Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)

Урок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)

Скачать материал

Урок: чтение и работа с текстом

Тема: Работа с текстом (по материалам энциклопедии для детей). Определение главной мысли текста.

Цель: расширить читательский кругозор детей по материалам энциклопедии для детей; формирование  навыков  правильного, осознанного, вдумчивого чтения.

Задачи:

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель);

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

- закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек, умение детей заботиться о себе самостоятельно.

Планируемый результат:

Предметные умения:

·       читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

·     сравнивать научный и художественный тексты;

·     умения составлять самостоятельно тексты разных жанров.

 

Личностные умения:

·     Проявлять:

- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

·     стремление  к успешной учебной деятельности.

Метапредметные умения

ПознавательныеУУД:

·   самостоятельно работать с учебником чтения как источником информации;

·   выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

·   группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли);

·      Регулятивные УУД:

·        выполнять учебное действие по плану;

·        выполнять учебное задание в соответствие с целью;

·        осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД:

·     учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

·     адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Приёмы:  «чтение с остановками», «прогноз», «опорные слова»

Оборудование: пособие «Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н.Крылова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2015. (Серия «Учебно-методический комплект»); карточки – опоры; презентация «Осторожно! Сосульки!»

                                                                Ход урока.

1.   Организационный  момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали  для нас девизом урока.   

- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке  чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова  ( открываются на доске)

читать…

 
 

Учиться:

 
                                                                     ( осознанно читать)

высказывать…

 
                                                                       ( свои мысли…)

обсуждать…

 
                                                          

находить…

 
                                                       

сравнивать…

 
                                                       

 

   рисовать…

                                                      

 

 
 

 


-  Ребята, как вам кажется, что  поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)

- Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит  хорошие  результаты.

2. Мотивация к изучению темы

А)  Игровое упражнение: «Какой, какая, какое? »

-Ребята, как вы думаете:

- Если зимой выпало очень много снега, то зима, какая?

-Если днем светит солнце, то день, какой?

-Если ночью холодно, то ночь, какая?

-Если утром сильный мороз, то утро, какое?

-Если горка сделана изо льда, то горка, какая?

 

- Я совсем забыла. Утром, когда вы ещё были дома, пришёл почтальон и оставил для вас посылку. Я не стала открывать. А вдруг почтальон перепутал адрес и посылка не для нас, сейчас проверим.

-  Кто из вас помнит название улицы, на которой находится наша школа? Ул. Победы, дом № 24.

- Тогда всё правильно, адрес наш, посылка для вас.

В целях вашей безопасности посылку открою я, а вдруг там опасный предмет. Сейчас я посмотрю, что там лежит. (Смотрю). Здесь для вас сюрприз:

Серебристая морковка

Прицепилась к крыше ловко

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз. Что это? (сосулька)

(вытаскиваю сосульку)

-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,

Узорная висюлька.

На проводах и крышах

Весёлая сосулька!

--Посмотрите, какая она?

-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая. Кто и зачем прислал сосульку? Совсем ничего не понятно.

-Что там ещё лежит? (дети вытаскивают письмо)

- Прочитаем (слайд)

Здравствуйте, ребята! Пишет вам ваш друг Незнайка.

Очень хотелось прийти к вам в гости, даже приготовил вам в подарок самую большую и красивую сосульку. Она ещё и очень вкусная, я пробовал. Но почему-то после этого заболел, Очень болит горло. А у меня к вам так много вопросов о сосульках. Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос:  почему сосульки растут вниз головой? Вот, видите, сколько мне надо у вас узнать. Но теперь смогу придти к вам, как вылечу горло. А пока, до свидания!

- Вот Незнайка задал нам задачку! Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?

-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.

- Когда образуются сосульки?

- Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.

-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.

- Чтобы ответить на главный вопрос Незнайки – Как растет сосулька? Я предлагаю вам воспользоваться материалами энциклопедии.

3. Чтение текста учителем «с остановкой»  стр. 52 – 53

       Солнечный зимний день. Легкий мороз. Солнечные лучи падают на покрытый снегом скат крыши. Под снегом образуется талая вода, она стекает по скату крыши и достигает её края. Там и начинают расти сосульки.

- Как растет сосулька? Можете предположить?

      Как растет сосулька? Вот с края крыши начинает стекать крупная водяная капля. Она не может сразу оторваться и полететь вниз. На пути встречаются препятствия. Капля замерзает, теперь с края крыши свешивается надёжно примёрзший к нему кусочек льда. Следующая капля быстро стекает по уже замёрзшей капле к самой нижней её точке. Новая капля, как и предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись от крыши. Такова  же судьба и последующих капель. Все они последовательно намерзают одна на другую. В результате чего и образуется сосулька. (113 слов)

- О чем рассказывается в тексте?

4. Читай правильно (таблица)

прочитай

при-мёрз-ший

ударение в слове

примёрзший

образующее слово

примёрзнуть

прочитай

пре-пят-стви-я

ударение в слове

           /

препятствия

синонимы

помехи, преграды

прочитай

по-сле-до-ва-тель-но

ударение в слове

           /

последовательно

синонимы

один за другим, по порядку

 

5. Чтение «цепочкой»

- Знаете ли вы, в каком  стиле речи написан текст? Хотите узнать?

6. Объяснение нового материала

Стили речи различают в зависимости от цели высказывания.

А) разговорный стиль

Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться своими мыслями или поделиться чувствами с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке.

В других условиях и с другими целями общения используют книжный стиль. К книжному стилю относят научный, художественный.

- Как вы думаете, в учебниках, словарях, энциклопедиях используют какой стиль речи? (научный)

Основная цель научного стиля речи – точная передача знаний, научной информации.

- К какому стилю речи вы отнесете данный текст? (научный)

7. Работа в группах (карточки)

- Правила работы в группах (обсудить)

- Определите, к какому стилю относятся тексты?

- Какую информацию вы получили?

1.   Сосу́лька — ледяной сталактит, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, проводах, ветвях деревьев, при намораживании медленно стекающей или капающей воды.  

- Сможете ли вы объяснить значение слова сталактит?

-  Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова (стр. 998).

Хорошо читающий ученик (по закладке на нужной странице в словаре) находит толкование слова и зачитывает.

 

2.   Говорят, "сосулька плачет".
Здесь - ошибка, не иначе:
Солнце приласкать хотело,
А она вдруг заревела?
Непонятные дела,
Разве плачут от тепла?

- Как понимаете выражение "сосулька плачет"?

- Как вы думаете, в какое время года можно наблюдать рост сосулек? Обоснуй свой ответ.

3. Из данных слов составить и записать предложение  (на доске по карточкам)

- Вспомним, что такое предложение?

Свисают, домов, большие, весной, крыш, сосульки, с.

- Самостоятельно записывают стр. 55 упр № 8

8. Физминутка

«Зима»

 Мы  зимой в снежки играем, мы играем.           

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.                  

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                       

На коньках по льду скользим, мы скользим.   

И снегурку лепим мы, лепим мы .                  

Гостью-зиму любим мы, любим мы.               

9.  Работа с текстом

 Стр. 53 Вопрос № 3

- Озаглавь текст вопросительным предложением. Запиши.

 - Вспомним, что такое главная мысль текста? (таблица- опора)

   Стр.54 упр. № 4.

- Рассмотрите рисунок и отметьте предмет, на котором образуются сосульки (рисуют). Стр. 54

10. Вспомним  правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: (просмотр презентации)

Вывод:

не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек

11. Сочиним сказку «О чем плачут сосульки?»  (работа в парах)

по опорным словам:

крыша, выросла,  сосулька, однажды, заболела, солнышко, воробей зачирикал, растаял, весна.

(Примерный текст)

На одной самой обычной крыше жили-были сосульки. Всю зиму они только и делали, что росли. Все сосульки были твердые, прозрачные. Сбоку на крыше выросла самая большая сосулька. Она висела высоко и очень гордилась тем, что ей все вокруг видно. Каждое утро сосулька видела, как проезжали машины, шли на работу люди. И вот однажды сосулька почувствовала, что заболела. Оказывается, сосульки тоже могут болеть. Пролетавший мимо воробей весело зачирикал: "Весна пришла! Встречайте весну!" 
На небе появилось солнышко. Сосулька видела его и раньше, но никогда еще от встречи с ним ей не было так жарко. "У меня, наверное, температура", - подумала сосулька. Солнышко приветствовало всех своими лучами. Оно осветило землю. Стало тепло и светло. Воробей еще громче зачирикал:

 "Больше нет морозов! Конец зиме!" 
"Нет морозов? Конец зиме?" - испугалась сосулька. "Разве зима может кончится?" - подумала она. Рядом не унимался воробей: "Чик-чирик, чик-чирик, сосульки тают!" - и заплакала. Соседки-сосульки стали совсем маленькие, капельки стекали с них ручейком. 
Солнце припекало еще сильнее, и весь снег на крыше растаял. Растаяли и сосульки. Пролетавшая ворона посмотрела на крышу и спросила: "А где же сосульки? Кар, зимой их было так много!" Воробей ответил: "Придет время, и сосульки вырастут снова. Только это будет не скоро, зимой. Чик-чирик, а сейчас пришла весна!" И полетел сообщить об этом всем.

12. Рефлексия (самоанализ)

- Закончите предложения:

На уроке я узнал(а) …,

понял(а) …,

научился(лась) … .

 

12. Д/З по выбору:

1)  с.52 – 55 читать текст, упр. № 6;

2) написать сказку «О чем плачут сосульки?»  и  рисунок к своей сказке.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Работа с текстом (по материалам энциклопедии для детей). Определение главной мысли текста.

 Цель: расширить читательский кругозор детей по материалам энциклопедии для детей; формирование  навыков  правильного, осознанного, вдумчивого чтения.

Задачи:

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель);

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

 - закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек, умение детей заботиться о себе самостоятельно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 218 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 2639
    • DOCX 32.3 кбайт
    • 33 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубова Римма Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубова Римма Александровна
    Зубова Римма Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 1902
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 682 человека

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 157 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек