Открытый урок
Н.Носов.На горке.
Учитель начальных
классов Денисова В.В.
Цели урока:
·
Стимулировать
эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
желание читать художественные произведения о дружбе.
·
Научить
составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию
текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений;
адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
·
способствовать
формированию целостного представления об основной идее рассказа;
·
содействовать
формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,
сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие
характеризовать героя;
·
создать условия
для выразительного чтения;
·
способствовать
коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
·
формировать
коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного
произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении
произведения;
воспитательные:
·
воспитание
нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского
коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы,
поддержки, взаимовыручки;
·
воспитание
трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам
своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда
людей.
Планируемые
результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно,
выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста,
пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от
лица главного героя;
-формулировать правила
дружеских отношений.
Универсальные
учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать
произведения о дружбе;
- проявлять
эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять
учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать
результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную
мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу
к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать
в паре и в группе при выполнении учебного задания.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
Эмоциональный
настрой Учитель: - Ребята, у нас
сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то
новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи,
то справляться с ними будем вместе.
- Итак, повернитесь друг к другу,
возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Начнем урок с разгадывания кроссворда. Вопросы будут по прочитанным вами
произведениям.
1.Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий … (леденец)!
2.Лежит меж грядок
Зелен и гладок...(огурец)
У: поставьте слово «огурец» во множественном
числе(огурцы)
3.Из какого рассказа эти отрывки?
4. – Да, видишь ли, тушь эта химическая,
ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на
ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.
(клякса)
5.Я живу хорошо. Что
хочу то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу – на телевизоре играю, ем
и пью что хочу или на кровати валяюсь.
- А тебе позволяет
дедушка?
- Что мне дедушка!
Подумаешь! Это кровать моя.
- А где же дедушка
спит?
- Дедушка там, в
углу, на коврике. («Бобик в гостях у Барбоса».)
6.«Васька, миленький, как же ты под шляпу
попал?»(живая шляпа)
-Кто автор этих призведений? (Н.Носов)
Портрет
Что вы знаете из биографии Н.Носова? (выступление
детей) 3 учеников
Н.Н.Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве,
в семье киноактера.С детства его увлечения были разносторонними.Он занимался
музыкой,пением и любительским театром,увлекался
химией,электротехникой,шахматами,фотографией.
Закончив школу, поступил работать на завод, а затем
поступил в Московский университет кинематографии. Н.Н. Носов работал
кинорежиссером, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов.
-Как же получилось, что Н.Носов все-таки стал известен
нам не как химик, фотограф или кинорежесер,а именно как детский писатель?
О том, чтобы стать
писателем, он не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот
Н.Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.
Носов писал о детях и
для детей.
Посмотрите на нашу выставку книг.Широкую известность принесли
автору повести о школьной жизни «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и
дома»,целая серия романов-сказок «Приключение Незнайки и его друзей»
Несмотря на то, что
писателя нет уже много лет, он остается одним из самых
популярных и любимых детьми авторов.
К 100 - летию со дня
рождения писателя в 2008 году были выпущены серебряная монета и конверт.
2. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной
деятельности.
Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые
могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них.
Разгадайте анаграмму и узнаете как
называется рассказ, который
мы будем читать и учиться пересказывать. Название состоит из двух слов
А Н К Е Г О Р Слайд
3
- Как вы думаете, о
чем будет этот рассказ?( Уч-к. - Произведение называется
«На горке». Может быть в нем будет рассказываться о каком-то случае на горке.
Слайд картинка горка
3. Подготовка к первичному
восприятию текста
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА. Слайд 4
-Что такое горка? высказывания детей
В толковом словаре Даля дается
определение
- «Горка – это возвышенность,
поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
-Какие бывают горы по высоте?
слайд
- А ещё горкой называют полет
спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
- Существует понятие «Красная горка»,
оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
-Дома мы можем увидеть горку соли,
горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
- Про какую горку нам
предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку слайд
горка
-Скажите, что нужно для строительства
снежной горки?
- Строительство горки – нелегкая
работа. Она требует большой силы и терпения.
-Ребята, а вы любите бывать на горке?
- Давайте с вами
построим вместе горку (физминутка)
Словарная работа
-Прежде чем мы начнем читать рассказ,
подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
Слайд
5
Упражнение «пишущая
машинка»
СГРЕ-БА-ЛИ
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ
НА-ПОР-ТИЛ
Подберите слово, близкое по значению:
СГРЕБАЛИ - собирали)
Взобрался - залез
НАПОРТИЛ -сломал)
ТРУДЯТСЯ (Подберите антоним ленятся)
Проведем словарную работу и
поиграем
Упражнение «Вращалки»
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы
понимаете это слово?)
ДВОР –НИЦ-КА-Я - это ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ДВОРНИКА
ИЛИ РАБОТНИКА, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОРЯДОК И ЧИСТОТУ НА УЛИЦЕ
Чтение рассказа учителем
Послушайте и определите
-К какому жанру относится это произведение?
(Это произведение –
рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии,
которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В
нем мало героев.)
Аудирование
- Проверим, как вы внимательно слушали
рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. ( Дети самостоятельно
работают на листочках).
На парте карточки с буквами для правильных
ответов
·
Что ребята построили во дворе?
А) снежную горку
Б) снежную крепость
В) снежную бабу
·
Чем занимался Котька во время строительства
горки?
А) работал вместе с ребятами
Б) смотрел телевизор
В) сидел дома и смотрел,
как другие трудятся
·
Что сделал Котька, когда ребята ушли?
А) быстро нацепил коньки и
выскочил во двор
Б) продолжал смотреть
телевизор
В) стал строить свою горку
·
Почему Котька не смог взобраться на горку?
А) не пустили ребята
Б) горка была высокой
В) горка была скользкой
·
Что придумал Котька для того, чтобы взобраться
на горку?
А) посыпал песком и
взобрался
Б) решил гулять в другом
месте
В) позвал папу
·
Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
А) похвалили и стали кататься
вместе
Б) пожурили и предложили
исправить
В) побили и не стали
разговаривать
·
Что предпринял Котька, чтобы исправить свою
ошибку?
А) посыпал горку снегом и
сделал ступеньки
Б) принес конфеты и раздал
ребятам
В) не стал ничего исправлять
. IV Работа в
парах.
- А теперь я
предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели
спросить у своих товарищей по рассказу.
1. Вторичное чтение. Анализ произведения.
Прочитаем рассказ
(читают дети)
Выборочное чтение
- Кто главный герой рассказа? (Котька Чижов)
1.-Найдите и прочитайте только те предложения,где
говорится какой был Котька. Почему?
- Да, мы видим, что Котька действительно был хитрым, наверное, и ленивым.
А кататься ему хотелось.
2. -Что произошло, когда ребята ушли обедать? Прочитайте.
3.- Назовите
причину, по которой он не смог прокатиться с горки.( была скользкой)
4.-Найдите в тексте предложения, где говорится что
придумал Котька, чтобы не скользить.
5.- Как отреагировали ребята, когда увидели испорченную горку?
-Представьте
себе,что вы вышли во двор,а там новая ледяная горка и забраться на нее не
возможно.Как бы вы себя повели?
7. Деление текста на части,
составление плана, пересказ
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки.
Рассмотрите их. Слайд
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?
(нет)
- Давайте расставим картинки по порядку.
- Какой картинки не
хватает? Что бы вы нарисовали?
(Котьке понравилось трудиться?)
- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим
каждую картинку.
План. Слайд 7
1.Строительство горки
ребятами.
2.Хитрец на скользкой горке.
3.Котька посыпал горку
песком.
4.Ребята заставили товарища
работать.
- Какой картинки
не хватает? Что бы вы нарисовали?
(Котьке понравилось трудиться?)
5.Котьке понравилось
трудиться
- Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли
к четвертому пункту плана . Подчеркните слова в тексте.
-О чем говорится в этой части?(разговор
Котьки и его товарищей)
-Сейчас мы прослушаем диалог
и будем учиться пересказывать эту часть.
(слайд)
Я предлагаю вам представить
себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого
рассказа.
КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ СЛОВА РЕБЯТ?(ВЫРАЗИТЬ ДОСАДУ,НЕДОВОЛЬСТВО,ОБИДУ,ВОЗМУЩЕНИЕ)
-Как Котька
исправил свою ошибку?(стал
посыпать горку снегом)
VI Групповая работа.
А сейчас мы проведем
групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая подходит к
рассказу?
1. Поспешишь – людей
насмешишь
2. Семь раз отмер, а
один раз отрежь.
3. Умел ошибиться,
сумей и поправиться.
Как вы думаете
простили ребята Котьку?Почему?(потому что он исправил с вою ошибку)
-С какой целью был
написан рассказ Носова «На горке»? Какова главная мысль ? (Помочь
читателю отличить правильный поступок от неправильного)
-Как бы вы
поступили на месте мальчиков?
-Что полезного для
себя вы взяли из рассказа?
Вывод:
Я надеюсь, что вы,
ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок
товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Уважать чужой труд. Чем больше человек проявляет
самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих.
Рефлексия
У каждого из вас
на парте лежит снежинка. Возьмите ее и давайте построим свою горку такая красивая высокая горка получается только когда мы дружные,умеем
уважать друг друга
Смотрите,какая великолепная горка у нас получилась!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.