Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Урок чтения 2 класс "Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей"

Урок чтения 2 класс "Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей"

IV Международный дистанционный конкурс «Старт» Для дошкольников и учеников 1-11 классов Рекордно низкий оргвзнос 25 Р. 16 предметов Узнать подробнее


Конспект урока по чтению по теме:

«Басня Ивана Андреевича Крылова

«Стрекоза и муравей»

Разработан:

Морозовой Марией Александровной


Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова. Басня «Стрекоза и муравей».




Цель : Познакомить детей с басней Крылова «Стрекоза и муравей».



Задачи:

  • образовательные:

  1. продолжать работу по ознакомлению с творчеством И. А. Крылова;

  2. формировать умение осознанного и выразительного чтения;



  • развивающие:

    1. формировать у учащихся мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация;

    2. продолжать работу по формированию грамотной и правильной русской речи.



  • воспитательные:

  1. воспитывать умение работать в коллективе, в парах;

  2. воспитывать у учащихся интерес к чтению как к предмету;



Оборудование: презентация, наглядный материал (пословицы, карточки с муравейниками, иллюстрации: муравей, стрекоза, мышь, бабушка).













Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания


Орг. момент







Сообщение темы урока











Проверка домашнего задания



















Подготовитель

ная работа





























Прослушивание аудиозаписи



Работа над произведением

















































Эмоционально-оценочная беседа


























Физминутка











Закрепление новой темы



Запасные задания



Подведение итогов





Рефлексия






Домашнее задание


Прозвенел звонок!

Зовёт нас на урок,

Будем мы сейчас читать,

Слушать и запоминать.


Ребята посмотрите на экран, у меня здесь написано, вот только буквы в нём перепутались, давайте попробуем угадать, что же это за слово?


Слово «Басня»
Ребята, а что же такое басня?

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. В басне высмеиваются пороки людей.


А кто обычно является героями басни, её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.


А как вы думаете на какие 2 части можно разделить басню?

Повествовательная часть и поучительная часть (мораль).


Давайте с вами попробуем определить части на примере басни «Лебедь, рак и щука». Откройте страничку №...

Кто читал дома выразительно?

Где здесь повествовательная часть?

С каких слов она начинается, и какими словами заканчивается?

А где мораль? Прочтите вслух. Мораль – это мудрость басни.

Она бывает в начале басни или в конце. Чаще всего в конце.


А кто-нибудь выучил её наизусть?

Кто автор данной басни?

Ребята, а кто-нибудь знает сколько всего басен написал Иван Андреевич Крылов? 203!

Закройте учебники.


Сегодня мы познакомимся с ещё одной его басней. Давайте попробуем угадать её название. Посмотрите, у меня есть четыре героя: мышка, стрекоза, бабка и муравей. В нашей новой басне два персонажа, как вы думаете, кто бы это мог быть?




Ребята, а что мы знаем о муравьях?

Какими качествами мы бы наделили муравьёв?


А стрекоза? Что мы о ней можем сказать? Какие качества можно перечислить?


Зачем мы вот так разбираем? Как вы думаете, почему мы об этом говорим?


В баснях главные герои – животные, но под ними скрываются люди. Соответственно качествами, которыми наделены персонажи басни, могут обладать и люди. В баснях, как правило, эти качества либо высмеиваются, либо превозносятся. Это называется ИНОСКАЗАНИЕМ.

Был такой датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок для детей Ханс Кристиан Андерсен, вот что он писал о баснях:

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Откройте учебники, сейчас мы внимательно послушаем басню. Можно следить по учебнику за чтением диктора. Узнаем, чему она нас научит!

Кто из героев вам понравился/не понравился? Почему?

Хорошо, теперь давайте с вами разберём некоторые выражения басни. Кто хочет начать читать?

Лето красное пропела

Пропустила, пробездельничала, про веселилась всё лето


Как зима катит в глаза

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.


Помертвело чисто поле

Почернело, трава высохла, цветы завяли


Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. (Питается мелкими насекомыми)


Кому же в ум пойдёт

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт


Злой тоской удручена

Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.


Не оставь меня кум милый!

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.


И до вешних только дней

Весенних


Кумушка

Тоже самое что и кум.

Голубчик

Ласковое обращение, что-то типо милый мой, дорогой друг.


В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава


Песни, резвость всякий час

От слов Резвый, Резвиться – развлекаться.


поди

Пойди.


В басне муравей, он какой?

Какая стрекоза?

Почему она обратилась к муравью?

Что ответил ей муравей?

Почему он удивился?

Почему поведение стрекозы показалось ему странным?

Что ответил муравей в итоге?

Почему он так поступил?

Справедливо или нет?

Сочувствуешь ли ты стрекозе?

В каком случае муравей бы пустил её? (если бы она раскаялась)

Если бы он её пустил это бы научило чему-нибудь стрекозу? Почему?

Давайте попробуем выразительно прочитать кусочек этой басни, со слов: «Злой тоской удручена…» и до слов «…Да работала ль ты в лето?»


Где мораль этой басни? Прочти.

Найдём с каких слов у нас начинается повествовательная часть и где она заканчивается?

Где у нас обычно мораль?

Мораль этой басни, стала крылатой фразой. Это значит ушла в народ и её применяют в обычной жизни.

Давайте придумаем случай из жизни, где можно было бы применить эту фразу.


А теперь ребята встали!
Быстро ручки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!


Сейчас мы с вами поиграем. Вам надо собрать пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.


Верно, а как вы понимаете эту пословицу?


Хорошо. Давайте теперь будем пробовать выразительно читать со слов «Злой тоской удручена…» и до конца.

Помним, что у стрекозы умоляющий голос, просящий, а у муравья интонация удивления, недоумения, изумления.


Если останется время прочитать по ролям отрывок.


О каком литературном произведении мы сегодня говорили?

Кто автор?

Что такое басня?

Кто может быть героями басни?

Сколько в басне частей? Какие?


Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! Возьмите карандаш или ручку и нарисуйте муравьишку на том уровне (высоте) муравейника, на каком ты сегодня работал. Чем выше - тем лучше. Карточки собрать.


Дома прочтите ещё раз басню, красиво и выразительно, можно маме, папе или сестре. Кто хочет, может даже попробовать выучить!


Все молодцы! Урок окончен! Спасибо!


1 слайд




2 слайд









3 слайд




4 слайд







5 слаайд







На доске вывешиваются 4 персонажа, дети выходят к доске и пытаются угадать героев басни.



6 слайд


7 слайд















8 слайд









9 слайд

Прослушивается басня














































Несколько детей выразительно читают отрывок.










































Ученикам раздаются карточки с пословицами.















Детям раздаются изображения муравейника.
















  • Другое
Описание:

Конспект красочного урока чтения для второго класса, по теме "Басня Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и муравей". Урок включает в себя, просмотр презентации, прослушивание текста басни в профессиональном чтении диктора, физминутку, игровые и сюрпризные моменты, а так же рефлексию.

К конспекту следует подготовить дополнительные материалы:

- иллюстрации с изображением разных героев басен (мышь, стрекоза, муравей, бабушка);

- обучающую презентацию с аудиозаписью;

- карточки с различными русскими пословицами;

- листочки с изображением муравейника для рефлексии.

Урок предполагает ПРОДОЛЖЕНИЕ работы над творчеством И.А. Крылова. 

 

Скачать материал
Автор Морозова Мария Александровна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 3645
Номер материала 6776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы