таблицы «Схема устройства барометра - анероида». «Схема устройства жидкостного барометра »;
презентация к уроку на тему «Приборы для измерения атмосферного давления».
Ход урока:
Проблемная формулировка темы урока.
Учащиеся самостоятельно сформируют тему урока, исходя из эпиграфа к уроку, который записан на доске:
«Серенькое утро – красненький денек».
Ученики предлагают свои варианты, аргументируя их и результатом осуждая является тема урока.
«Приборы для измерения атмосферного давления».
Проблемное введение в изучаемую тему:
а) Какой материал из предыдущих уроков и тем нам будет нужен?
Учащимся предлагаются 3 ранее изученные темы: давление твердых тел, давление жидкостей, давление газов и предлагается выбрать нужную, аргументируя свой выбор.
б) А что из этой темы будет необходимо?
Учащимся предлагается набор основных понятий, они выбирают нужное и аргументируют свой выбор.
Вариант задания:
Сообщающиеся сосуды, атмосфера, Паскаль, Торричелли, вес воздушной оболочки Земли, давление, высота столба жидкости или газа, площадь опоры, сила тяжести, закон Паскаля, ММ.РТ. столба;
в) Объединяясь в микрогруппы по 4 человека, учащиеся ищут ошибки, которые допущены в следующих утверждениях:
«Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поднимаясь, вверх, мы испытываем все большее его давление».
«Атмосфера – это воздушная оболочка Земли, и воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов».
«Атмосфера вокруг Земли станет очень плотной, т.к. молекулы воздуха притягивают к Земле и их концентрация вблизи ее поверхности, будет возрастать».
Обсудив в группе, называют ошибку в утверждении и исправляют ее.
Изучение нового материала осуществляется через проблемные задания, работу с таблицами и прибором: с учебником и через знания, полученные учащимися в курсе географии:
а) Проблемное задание: назовите все известные вам возможные способы предсказания погоды на завтра. Все предложения учащихся записываются на доске и анализируются.
Например: солнце село в тучу, наличие росы, красный закат, столбы комаров, поведение муравьев, показания приборов.
Вывод: существуют специальные приборы для измерения атмосферного давления – барометры.
б) Демонстрация барометра – анероида и таблицы. Учащимся предлагается, используя рис. 124, 125 на стр. 185 и материал § 43, вспомнить устройство барометра – анероида, т.к. этот материал уже изучался в курсе географии.
в) Объяснение учителем устройства и принципа действия жидкостных барометров: водяного и ртутного, используя таблицы.
г) А зачем два прибора? Ответ может быть получен сразу или учащиеся задают учителю вопросы, в ходе которых находят ответ на проблему. Далее, обращаясь к таблицам, предлагается выяснить « + » и « - » в этих барометрах.
Предлагается вспомнить и назвать «живые» (естественные) барометры.
Учащиеся, приводя примеры по 3 направлениям: растения, животные, природные явления.
Это всегда волновало людей и учащимся предлагается проанализировать стихи и выяснить физический смысл поэтических барометров:
Чайка ходит по песку,
Моряку сулит тоску,
И пока не лезет в воду,
Штормовую жди погоду.
Когда солнце село в тучу,
Жди, моряк, получишь бучу.
Если солнце село в воду,
Жди хорошую погоду.
Поисковая работа учащихся.
Семиклассники делятся на группы и получают тексты, в которых находится информация о растениях барометрах и им нужно ее выбрать. Другие группы получают открытки с цветами и им надо описать свойства растения, как барометра.
Задание: Много удивительного могут рассказать человеку, понимающему их язык, лесные и полевые цветы и травы.
- Отдыхая у воды, посмотрите утром, поднялись ли на поверхность белые кувшинки, если они остались под водой – ждите затяжного ливня или похолодания.
- Дети гуляли по лугу, который пестрел разнотравьем луговых трав. Там были колокольчики, лютики, ромашки, голубоглазые васильки. Луг был настолько красив, что не хотелось его покидать.
- Особенно чутко на приближение непогоды реагирует клен: «слезы» у него появляются за 3 – 4 суток до дождя в том месте, где черешок прикрепляется к ветке.
- С приближением дождя можно увидеть больше пчел над кустами желтой акации, над душистыми табаком, левкоями, т.к. в эту пору они усиленно выделяют нектар.
- Розу называют царицей цветов за ее грациозность, красоту, аромат. Лепестки розы имеют изящную форму и строение. В настоящее время в питомниках и теплицах культивируется более 70 разновидностей роз. Все они радуют людей в праздники и будни.
- Опускают к ненастью головки клевер луговой и маргаритки, а чертополох почти перестает колоться.
Задание: Предлагается открытки с изображением одуванчика, клевера, кислицы обыкновенной, крыжовника. Работа учащихся проверяется после урока.
Итог урока.
Учащимся предлагается записать краткий конспект урока в тетради.
Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления.
а) записать в тетради 5 – 7 народных примет к хорошей и плохой погоде;
2) обязательно для всех прочитать §§ 42 - 43 и ответить на вопросы.
Список использованной литературы.
1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 кл. – М.: ВАКО, 2012г.
2. Громов С.В. Физика: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2002г.
3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике» 7 кл.
4. Кашина Т.Н. «Педагогическая мастерская»/ сборник материалов – Пермь – Нытва, ЗУУНЦ-РУО, 1995г.
5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций
для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013).
Урок изечения нового материала, на котором присутсвует приемы позновательной деятельности учащихся.
В их качестве выступает проблемно поисковый прием, эврестическая беседа, диалогическообщениря, групповая форма работы.
Учащиеся работают по схеме, наблюдение - выдвижение гипотизы, - выводы.
На уроке создается условия для развития логического мышления. На данном уроке, продолжаем воспитывать у учащихся, уверенность познания природы, ответственность за результаты выполненой работы.
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: