Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок экологии "Что изучает экология?" 5 класс

Урок экологии "Что изучает экология?" 5 класс

Скачать материал

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа).

Урок 1. Что изучает экология

 

Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления школьников.

 

Задачи:

-Образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии, её задачах,  познакомить учащихся с историей, разделами  и  методами изучения экологии; содействовать становлению процесса определения взаимосвязи экологии с другими науками; обеспечить наличие необходимых условий для формирования умений работать с изображениями, текстами, таблицами;

-Воспитательная: формировать экологические представления о экологических катастрофах, экологическое равновесии;

-Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.

 

Тип урока: вводный.

 

Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением, работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.

Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация урока.

 

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент Слайд 1

 

2. Постановка проблемы (с опорой на имеющиеся ранее знания) Слайд 2


На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц,

 

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

 

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живем и ты, и я!

С. Крупинина.


-О каком общем доме идет речь?

Слайд 3

- Кто должен беречь общий дом и почему? (человеку нужна вода, воздух, живые организмы и природные богатства)

Сформулируйте цели урока.

 

3. Изучение новых знаний

-Скажите, а какая наука должна решать такие сложные задачи? Правильно. Эти и многие другие задачи решает наука экология. Давайте попробуем объяснить эти понятия: Слайд 4


ЭКОЛОГИЯ         ЭКОЛОГ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

 

Молодцы ребята!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


 

Слайд 5


Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – экологию называют «наукой о доме»

1

Слайд 6

Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году.

 

Слайд 7

Экология– это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. (Записывание определения обучающимися в тетрадях, выделение ключевого слова –«взаимоотношения»).

 

Слайд 8 История экологии.

Экология – как составная часть биологии начала формироваться еще в античном мире

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреч. ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания.

К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.

К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.

Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.

Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.                                                                       

А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.                                                                                  

В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах.                                                                     К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.

В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.

В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.                        

 

Слайд 9

Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.

 

Слайд 10Задачи экологии:

изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;

изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;

искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;

создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;

решение проблем охраны природы

 

Слайд 11

Разделы экологии: экология сообществ, популяций, глобальная или экология организмов

 

Слайд 12,13

Методы экологии: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование

 

Слайд 14

Взаимосвязь экологии с другими науками Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками

 

Слайд 15

Каково значение экологии?                                                                                                                                  2

Слайд 16-21

     Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS.  Кто знает, что означают эти три буквы?

Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)

 

4. Закрепление

 

Слайд22 Викторина «Сохраним жизнь на Земле». Ответьте на вопросы:

 

1.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)

2.Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)

3.Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)

4.Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)

5.Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)

6.Как называется скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли? (Смог)

7. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Охотятся на птиц —> падает урожайность полей)

8. Что называют черным списком?   (Международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь скелеты) 

9.  Что представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из хозяйственного использования) 

10. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Они не конкурируют за пищу.)

 

Молодцы ребята! В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

 

5. Рефлексия

Сделайте вывод по уроку:

-сформулируйте главную мысль урока

- решена ли поставленная проблема

 

6. Домашнее задание 

привести по 5 примеров положительного и негативного воздействия человека на окружающую среду

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок экологии "Что изучает экология?" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока "Что изучает экология" является конспектом вводного урока  при изучении предмета экологии в пятом классе и составлен  в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока учащиеся знакомятся с новыми экологическими терминами, с историей возникновения науки экологии и ролью Эрнста Геккеля, с задачами и разделами, методами, а также со взаимосвязью экологии с другими науками. В заключение урока для учащихся  предложена викторина "Сохраним жизнь на Земле" и рефлексия. Элементы разработки можно использовать при изучении биологии в старших классах

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 228 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 887
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 5875
    • DOCX 18.2 кбайт
    • 272 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пономарева Екатерина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10714
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 810 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек