроения
3. Вулкан труда и
терпения. Посадите эти деревца на один из этих вулканов.
1. Оценивание,
выставление оценок за работу на уроке (дневники).
2. Домашнее задание (в
дневники)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.