БИОЛОГИЯ, 7 класс
Водопроводная
средняя школа Кызылжарского района Северо-Казахстанской области
Учитель: Диденко
Марина Михайловна
Тақырып:
ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ
Мақсат: учащиеся должны
иметь общее представление о положительном и отрицательном значении насекомых в
природе и жизни человека.
Көрнекілік:
Интерактивная доска, презентация, сотовые телефоны, флипчарт, таймер. УМК.
Дидактический материал. Иллюстрации. Постеры. Коллекции.
Әдіс-тәсілдер: проблемные,
исследовательские, эвристические
Сабақ барысы
Этапы урока и формы работы
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Организационный момент
|
Тепло приветствует детей
|
Приветствуют учителя. Дежурный оглашет список
отсутствующих.
|
Психолого-педагогический настрой на позитивную и
продуктивную учебную деятельность
|
Предлагает учащимся закрыть глаза и прослушать
мелодию «Прекрасное далеко» и рассказать о том, с каким насекомым у них
ассоциируется эта песня.
|
Выполняют. Рассказывают о своих ассоциациях,
объясняют их.
|
Актуализация знаний, проверка домашнего задания. К уроку
учащимся нужно было подобрать загадки на русском, казахском, английском языке
о насекомых (по отрядам): 1) перепончатокрылые, 2) двукрылые, 3) прямокрылые
|
Опрашивает учашихся о признаках, характерных для
определенного отряда. Предлагает выбрать из всех ответов самое полезное
насекомое, самое вредное насекомое и насекомое, которое ничем не
примечательно. Обосновать свой выбор
|
Загадывают загадки гостям урока и друг, другу. Описывают
особенности отрядов. Выдвигают версии
|
3.Определение темы урока.Совместное целеполагание.
|
В нестандартной форме сообщает тему урока.
Организует совместное с детьми целеполагание ( в виде исследовательской
беседы)
Во многих странах мира поставлены памятники полезным
насекомым (например, в Польше и Японии пчелам). А вот в США, штате Алабама
есть фонтан, изображающий богиню плодородия, держащую в руках чашу с
бронзовым жуком – долгоносиком. Как можно это объяснить, зная о вреде,
который причиняет это насекомое?
Оказывается много лет назад жуки – долгоносики
привели в негодность целые поля хлопка, разводимого местными фермерами. Жуки
причиняли огромные убытки, и никакие ядохимикаты их не брали. Тогда фермеры
просто перестали сеять хлопок, а вместо этого занялись животноводством и
стали выращивать картофель, кукурузу. Арахис. Спустя некоторое время фермеры
стали очень богатыми и в благодарность жуку создали памятник.
|
Определяют тему урока и формулируют цели
|
Самостоятельное изучение нового материала в
микрогруппах по учебным ресурсам. Подготовка постеров
|
Организация обсуждения критериев оценки работ.
В связи с тем, что в классе всего три ученика,
учитель предлагает принять участие в групповой работе гостей урока. При
необходимости помогает ученикам, следит за ходом их работы. Тайм-менеджмент. Формативное
оценивание и поддержка.
|
Предлагаю критерии оценки.
Приглашают учителей к сотрудничеству. Разбиваются на
микрогруппы по желанию. Распределяют роли. Учитываются индивидуальные
способности. Самостоятельно изучают учебный материал по ресурсу. Готовят
постеры
|
Презентация постеров – итогов работы учащихся с
учебным ресурсом «Нужны ли нам насекомые?»
|
Организация презентации работ.
Для оценки постеров используется «Ярмарка» с
участием гостей, пришедших на урок.
Анализ работ по методике «Две звезды, одно
пожелание». Голосование. Поощрение. Критериальное оценивание с использованием
пунктов разработанного совместно с детьми «Кодекса плодотворной работы».
|
Защищают работы. Участвуют в «Ярмарке»
|
Закрепление и расширение знаний. Выполнение заданий
из «Волшебного сундучка», проиллюстрированное слайдами и флипчартом.
|
1. Сформулировать
и обосновать Правила поведения в природе.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Бионика –
наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у
природы. Бионика занимается изучением и копированием природных “ноу-хау”.
Например:
- Форма
подводных лодок как форма тела прекрасных пловцов – дельфинов.
-
Создана землеройная машина, которая двигаясь под землей
подобно кроту, пробивает тоннель с гладкими стенами.
-
Сконструированы инфракрасные детекторы схожие по работе с
термолокаторами мух, клопов, самок комаров, змей.
-
Шестиногий робот, гексапод, построен по результатам изучения
системы передвижения таракана.
- Застежка
“липучка” была создана после изучения плодов дурнишника, которые
прикрепляются к одежде человека при помощи маленьких крючочков.
- Рыцарские
доспехи.
- Весла (задняя
пара ног жука-плавунца).
-
Фосфоресцирующие стрелки часов (светлячки).
- Цифровая
матрица фотоаппарата или видеокамеры (глаза насекомых).
-
Оросительные влагосборники (сети из тончайших шелковых нитей,
развешиваемые под ветер для конденсации влаги на основе ливийских пустынных
ос).
- Хитиновые
ёмкости для хранения плавиковой кислоты (среди пещерной фауны
имеются бактерии, преобразующий воду и фторид серы в плавиковую кислоту, она,
в свою очередь, разъедает кварц и даёт тепло для жизни этих бактерий). А ими
в пещерах Южной Америки питается особый род пещерных насекомых – бразильский
пещерный сверчок. При этом само насекомое существует только за счет энергии
бактерий, живущих у него в полости тела, и не растворяются от их кислоты за
счет хитина головы и груди.
Определите,
какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название
насекомого и соответствующий предмет. (Задание на соответствие)
Комар многоэтажный
дом
Глаза
стрекозы вертолет
Жук-олень шприц
Муравей монитор
Стрекоза плоскогубцы
Жук-плавунец светящиеся
стрелки часов
Светлячок вёсла
3. Назовите
прилагательные, которыми можно охарактеризовать насекомых. (Возможные ответы:
летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые,
многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)
4.
А каких насекомых взяли бы вы с собой в случае всемирного потопа?
5.
Найдите
предложения с ошибками и исправьте их.
1)
Насекомые – немногочисленная группа животных.
2)
Тело насекомых состоит их головы, груди, брюшка.
3)
У насекомых две пары усиков.
4)
Бионика – наука о строении насекомых.
5)
Насекомых-вредителей можно и нужно уничтожать.
|
Самостоятельная творческая работа в парах
|
Сообщает
задание
|
Составить мини-рассказ, включающий следующие
термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь,
охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.
|
Домашнее задание
|
Задает и комментирует домашнее задание
Составить кластер «Насекомые в моей жизни и Я в
жизни насекомых»
Разноуровневое, творческое домашнее задание.
Учащиеся могут выбрать форму подготовки домашнего задание
1)
Нарисовать
памятник насекомому, обосновать свой выбор.
2)
Составить
сказку «Планета Земля без насекомых».
3)
Подобрать
приметы о насекомых-барометрах
4)
Решить
задачу. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту
мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?
|
Записывают в дневник домашнее задание.
|
|
Отвечает на возникшие у ребят вопросы.
|
Задают вопросы учителю, если таковые возникли.
|
Подведение итогов урока.
|
Самооценка.
Взаимооценка. Формативное оценивание.
|
Принимают активное участие в подведение итогов
урока, взаимооценивают друг друга, проводят самооценку.
|
Рефлексия
|
Организует рефлексию учащихся, помогает им
проанализировать свои действия.
«Рефлексивная мишень».
Существуют ли бесполезные насекомые?
Значение
насекомых.
-
Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук,
жуки-короеды, жуки-усачи.
-
Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки
(питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один
муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).
-
Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц),
яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).
-
Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха
(брюшной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф),
блохи (чума).
-
Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.
-
Опыление растений.
-
Шелк.
-
Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.
Вредители
поля и огорода.
Как должны складываться отношения человека и
насекомых?
(Под
мелодию «Прекрасное далеко»)
Как
многозначно слово – Мир.
И все, что есть под небесами,
Все тесно связано вокруг
И небеса с их чудесами,
Мы называем словом – Мир.
(примеры мы не будем множить).
Цветка
не задевай ты вдруг,
Чтобы
звезды не потревожить.
(Дж.
Томсон)
|
Рефлексиреют , учатся анализировать свои действия и
мысли , с целью дальнейшего развития.
|
Вывод: в ходе урока цели и задачи урока
достигнуты,
|
при этом использовались активные методы и приёмы
организации деятельности учащихся.
|
Ребята большую часть времени работали самостоятельно
под руководством учителя.
|
РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Нужны ли нам насекомые?
Большое количество насекомых питается растениями.
Таковы, например: большинство гусениц бабочек, практически все равнокрылые
хоботные, многие прямокрылые, клопы, жуки.
Многие из них вредят сельскому хозяйству и
лесоводству, повреждая культурные растения и древесные насаждения.
Важным источником пищи для насекомых может служить
цветочная пыльца, которая очень богата белком. Поэтому за пыльцой на цветки
прилетают самые разнообразные насекомые: бабочки, пчёлы, мухи, жуки и
представители других отрядов.
Посещая один цветок за другим, эти насекомые на своем теле переносят пыльцу
между растениями и обеспечивают перекрестное опыление. Поэтому сами растения
нуждаются в насекомых и используют для их привлечения богатый углеводами
нектар, яркую окраску и аромат цветков.
Многие насекомые, например большинство бабочек, вовсе
не едят пыльцы, ограничиваясь нектаром.
Многие насекомые питаются другими насекомыми и другими
беспозвоночными. Одни из них нападают на жертв, убивают их и сразу поедают –
таких насекомых называют хищными. Другие длительное время живут в теле живых
хозяев, поедая их постепенно, – это насекомые-паразиты.
Хищные и паразитические насекомые играют в природе
очень большую роль. Они не дают чрезмерно размножаться другим насекомых и тем
самым защищают от них растения.
Когда с насекомыми-вредителями борются с помощью
специальных ядов (инсектицидов), то…
Во-первых, одновременно губят и других животных.
Во-вторых, ядовитые вещества попадают в растения, в
воду, а в итоге – в организм человека, вызывая у него болезни.
Однако вместо химических средств можно использовать
для борьбы с вредными насекомыми их естественных врагов, многие из которых
питаются только определенными видами насекомых.
Самая многочисленная в Евразии коровка – семиточечная
– используется для борьбы с тлёй. Одна ее личинка за день способна уничтожить
до 60-100 взрослых тлей или до 300 их личинок. За период своего развития она
съедает их более 1000. Семиточечная коровка хорошо разводится в инсектариях
(специальных помещениях для разведения насекомых). При массовом размножении
тлей, жуков специально рассеивают над полями с самолетов.
На юге сейчас используют амброзиевого листоеда для
того, чтобы остановить расселение американского сорного растения амброзии.
Ведутся опыты по использованию американских хищных
клопов для борьбы с колорадским жуком, не имеющим у нас естественных врагов.
Этот способ защиты растений от вредителей называется
биологическим.
Среди насекомых есть виды, вооруженные ядовитыми
веществами. Некоторые из них способны причинить вред здоровью человека.
Наиболее известны в этом отношении жалящие
перепончатокрылые, прежде всего – общественные осы и пчелы. Защищая гнезда, они
могут наносить человеку болезненные ужаления.
Сильные раздражения кожи и верхних дыхательных путей
могут вызывать ядовитые, легко втыкающиеся в кожу и обламывающиеся волоски
некоторых гусениц, например златогузки.
Пострадать также можно от некоторых жуков, многие из
которых при опасности выделяют ядовитые жидкости. Попадание этих веществ на
кожу может приводить к возникновению раздражений, нарывов и язв, а в глаза – к
тяжелым поражениям, вплоть до слепоты. Особенно опасны в этом отношении
жуки-нарывники.
А также некоторые коротконадкрылые жуки, как например
коротконадкрылый жук-синекрыл – обладатель сильного яда.
Ядовитые вещества содержит слюна кровососущих
насекомых, кроме того сами они могут переносить возбудителей заболеваний
человека и домашних животных.
Блоха человечья. Взрослые блохи паразитируют на
птицах, млекопитающих и человеке, питаясь кровью. Их укусы вызывают сильный зуд
и аллергическую реакцию, а иногда и местные воспалительные процессы. Некоторые
виды блох являются переносчиками опаснейших заболеваний человека, таких как чума
и сыпной тиф. Эпидемия бубонной чумы, вспыхнувшая в Средние века, унесла жизни
одной четверти всего населения Европы!
Муха цеце. Обитает в тропиках и субтропиках Африки.
Переносчик трипаносом – возбудителей сонной болезни человека и
"наганы" (болезнь лошадей и крупного рогатого скота).
Комар обыкновенный. Слюна кровососущих комаров
содержит ядовитые вещества, они препятствуют свертыванию крови, облегчая этим
насекомым питание. В то же время слюна этих насекомых может вызывать сильное
раздражение кожи и аллергические реакции.
Комар малярийный. При посадке у малярийного комара
брюшко приподнимается под углом в 30-40 градусов к поверхности в отличие от
немалярийных комаров, которые держат свое тело почти параллельно поверхности.
Малярийные комары являются переносчиками возбудителей тяжелого заболевания
крови – малярии.
Образование почвы, разложение накапливающихся в ней
органических остатков, их превращение в минеральные вещества, доступные для
растений, – всё это происходит при активном участии насекомых, прежде всего –
почвенных.
Ногохвостки – организмы, питающиеся отмершими частями
растений, трупами животных и их экскрементами. Благодаря их деятельности
происходит разложение органики и в почву возвращаются простые минеральные
вещества.
Личинка жука бронзовки питается перегноем и
разлагающими остатками растений.
Кожеед – жук, в природе участвующий в переработке
сухих остатков мертвых животных, а в доме превратившийся во вредителя запасов и
зоологических коллекций.
Насколько важна роль насекомых в переработке
органических остатков, можно увидеть на примере истории австралийских пастбищ.
До того, как человек завез в Австралию домашний скот, там не было копытных
животных. Не было и насекомых, способных перерабатывать их навоз. Поэтому
поначалу навоз стал накапливаться на пастбищах, покрывать их плотной коркой и
препятствовать росту травы. Для того чтобы справиться с навозом и спасти
пастбища, пришлось завезти в Австралию гавайские, европейские и южноафриканские
виды жуков-навозников, способные питаться навозом крупного рогатого скота и
других копытных.
Не только насекомые способны принести вред человеку,
но и сами люди нередко создают проблемы насекомым. При этом от деятельности
человека часто страдают виды, не приносящие ему никакого вреда, а украшающие
природу или даже полезные человеку как опылители растений или естественные
враги насекомых-вредителей. Они становятся редкими и даже вымирают.
От сохранения хотя бы части нетронутых уголков
природы, где обитают редкие виды насекомых, зависит то, сохранятся ли эти насекомые
в будущем или исчезнут.
Некоторые виды насекомых занесены в Красную Книгу.
Да, насекомые нам нужны, хотя не везде и не всегда.
Они во многом создают привычный нам мир, поддерживают равновесие в природе,
перерабатывают остатки отмерших организмов, участвуют в образовании почвы.
Наши интересы и интересы насекомых не всегда
совпадают, однако чаще всего в этом есть и наша вина – например, мы не
научились создавать на полях и в садах гармонию, подобную гармонии дикой
природы. В данном случае, насекомые уничтожают наш урожай, оказавшись в
неестественно благоприятных для них условиях.
Многие овощные, плодовые и другие культурные растения
нуждаются в перекрестном опылении и поэтому зависят от насекомых.
Если бы насекомые исчезли, погибли бы и очень многие растения,
и птицы, и другие животные, мир бы неузнаваемо изменился, и вряд ли бы в нем
нашлось место человеку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.