ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа).
Урок 1. Что изучает экология
Цель: формирование
информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный
подход в обучении; экологизация мышления школьников.
Задачи:
-Образовательная: создать условия для освоения информации
о предмете изучения экологии, её задачах, познакомить учащихся с историей,
разделами и методами изучения экологии; содействовать становлению процесса
определения взаимосвязи экологии с другими науками; обеспечить наличие
необходимых условий для формирования умений работать с изображениями, текстами,
таблицами;
-Воспитательная: формировать экологические представления о
экологических катастрофах, экологическое равновесии;
-Развивающая: развивать мыслительные операции
(сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и
коммуникативную компетенции.
Тип урока: вводный.
Формы,
методы: фронтальная
беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением,
работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.
Оборудование,
материалы: интерактивная
доска, компьютер, проектор, презентация урока.
ПЛАН УРОКА
1.
Организационный момент Слайд
1
2. Постановка
проблемы (с опорой на имеющиеся ранее знания) Слайд 2
Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “
логос”– наука) – экологию
называют «наукой о доме»
1
Слайд 6
Перед Вами портрет
немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866
году.
Слайд 7
Экология–
это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей
средой. (Записывание
определения обучающимися в тетрадях, выделение ключевого слова
–«взаимоотношения»).
Слайд 8 История
экологии.
Экология – как
составная часть биологии начала формироваться еще в античном мире
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреч. ученый, описывал животных и их поведение,
приуроченность организмов к местам обитания.
К.Линней
(1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни
организмов, изучал взаимоотношения организмов.
Ж.Б. Ламарк
(1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного
учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин
эволюции.
К.Рулье
(1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов
зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.
Ч.Дарвин
(1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.
Э. Геккель
(1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.
Ч. Элтон (1900)
–английский ученый – основоположник популяционной
экологии.
А. Тенсли
(1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие
экосистема.
В.Н.Сукачев
(1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о
биогеоценозах. К.А.Тимирязев
(1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.
В.В.Докучаев
(1846-1903)- русский ученый-почвовед.
В.И.Вернадский
(1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной
экосистеме.
Слайд 9
Предметом
экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.
Слайд 10Задачи экологии:
изучение
взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
изучение
закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
искусственная
регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
создание
эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
решение проблем
охраны природы
Слайд 11
Разделы экологии:
экология сообществ, популяций, глобальная или экология организмов
Слайд 12,13
Методы экологии:
наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование
Слайд 14
Взаимосвязь
экологии с другими науками Работа со
схемой: взаимосвязь экологии с
другими науками
Слайд 15
Каково значение
экологии?
2
Слайд 16-21
Природа
украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием
слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с
наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов,
могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А
взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек
подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой
зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой
ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Кто
знает, что означают эти три буквы?
Учитель
демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что
произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают
микро - вывод)
4. Закрепление
Слайд22
Викторина «Сохраним жизнь на Земле». Ответьте на вопросы:
1.Документ,
содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов
растений и животных всего мира (Красная книга)
2.Наука о
правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)
3.Коллекция
специально собранных и засушенных растений (Гербарий)
4.Как называется
международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
5.Какая известная
вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)
6.Как называется
скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц
сажи и пыли? (Смог)
7. Какую
экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого
крова? (Охотятся на птиц —> падает урожайность полей)
8. Что называют
черным списком? (Международный список вымерших видов животных и
растений, от которых остались лишь скелеты)
9. Что
представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из
хозяйственного использования)
10. Почему на
одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Они не конкурируют
за пищу.)
Молодцы ребята! В
любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не
протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены,
упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш
настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не
прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями,
растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с
ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в
нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы
этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку
позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это
узнать нам наука экология.
5. Рефлексия
Сделайте вывод по
уроку:
-сформулируйте
главную мысль урока
- решена ли
поставленная проблема
6. Домашнее
задание
привести по 5
примеров положительного и негативного воздействия человека на окружающую среду
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.