Урок биологии 9
класс
Решение генетических задач
Урок – игра: «Женитьба Проши»
учитель:
Шаповалова
Валентина
Серафимовна
2006 – 2007 учебный год.
Цель
урока: научить
расчету вероятностей случайных событий при решении генетических задач.
Закрепить навыки решения задач на моногибридное скрещивание по определению
пола, наследованию групп крови и других признаков.
Оборудование:
«портреты»
Проши, Ли, Моники, Мери, динамическое пособие «Определение пола», цветной
платок, академическая шапочка.
Ход урока:
I.Организационный
момент.
Учитель предлагает отменить урок и оценки,
а провести заседание ученого Совета генетиков с присвоением ученых званий и
вручением премий. Предлагает всем «войти в образ».
II.Повторение
основных генетических понятий.
(учитель
надевает академическую шапочку).
- Что же
изучает наша любимая наука генетика? Дата основания и основоположник
генетики.
- Какой
признак называют доминантным?
- Какой признак
называют рецессивным?
- Сколько
пар хромосом в кариотипе человека?
- Чем
кариотип мужчины отличается от кариотипа женщины?
- Как
называются неполовые хромосомы?
- Какой пол
у мужчин гомогаметный или гетерогаметный? Почему?
- Как
обозначаются гомогаметные особи?
- Как
обозначаются гетерогаметные особи?
III.Решение задач на
определение пола.
Учитель
говорит о том, что за генетической консультацией обратилась и предлагает ее
послушать.
(Меняет
шапочку на платок)
Посетительница: Здравствуйте! У меня есть сынок Прошенька.
Красавец писаный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Вот его
портрет. Прошенька, конечно, при такой наружности в артисты пошел. Сейчас его
пригласили сниматься в Голливуд. Задумал Прошенька жениться, да никак не может
выбрать из трех невест – все хороши и характером и внешностью! Он фотографии
цветные прислал. Девушки – иностранки, но мне лишь бы любили моего сына да
родили мне внученьку.
(На доске
прикрепляются «фотографии» девушек.)
Скажите, а
на какой из трех девушек должен Прошенька жениться, чтобы у них родилась
девочка?
(Учитель
меняет платок на академическую шапочку)
Профессор: Ну а как думаете вы, уважаемые
коллеги?
Может ли
вообще быть у Проши девочка? А для этого на ком ему нужно жениться? Какова
вероятность рождения дочки? Давайте, произведем расчеты.
Решение задачи:
На доске:
Дано:
Решение:
ХХ
Р ХХ
ХУ
ХУ гам
F1 ХХ ХУ ХХ ХУ
Найти:
F1-
?
Работа с динамическим пособием:
Вероятность
рождения девочки – 50%
мальчика – 50%
(Все ученики
работают в тетрадях)
Профессор: Кто даст сударыне исчерпывающий
ответ?
(Вероятность рождения девочки в браке с любой девушкой 50%. Пол
ребенка зависит от активности У
гамет и полностью зависит от мужчины.
IV.Решение задач на моногибридное скрещивание.
Посетительница: Знаю, часто дети похожи не
на родителей, а на бабушку с дедушкой и поэтому я попросила Прошу обо всех
написать.
Корейка
ЛИ - кареглазая, похожа на всех своих родственников.
Немка
МОНИКА - голубоглазая. Ее родители оба кареглазые.
Англичанка МЭРИ - зеленоглазая. Ее
отец совсем как Проша -
голубоглазый, а мать зеленоглазая.
На ком же жениться Проше, чтобы внучка у меня была голубоглазая?
Профессор: Коллеги, давайте определим:
1. Доминантные и рецессивные признаки
(А – карие глаза, а – голубые глаза, А1 - зеленые
глаза.);
2. Определим генотип молодых
людей:
Проша - аа
Ли - АА
Моника - аа
Мэри - Аа
3. Можно ли сделать исключение? Почему?
4. Определим вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Мери и
Моникой.
Решение задач у доски и в тетрадях.
Дано: Моника
Мери
Р
аа аа А1а аа
А – кари
А – голубые гам
А1 - зеленые
F1 аа аа аа аа А1а аа А1а
аа
г г г г
з г з г
F1 - ?
Ли
Р
АА аа
F1 Аа Аа Аа Аа
Гам
к к к к
Даем исчерпывающий ответ. Вероятность рождения голубоглазых детей в
браке с Моникой –100%
С Мэри - 50%
V.Решение
задач на наследование групп крови.
Учитель: Давайте представим, что прошел
год.Вновь у нас та же посетительница.
Посетительница: Я к вам опять за советом…
Женился Проша на Мери, я ее теперь по-нашему, Машенькой зову. Все у них
хорошо. Неделю назад родилась у них дочь голубоглазая. Вот радость-то! Но и в
Америке бывают безобразия: в роддоме в первый день мою внучку перепутали с
девочкой другой супружеской пары. Сразу же сделали анализ крови и отдали
Машеньке девочку с IY группой крови. Хотя у Проши III, а у Мэри II, а у родителей другой девочки I и IY группы. Не перепутали ли врачи?
Профессор: Коллеги, попробуем разобраться в ситуации.
1. Вспомним, какие гены определяют группы крови?
I группа 00
II группа 0А или АА
III группа 0В или ВВ
IY группа АВ
2. Обозначим группы крови Проши – 0А (АА)
Мери - 0В (ВВ)
другой супружеской пары - 00
- АВ
3. Произведем расчеты.
Мери и Проша Родители
другой пары
Дано: Решение: Дано:
Решение:
0А Р ОА ОВ Р ОО Р ОО АВ
гам гам
0В АВ
F1 ОО ОВ ОА АВ F1 ОА ОВ ОА ОВ
I III II IY II III
II III
F1 - ?
F1 - ?
Посетительница: И что же вы мне, милые,
скажите?
Ученик: Врачи не ошиблись. У Мери и Проши
могут быть дети с IV группой крови. (Вероятность – 25%), а
у другой супружеской пары не может быть детей с IV группой
крови.
VI.
Домашнее задание:
Профессор: Коллеги, мы просчитали только I вариант вероятности.
Еще осталось три (ОА и ВВ, АА и ОВ, АА и ВВ). Их нужно тоже будет
просчитать.
VII. Обобщение.
Профессор:1. Давайте дадим понятие
терминам:
фенотип
генотип
аллельные гены
гомологичные хромосомы.
2. Сформулируем I закон Менделя.
3. В каком случае мы его сегодня применяли?
4. Вспомним II закон Менделя.
5. Использовали ли мы его сегодня?
VIII.
Подведение итогов урока.
Профессор: А теперь подводим итоги. За
определенные успехи и достижения в области генетики
ученая степень бакалавра и балловская премия «четыре умника» вручается
…
ученая степень магистра и балловская премия «пять умников» вручается…
Спасибо за
урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.